Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ОХ УЖ ЭТОТ СПАМ

А. Захарченко.

Интернет погибнет от спама - все чаще утверждают специалисты. Действительно, количество спама - непрошеной рекламы - нарастает в Сети лавинообразно. Практически все пользователи электронной почты регулярно находят в своих почтовых ящиках ненужные сообщения, причем число их нередко достигает десятков, а то и сотен. Найти среди них "свою" почту - отдельная и небыстрая работа. Сталкиваются с этой проблемой и наши читатели. На их вопросы: откуда берется спам и какие методы борьбы с этим злом существуют? - отвечает системный администратор НТЦ "Электрон-Сервис"

Чем лучше изучишь врага, тем легче с ним бороться. Поэтому попробуем проанализировать, что представляет собой спам, с чем его, так сказать, едят и откуда он берется. Итак.

В подавляющем большинстве случаев спам - это просто нахальная реклама чего угодно: от финансовых надувательств под лозунгом мгновенного обогащения до языковых курсов и импортных автомобилей. Как у всякой рекламы, конечная цель спама - тем или иным способом выманить деньги из адресата. Или прямым (пусть что-то купит), или косвенным (пусть под нашим лозунгом "погуляет" по сайтам, а мы, например, накрутим счетчики посещаемости).

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

У человека, чей почтовый ящик в очередной раз оказывается забит спамом, закономерно возникает вопрос: почему страдает именно его почта? Но тут, как ныне принято говорить, ничего личного. Просто ваш ящик попал в список рассылки. А адреса для рассылки спама берутся из самых разных источников - например, с веб-страниц или из телеконференций. Более того, существуют большие списки электронных почтовых адресов, которые одни поставщики спама (спаммеры) предлагают другим за соответствующее вознаграждение.

Кроме того, некоторые программы рассылки спама "берут" известный домен и пытаются угадать адреса пользователей, подставляя различные имена, в надежде, что кто-нибудь из пользователей взял себе такой логин.

Защититься от подобной программы "угадайки" достаточно легко. Нужно лишь вместо тривиального alex@ или annа@ выбрать себе невразумительный, не похожий на обычные слова адрес, хотя это и не всегда удобно для ваших корреспондентов.

А вот от попадания в списки рассылки застраховаться сложнее. Здесь необходимо следить, чтобы ваш адрес не встречался ни в телеконференциях, ни на веб-страницах, то есть его нельзя сообщать никому, кроме тех, с кем вы переписываетесь. Если же для получения нужной информации из Сети необходимо "засветить" свой почтовый адрес (особенно на сайтах, не внушающих особого доверия), лучше всего завести временный почтовый ящик, указать его, пройти регистрацию, а потом этот временный адрес уничтожить.

Но когда мишенью для спама стал ваш основной адрес, - пишите пропало. Значит, он попал в сетевые базы, и теперь его оттуда не вычистить. Так что, если несанкционированные рассылки сильно портят вашу жизнь, остается единственное средство - отказаться от старого адреса, завести другой и усилить меры секретности.

Однако поменять известный многим корреспондентам адрес не всегда легко, а в некоторых случаях режим секретности вообще неприменим. Например, вам необходимо публиковать свой адрес для разговоров с широкой общественностью (среди которой наверняка водятся и бессовестные рекламщики). Что ж, если засекреченность вам не годится, нужно переходить к техническим средствам борьбы со спамом.

Здесь в самом выгодном положении находятся администраторы почтовых узлов. Так, на почтовом сервере можно завести "черный список" спаморассыльщиков, которых система не будет даже пускать на порог. ( Для этого используется подключение к общесетевым "черным спискам" или заводится свой локальный список.)

Кроме того, всю входящую почту можно пропускать через эвристический анализатор, который частично отсекает спам, ориентируясь на характерные особенности этих сообщений (следы программ массовой рассылки, злоупотребление HTML - форматированием, ключевые фразы о миллионах долларов и т.п.). Существуют и другие приемы борьбы с рекламой на уровне сервера.

Конечному же, то есть индивидуальному, пользователю заниматься техническими методами борьбы труднее, да и возможностей у него меньше (например, он не может запретить передачу сообщения в момент соединения между серверами). Но если уломать администратора своего почтового сервера на включение спам-контроля удается не всегда, то хотя бы "запихнуть" часть приходящего спама в долгий ящик он в состоянии. Сошлюсь на личный пример. Одно время у меня "валились в карантин" все сообщения в формате text/html и тексты во всех кодировках, кроме koi8-r. За два года работы фильтра были отброшены лишь восемь нужных сообщений, а спама отсекалось по десятку листовок в день.

Однако, подводя итоги, следует с сожалением признать, что на самом деле все описанные выше меры защиты - половинчатые. Да, можно держать свой адрес в секрете, но его могут узнать или случайно угадать. Можно "накручивать" хитрые фильтры, но их могут обойти. Можно заводить мегабайтные черные списки, но спаммер заведет себе другой, третий, пятнадцатый адрес.

Единственный по-настоящему эффективный метод борьбы со спамом - это сделать его невыгодным. Придет реклама сайта - не ходите на него. Придет реклама товара - не покупайте. Придет реклама услуг - не пользуйтесь. Найдите более честного поставщика, который не замусоривает ваш ящик. И не рассылайте спам сами.

Если так будет поступать каждый, спам отомрет естественным путем.

Жаль, что это, скорее всего, утопия...

*

И в заключение - практический совет по борьбе со спамом от кандидата физико-математических наук А. Костузика .

Когда спам засоряет почтовый ящик, в море "мусорных" писем теряются адресованные вам полезные сообщения. Кроме того, довольно часто такие непрошеные гости содержат вирусы. Как с этим бороться? Вот один из способов, который хорошо служит мне уже много лет.

Заведите себе несколько почтовых ящиков, например на http://mail.ru, http://www.km.ru/ или даже на http://www.yahoo.com/, благо бесплатных почтовых серверов существует великое множество. Один из адресов можно сообщать всем, другой - только друзьям, третий использовать для деловой переписки, четвертый... ну, и так далее. Только не забывайте время от времени просматривать и чистить эти несколько ящиков от мусора, а нужную информацию пересылать на свой адрес у "родного" провайдера. И вот этот, последний адрес уже не давайте никому, причем сделайте в нем имя достаточно сложным, чтобы предотвратить "угадывание". Например: poprodanazapere@.

Кстати, такой способ снижает риск от писем с автоматически запускающимися вирусами, если, конечно, вы не будете открывать их все подряд.



Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Человек и компьютер»