"ОСЕВОЕ ВРЕМЯ" НА ПЛЕЧАХ ГИГАНТОВ

А. АЛЕКСЕЕВ, историк

Река времен в своем стремленье
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы.

Г. Р. Державин


Зодчий Хесира (рельеф из гробницы). XXVIII век до н.э.
Храм Амона в Луксоре. Большая колоннада. Конец XV века до н.э.
Жрец Усерхет. Фрагмент росписи гробницы в Фивах. XIV век до н.э.
Египет. Изображение (прорисовка) хирургических инструментов, найденных в храме Ком-Омбо.
Статуя царского писца Каи. Из гробницы в Саккара. Середина третьего тысячелетия до н.э.
Царевич Рахотеп и его жена Неферт. XXVIII век до н.э.
Изображение созвездий северной части неба Египта. Роспись из гробницы фараона Сети I. XIV век до н.э.
Статуэтка девушки, несущей жертвенные дары. XXI век до н.э.
Парусное судно. Роспись из гробницы в Гизе. XXV век до н.э.
Скульптурная голова царя Саргона Древнего, выполненная из меди. XXIII век до н.э.
Ассирия. Охота на львов. Фрагмент росписи дворца в Тиль-Барсибе. VIII век до н.э.
Персидские военачальники, шествующие на царский прием. Рельеф лестницы в Персиполе. Конец VI века до н.э.
Голова быка. Навершие резонатора арфы. XXVI век до н.э.
Вавилон. Ворота богини Иштар (реконструкция). VI век до н.э.
Наука и жизнь // Иллюстрации
Портреты Аристотеля (вверху) и Еврипида (последний, возможно, принадлежит скульптору Лисиппу). 325 и 330 годы до н.э.
Голова коня _ фрагмент амфоры. Аттика. VI век до н.э.
Фреска из Помпей. Конец IV века до н.э.
Вазописец Клеофрада. Деталь росписи амфоры из Вульчи. 500-490 годы до н.э.
Пракситель. Афродита Книдская (римская копия). Около 350 года до н.э.
Зевс и Ганимед. Скульптурная группа из Олимпии. V век до н.э.
Ваза из Аттики. 700-680 годы до н.э.
Эрехтеон, северный портик. V век до н.э.

Река времени рождает ощущение мощи и необратимости ее течения. Как и над истинными реками, над Рекой времени мы можем словно парить, обозревая с высоты птичьего полета ее сложные изгибы, разливы и водопады. Но такое возможно, если двигаешься в направлении истоков. Дальнейшее течение Реки времени, наше будущее, скрыто плотной пеленой. Да и в доступной ее части прошлое возможно познавать, анализировать и только - прошлое уже состоялось и вовеки пребудет неизменным.

Люди, склонные во всем искать систему, пытаются хотя бы мысленно придать Реке времени удобный для изучения вид. Они рассекают единый поток на отдельные ручейки - страны, регионы и цивилизации, разделяют его на этапы, эпохи и периоды. Рассмотрим один из таких периодов.



РУБЕЖ, КОТОРЫЙ ПЕРЕСЕКЛО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

Несколько столетий назад в Европе сложились исторические представления, основанные на чисто европейских реалиях, главные из которых - падение Западной Римской империи, жизнь и культура, определяемые Средневековьем. Позже советские историки связали эту эпоху со сменой общественных формаций и попытались придать ей всемирный характер, отыскивая во всех концах света признаки примерно одновременной смены рабовладельческого строя феодальным.

Однако почти тысячей лет раньше человечество пересекло рубеж несравненно более важный - так называемое осевое время. Выражение "осевое время" ввел в употребление немецкий философ Карл Ясперс. "Эту ось мировой истории, - писал он, - следует отнести, по-видимому, ко времени около 500 лет до Р.Х., к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 годами до Р.Х. Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день. Это время мы будем называть осевым".

Что происходило тогда на землях, примыкающих к Средиземному морю? Великие цивилизации Египта, Месопотамии и Финикии после двух тысячелетий культурного лидерства отходят на задний план. Другие народы, освоив их наследие, выходят в своем развитии вперед.

Нам ближе всего и понятнее научная составляющая этого наследия. Причем "научная" в современном понимании слова: математика, астрономия, исчисление времени, медицина - вот, собственно, и все, поскольку историки сосредоточивают внимание лишь на той части древнейших знаний, которые сохранились до наших дней практически без изменений.

Правда, и при таком подходе достижения первых цивилизаций выглядят на удивление весомо. Четыре действия арифметики, таблица умножения и вычисление процентов. Арифметическая и геометрическая прогрессии, основы геометрии. Начала хирургии (у древних египтян врачи уже разделялись по специальностям - стоматологи, глазники, урологи и т. п.). Астрономия, строго расчертившая на небесной карте созвездия и пути планет, названных в честь богов (позже римляне заменили имена вавилонских богов своими: Нергала назвали Марсом, Мардука - Юпитером, Иштар - Венерой и т. д.). Именно древние цивилизации разделили год на 12 месяцев, определили неделю семидневной, разделили сутки на 24 часа, час - на 60 минут и минуту - на 60 секунд. Они же разделили окружность на 360 градусов, а градус - на 60 минут. Добавим сюда сюжеты басен и сказок, живущие и поныне...

И уже четыре тысячелетия назад, благодаря морякам, купцам и пиратам, во всех направлениях бороздившим воды Средиземного моря, богатства древнейших культур становились доступными жителям всех прибрежных земель.

Масштабы воспринятого знания огромны, мы зачастую его недооцениваем в полной мере. Наследие Египта и Месопотамии куда более весомо и величественно. Ближайшим соседям на освоение этого богатства потребовались многие века. (Китай, изолированный от Средиземноморья огромными расстояниями, развивался независим о.) Вот наиболее яркие примеры.

У Египта - самой могущественной и консервативной державы - соседние народы прежде всего заимствовали образцы государственного строительства, религиозные и культурные традиции. Многочисленные царьки Восточного Средиземноморья устраивали жизнь подданных и свою собственную на египетский манер: с церемонным придворным этикетом, дворцовыми и храмовыми хозяйства ми, мужскими и женскими рабочими отрядами и т. д.

Цивилизация - явление городское. Крупнейшие города древности находились в Месопотамии. Вавилон и после падения Ассиро-Вавилонской державы не имел конкурентов среди городов Востока, а тем более Запада. На древнегреческого историка Геродота он произвел огромное впечатление: "В Ассирии есть много и других больших городов, но самым знаменитым и наиболее могущественным городом, где у ассирийцев после разрушения Нина (то есть Ниневии) находился царский дворец, был Вавилон... не только очень большой город, но и самый красивый из всех городов, которые я знаю".

Страны Месопотамии - бесспорные лидеры в финансовой области. Монетные системы Греции и Рима в свое время строились на вавилонских весовых соотношениях. Шумеры еще в III тысячелетии до Р.Х. ввели понятие капитала, который они называли "головой" (под этим понималась сумма, отданная взаймы или помещенная в деловую операцию и приносящая прибыль). От вавилонян понятие капитала перешло к грекам, а от них - к римлянам. Наше слово "капитал" происходит от латинского caput, что тоже значит "голова".

И если Шумер - родина бухгалтерии, то его преемники - Вавилония и Ассирия играли роль нынешней Швейцарии. Не ограничиваясь ссудами на срок под проценты, ассиро-вавилонские банкиры предоставляли купцам кредиты для отдельных торгово-коммерческих операций, принимали и выдавали вклады, проводили безналичные расчеты между вкладчиками, принимали к оплате выданные вкладчиками чеки. На протяжении многих столетий соседние народы учились у Вавилона приемам ведения торгово-финансовых операций. Сначала это делали финикийцы и хетты, позже - греки.

И под конец такой небольшой штрих. Первым из историков Геродот отмечал, что свинью египтяне считали нечистым животным и от них это отношение перешло к евреям, арамеям и арабам. У египтян же многие народы переняли обрезание. "Только три народа на земле искони подвергают себя обрезанию: колхи (жившие на западном побережье Черного моря), египтяне и эфиопы, - писал Геродот. - Финикияне же и сирийцы, что в Палестине, сами признают, что заимствовали этот обычай у египтян... Что до самих египтян и эфиопов, то я не могу сказать, кто из них и у кого заимствовал этот обычай. Ведь он, очевидно, очень древний". Позже обычай обрезания был освящен сначала иудейской, а потом и мусульманской религиями.

ВОЛНЫ ПЕРЕСЕЛЕНИЙ И ПИСЬМЕННОСТЬ

Предки греков пришли в Восточное Средиземноморье на рубеже III и II тысячелетий до Р.Х. Пришедшие племена расселились на Балканах, на островах Эгейского моря и в прибрежных районах Малой Азии, растоптав на своем пути раннюю цивилизацию пеласгов. Пришельцы жили отдельными общинами - полисами, каждая со своими богами, своим гражданством, своими законами и обычаями. Когда в середине II тысячелетия до Р.Х. серия природных катаклизмов погубила Критское царство, часть полисов соединилась в богатую (хотя и довольно рыхлую) Микенскую державу. Их цари стали подражать египетским фараонам и критским государям.

Позже с севера на Балканы хлынула вторая волна нашествия - родственные прежним пришельцам, но более дикие племена дорийцев. Их вторжение привело к многовековому упадку цивилизации на берегах Эгейского моря: разрушенные дворцы, запустевшие города и села, забвение письменности, возврат к каменным орудиям и утвари. Централизованное хозяйство микенских царей, устроенное по египетским и критским образцам, рухнуло.

Однако вторжение дорийцев дало толчок к многовековому переселению народов, охватившему все Восточное Средиземноморье. Один из эпизодов этого движения известен как Троянская война. Во время многолетней осады малоазиатской Трои разрозненные племена дорийцев, ахейцев, ионийцев, эолийцев впервые ощутили себя единым народом - эллинами. Свою страну они стали именовать Элладой - Hellas (слово "Греция" появилось позже: жители Италии так назвали часть земель на Балканском полуострове по имени небольшого племени "греки").

В эту варварскую Элладу купцы и пираты привозили из-за моря красивые изделия, а также рабов - и среди них грамотных! Новые вещи и новые понятия постепенно входили в быт варваров, порождая у них новые потребности. Вплоть до VIII века до Р.Х. большая часть предметов роскоши попадала в Грецию с Востока. А что такое "предметы роскоши"? Это образцы изысканности, моды и тонкого вкуса, воплощенные в украшениях, одежде, обуви, косметике, парфюмерии. Прошли века, пока греки научились делать столь же красивые вещи.

Сформировавшись как нация мореходов, предприимчивые и многочисленные эллины успешно конкурировали с более опытными финикийцами в морской торговле, в разбое и основании колоний. К концу VII века до Р.Х. цепь эллинских поселений тянулась по западному побережью Малой Азии, вдоль берегов Сицилии, Корсики и юга Апеннинского полуострова. Современная Южная Италия называлась в ту пору Великой Грецией. Граждане Фокеи (самой северной в Малой Азии древнегреческой колонии), основав в устье реки Родан (современная Рона во Франции) колонию Массилия (Марсель), наладили отношения с Тартессом - финикийской колонией на юге Испании и стали регулярно проникать на своих судах через Гибралтарский пролив в Атлантический океан, куда раньше отваживались выходить одни лишь финикийцы.

Малоазиатский Милет, поддерживавший торговые связи с Египтом, Персией и Индией, создал в Причерноморье не менее 75 колоний. Среди них - Синопа, Трапезунт, Одесс (Одесса), Феодосия, Питиунт (Пицунда), Фасис (Поти), Диоскурия (Сухуми), Пантикапей (Керчь). Жители колонии Гераклея Понтийская, расположенной на южном берегу Черного моря, сами основали колонию Херсонес на побережье Крыма.

