№10 октябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Сардана для виолончели и народа

Евгений Ломовский. Фото автора

Сардáну танцуют, взявшись за руки.Солнечным днём 1940 года, когда всем было не до веселья, её танцевали на неказистой площади в центре маленького города Прад у подножья французских Пиренеев. Женщины в стоптанных туфлях и застиранных платьях, редкие в собравшейся тёмной толпе, первыми встали в круг. Вместе с остатками армии поверженной Реcпублики они проделали героическое отступление от Барселоны, сданной в феврале 1939-го. Победители, испанские «национальные силы» генерала Франко, преследовали их по пятам. Скользя, падая и поднимаясь, эти каталонки превозмогли снежные перевалы — и теперь, едва заслышав звуки музыки, они пошли танцевать. Их натруженные ноги не забыли мягкие чёткие па, разученные в детстве; не забыли, как легко надо подпрыгивать в такт оркестру. Он-то был на высоте; но кто знает, как сумели его музыканты сюда дойти, и дойти вместе, как сумели донести свои инструменты.

На сверкающий звук трубы примчался, запыхавшись, вызывающе рыжий беглец, ускользнувший из Варшавы, захваченной Гитлером.

— Что это, что?.. Я такого никогда не слышал! — суетливо запричитал он, задыхаясь. — Скажите мне уже, что они играют?

— Это сардана, лучшая музыка в мире, — ответил ему каталонец. И он ответил так, потому что был каталонец...

Продолжение статьи читайте в номере журнала

Журнал добавлен в корзину.
Оформить заказ
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее