Биопринтинг в космосе

Татьяна Врацкая. Фото пресс-службы «ИНВИТРО»

Технология биопринтинга — создание в перспективе искусственных органов методом магнитной биопечати — выходит на космическую орбиту.

Биопринтер «ОрганАвт» совсем не похож на обычный принтер: клеточная сборка происходит в отдельных камерах под влиянием магнитного поля.

На современном этапе развития космической биологии и медицины недостаточно изучать влияние невесомости на организм человека в целом. Необходимо понять, как ведут себя в условиях микрогравитации отдельные клетки: как они выполняют свою внутриклеточную работу по синтезу белков, как делятся, как передают сигналы и взаимодействуют с другими клетками.

В канун Дня космонавтики в ИЦ «Сколково» прошёл международный симпозиум «Биофабрикация в космосе: новые возможности проведения биологических экспериментов», посвящённый этим важнейшим вопросам космической науки. Симпозиум организовали лаборатория биотехнологических исследований «3Д Биопринтинг Солюшенс», компания «ИНВИТРО», госкорпорация «Роскосмос» при поддержке партнёра «Просто космос».

Технологии биопечати органов и тканей на Земле и в космосе посвятил доклад профессор Владимир Миронов, пионер в области 3D-биопринтинга*, научный руководитель лаборатории «3Д Биопринтинг Солюшенс». Он обратил внимание на принципиальный момент: в условиях невесомости процесс биопечати происходит не так, как на Земле. В земных условиях биопечать идёт послойно, а в невесомости можно применить объёмный метод, подобно лепке снежка, когда искусственный орган будет формироваться сразу в трёх измерениях.

Профессор медицинской школы Стэнфордского университета Уткан Демирчи, рассказывая об имитации условий невесомости для клеток с помощью парамагнитных частиц гадолиния, отметил, что в магнитных полях клетки, содержащие гадолиний, могут «левитировать», а это даёт возможность сортировать их и организовывать самосборку клеточных структур.

Достижениями в области клеточных технологий поделились также специалисты из Института медико-биологических проблем (Россия), Университета Отто-фон-Герике (Магдебург, ФРГ), Ортопедического института Галеацци (Италия), Индийского технологического института, Технологического института Измира (Турция).

«Так как мы являемся одними из мировых лидеров в сфере биопринтинга, — отметил в своём выступлении Юсеф Хесуани, управляющий партнёр «3Д Биопринтинг Солюшенс», — нам важно выступать инициаторами и организаторами таких мероприятий, которые, без сомнения, дают толчок для развития отрасли. Когда мы собираем вместе лучших учёных в своей области со всего мира, генерируем новые идеи, делимся опытом, то это приводит к разработке новых решений и позволяет нам наладить долговременное сотрудничество».

На симпозиуме состоялся и сеанс связи с командой МКС. Космонавты Антон Шкаплеров и Олег Артемьев рассказали о текущих экспериментах на орбите и подтвердили готовность к участию в новых исследованиях и экспериментах. Уже известно, что в IV квартале 2018 года на Международную космическую станцию будет доставлен магнитный биопринтер «ОрганАвт», разработанный лабораторией «3Д Биопринтинг Солюшенс», и начнутся эксперименты по печати живых тканей в условиях микрогравитации.

* Миронов В. Биопечать вместо донорских органов // Наука и жизнь, 2013, № 11.

Другие статьи из рубрики «Новые технологии»