Связи между эллинами и Египтом становятся еще прочнее, когда в VIII веке до Р.Х. дорийцы из Спарты, с островов Фера и Родос основали на африканской земле город Кирену. А спустя столетие множество эллинов жили уже в самом Египте. В устройстве колонии Навкратис в дельте Нила приняли участие выходцы из двенадцати, в основном малоазиатских, полисов.

Деловитые, талантливые и любознательные эллины многому успели научиться в Египте и Вавилонии - и непосредственно, и через вездесущих финикийцев. Египтяне, создавшие иероглифическую письменность, ввели дополнительные значки для записи отдельных слогов (спустя два тысячелетия так же поступят японцы с китайской иероглификой). Финикийцы заимствовали у египтян эти значки и только на их основе (не используя иероглифы) придумали свою письменность. Эллинов, согласно преданию, этим значкам научил финикиец Кадм (основавший в Беотии полис Фивы - тезку египетских Фив). Введя особые знаки для гласных звуков, эллины создали, таким образом, настоящий алфавит. Его буквы они называли финикеями. Но если у финикийцев и прочих семитов названия букв имели определенный смысл ("алеф" - скот, "бет" - дом, "гимель" - верблюд, "далет" - дверь и т. д.), то у эллинов они превратились в ничего не значащие "альфа", "бета", "гамма", "дельта"...

Египет ввел в употребление самый удобный материал для письма - папирус (это было во второй половине II тысячелетия до Р.Х.). На нем писали и финикийцы, и эллины, и другие средиземноморские народы. Даже копии писем святого Августина, датируемые VI-VII веками нашего времени, написаны на папирусе. Лишь в VIII веке бумага, проникшая в Средиземноморье из Китая, стала вытеснять папирус.

У ЕГИПТЯН ЭЛЛИНЫ УЧИЛИСЬ ЧТИТЬ БОГОВ

Религия в древности пронизывала не только мировоззрение, но и быт, и общественную жизнь, и политику. Разъять их - все равно, что отделить скелет от мышц. Успех в повседневных делах, по глубокому убеждению древних, зависел от жертвоприношений, которые всегда обставлялись как праздничные религиозные церемонии с угощениями и возлияниями. И неслучайно. Когда-то именно египтяне первыми ввели у себя всенародные празднества и торжественные шествия. Только тот выглядел значительным в собственных глазах и в глазах соседей, кто участвовал в религиозных таинствах и мистериях, но туда допускали далеко не каждого.

Жизнь эллинов невозможно представить без четкого различения "своих" (членов своей фратрии, своей филы, своего полиса) и всех прочих. "Своих" надо поддерживать - и в мирное время, но особенно в войне. В чем же проявлялось это деление на "своих" и "чужих", если все эллины говорили на схожих диалектах, а жители одного полиса - граждане, неграждане и рабы - на одном и том же? "Свои" - это те, кто чтил одних и тех же богов и выполнял те же религиозные обряды. На этой почве заключались политические и военные союзы.

Эллины очень многое взяли из религиозных обрядов египтян. Геродот сообщает о почитании Осириса - Диониса, одинаковых в Египте и Элладе. А вот египтяне избегают заимствовать эллинские обычаи, продолжает Геродот: "Вообще говоря, они не желают перенимать никаких обычаев ни от какого народа". В конечном счете именно это нежелание египтян учиться у других заставило Египет уступить первенство эллинам, превратиться в отсталую и слабую страну.

Первые размышления о природе, жизни и смерти у любого народа тесно связаны с религией. Вот что говорит о египетском учении переселения душ тот же Геродот: "Владыками подземного мира египтяне считают Деметру и Диониса (в Египте это Исида и Осирис. - Авт.). Египтяне первыми стали учить о бессмертии человеческой души. Когда умирает тело, душа переходит в другое существо, рождающееся в тот момент. Пройдя через тела всех земных и морских животных и птиц, она снова вселяется в тело новорожденного ребенка. Такое круговращение продолжается три тысячи лет. Учение это заимствовали некоторые эллины как в древнее время, так и недавно. Я знаю их имена, но не скажу".

Молчание Геродота, вероятно, можно объяснить тайной, окружавшей так называемые Элевсинские мистерии, в основу которых эллины положили учение египтян о переселении душ.

ТАЛАНТЛИВЫЕ УЧЕНИКИ

В "осевое время" эллины завершают процесс обучения, перенимая у Египта и Месопотамии математические, астрономические и медицинские познания. Масштабы египетского влияния в этих областях оценивают по-разному. Одни исследователи, указывая на скудость египетских математических документов, утверждают, что познания египтян в математике, астрономии и медицине были в основном утилитарными. Другие, напротив, считают, что начала теории и систематики, опыта и наблюдений они находят именно в Древнем Египте.

Исследователи заметили, например, полное единство во взглядах египетских врачей и греческой медицинской школы Гиппократа при лечении ранений головы. Поражает сходство в приемах врачевания смещения челюсти, описанных в староегипетских и позднегреческих документах. Египетская рецептура, в основном через эллинов, перекочевала в средневековую арабскую и европейскую медицину. Что же касается упреков в утилитарности, то применительно к медицине она означает лишь одно: египетские врачи лечили людей, а не только писали трактаты о проблемах лечения.

По словам Геродота, землемерное искусство и связанные с ним начала геометрии эллины переняли у вавилонян: "Ведь "полос" (модель небесного свода) и "гномон" (солнечные часы), так же как и деление дня (дневных часов) на 12 частей, эллины заимствовали от вавилонян". По преданию, полос и гномон привез в Элладу Анаксимандр Милетский около 547 года до Р.Х. Основываясь на полученных на Востоке знаниях, этот выдающийся философ выдвинул совершенно сенсационную гипотезу, что "Земля свободно возносится, не будучи ничем связана, и удерживается, так как отовсюду она одинаково отдалена". Он также предположил, что жизнь первоначально возникла в воде и лишь потом распространилась на суше.

Другой знаменитый уроженец Милета, Фалес, был старшим современником Анаксимандра. Знания Фалеса можно бы назвать энциклопедическими, если бы в ту эпоху существовали энциклопедии. Он много путешествовал, в Вавилоне учился астрономии и астрологии, в Египте - земледелию и геометрии. Первым из эллинов Фалес Милетский предсказал солнечное затмение - 28 мая 585 года до Р. Х.

Любопытное предание записал Аристотель. Фалеса многие попрекали бедностью, утверждая, будто занятия философией никакой выгоды не приносят. Тогда, как рассказывает Аристотель, Фалес, предвидя на основании астрономических данных богатый урожай оливок, еще до истечения зимы раздал в задаток небольшую сумму денег, которой располагал, всем владельцам маслобоен в Милете и на Хиосе. Не имея конкурентов, он законтрактовал маслобойни весьма дешево. Когда наступило время сбора большого урожая оливок, многим одновременно потребовались маслобойни, и он, отдавая их в откуп на условиях, желательных ему, собрал много денег, доказав, что и философ при желании легко может разбогатеть. Но не это предмет его стремлений.

Великий Пифагор, подобно Фалесу, тоже ездил в Египет, там он познакомился с математикой, астрономией, с философскими и религиозными идеями.

И вот процесс обучения, длившийся более тысячелетия, подошел к концу. Уже в VII веке до Р.Х. эллины оказались наиболее передовым народом Средиземноморья в духовной области и в сфере знаний. И не только. Их тяжеловооруженные пехотинцы слыли самыми лучшими воинами и служили наемниками у полководцев и царей многих стран, включая египетских фараонов. Египет же и Вавилония отныне и навсегда утрачивают ведущую роль в Западной Евразии и Средиземноморье. "Осевое время знаменует собой исчезновение великих культур древности, существовавших тысячелетиями. Оно растворяет их, вбирает их в себя, предоставляет им гибнуть... Древние культуры продолжают существовать лишь в тех своих элементах, которые вошли в осевое время и восприняты новым началом" (К. Ясперс).

Разумеется, и Египет и Месопотамия продолжали не только существовать в последующую эпоху, но и развиваться. Более того, в производстве, торговле и финансах месопотамские города еще в течение двух тысячелетий сохраняли крепкие позиции: ввоз восточных товаров в страны Европы значительно превышал вывоз вплоть до эпохи Великих географических открытий. Просто Египет и Вавилония перестали быть для окружающих народов вместилищем высших достижений цивилизации. Они достигли рубежа, который так и не сумели перейти.

ДВЕ СИСТЕМЫ МЫШЛЕНИЯ

В "осевое время" коренным образом меняются религиозные представления людей, да и сама религиозная жизнь перестраивается. Прежде ни отдельные люди, ни целые народы свои отношения с богами никак не связывали с моралью. Отношения эти представлялись им своеобразным взаимообменом: "я приношу Богу жертвы, а он в ответ дает мне удачу и охраняет меня от бед".

И вот теперь - очень медленно, очень постепенно - человек приходит к мысли: Богу важно не только то, что ты делаешь непосредственно для него, но и то, как ты поступаешь по отношению к другим людям. Уже в Египте времен Нового царства (1580-1070 годы до Р.Х.) некоторые фараоны именно так понимали свои религиозные обязанности. Почитание того или иного бога перестает жестко связываться с определенной семьей, кланом, общиной, народом. Если во II тысячелетии до Р.Х. фараон Эхнатон насильно (но безуспешно) пытался повсеместно ввести культ солнечного диска, то теперь многие египетские, греческие, индо-иранские боги становятся предметом почитания разных народов. Появляются религии, изначально обращенные ко всем людям, - это частично зороастризм, но в большей степени буддизм.

И еще один важный барьер преодолел человек "осевого времени": усовершенствовались формы умственной деятельности. В древности - гимны богам, молитвы, заклинания, песнопения, а за пределами религии, по соседству с ней - мифы, сказки, песни (или поэмы, похожие на песни), поговорки, басни. Этим, собственно, и ограничивалась духовная сфера человека, пока не появились литературные произведения древности. Часто пленяющие нас глубиной чувства и совершенством формы, они многое могут сказать о людях далеких эпох, показать их внутреннее сходство с нами. Любовь и надежда на лучшее будущее, печаль и страх - все передавалось очень простыми средствами и в то же время с огромной силой.

Но о чем думали люди того далекого времени, о чем размышляли? Ощущение беспредельности окружающего мира уже пришло, да и потенциальная способность человека к познанию была огромна. Но она не находила применения. Связи между понятиями устанавливались с помощью аналогий: закапывание зерна и его прорастание олицетворяло смерть и новое рождение, заход и восход солнца - уход и приход... Так рождались первые религиозные представления о сотворении мира, о духах, о жизни после смерти. Насколько эти аналогии соответствуют действительности? Таких вопросов у древнего человека просто не возникало.

Но наступает "осевое время", и множество людей в разных странах переступают наконец границу между образным и рациональным познанием мира. По словам немецкого философа К. Ясперса, "мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью пришел конец... Основные идеи греческих, индийских, китайских философов и Будды, мысли пророков о Боге были далеки от мифа. Началась борьба рациональности и рационально проверенного опыта против мифа..."

Обычно в нашем сознании обрывки мыслей и образы сменяют друг друга, "цепляясь" за ассоциации. Попробуйте проследить за тем, как они мелькают в вашем сознании, когда вы специально не сосредоточились на каком-то предмете, - в XX веке это назвали "потоком сознания". Но современный человек способен сознательно о чем-либо думать, размышлять, вспоминая или заново устанавливая связи между понятиями. В "осевое время" люди впервые вырабатывают определенные правила мышления. Именно с той поры логическое мышление уже навсегда входит в жизнь человека. Оно не вытесняет "поток сознания", а дополняет его. И поныне образ часто "замыкает" в мозгу цепь ассоциаций в обход всякой логике. Вспомним любимый ход сочинителей детективов: случайно увиденная вещь или услышанная фраза вызывает озарение у сыщика.

Кто-то заметил, что все люди от рождения склонны мыслить либо "по Аристотелю", либо "по Платону". Мыслить по Аристотелю значит идти от реальности, внимательно всматриваясь в окружающее, с помощью логики искать взаимосвязи, любой отдельный предмет или явление видеть как часть целого. Мыслить по Платону - значит основываться на интуиции, ставить во главу угла озарение и потом с помощью логических построений (в том числе натяжек и двойных толкований) пытаться выстроить систему. Обе системы мышления появились в "осевое время".

"В это время происходит много необычайного, - пишет К. Ясперс. - В Китае тогда жили Конфуций и Лао-цзы, возникли все направления китайской философии, мыслили Мо-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы и бесчисленное множество других. В Индии возникли "Упанишады" (философское сочинение, написанное в виде бесед учителя с учениками. - Авт.), жил Будда. В философии Индии, как и Китая, были рассмотрены все возможности постижения действительности, вплоть до скептицизма, материализма, софистики и нигилизма. В Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом. В Палестине выступили пророки - Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя. В Греции - это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукидида и Архимеда. Все, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение нескольких столетий в Китае, Индии и на Западе независимо друг от друга".

Можно не сомневаться, что и прежде жили люди, для которых размышление и познание были главной душевной потребностью. Однако только в "осевое время" подобный человек получает достаточно широкую аудиторию и начинает оказывать ощутимое влияние на ход событий. Тогда впервые сложился слой людей, который жаждал учиться, и не только ради хлебного чиновничьего местечка, но просто для того, чтобы знать и понимать. Умственный труд окончательно превратился в самостоятельную область деятельности.

Естественно, что в "осевое время" возрастает роль письменности. В каких случаях прежде пользовались письменностью? В делопроизводстве, в хозяйственных и религиозных нуждах; остальные знания, как и литературные произведения, передавались из уст в уста. Теперь научные и художественные тексты записывают. Да и литература перестает быть безликой - за каждым текстом стоит автор. Именно авторская литература становится с этих пор важнейшим признаком цивилизации. Первыми известными нам авторами были Гомер в Греции (IX или VIII век до Р.Х.), а также еврейские пророки Амос, Осия и Исайя (VIII-VII века до Р.Х.). Правда, еще долгое время произведе ние записывал не сам автор, а его ученики.

ЗАПАДНАЯ И ВОСТОЧНАЯ ЕВРАЗИЯ

В "осевое время" с особенной силой проявляется разница в характере развития Западной Евразии со Средиземноморьем и Восточной Евразии. На западе множество непохожих одна на другую культур Европы, Азии и Африки тесно связаны между собой Средиземным морем: они перенимают у соседей системы письменности, религиозные культы, нравы, обычаи, научные знания и технологические приемы.

В восточной части Евразии развивается единственная цивилизация - китайская. Ее основы, заложенные во II тысячелетии до Р.Х., остаются неизменными. Окружающие народы подчиняются китайским государям - ванам или борются с ними, но и в том и в другом случае они постепенно приобщаются к китайской культуре. Лишь спустя тысячелетие в Китай проникнет из Индии буддизм - правда, этим все и ограничится.

К тому же цивилизации на Востоке и на Западе Евразии строятся на разной основе. У китайцев и у всех окружающих их народов костяк общества составляют кланы - десятки, сотни и тысячи семей, связанных подлинным или мнимым родством и признающих власть главы клана. В Европе изначально кланы также существовали. Но у большинства народов, достигающих определенного уровня цивилизации, они быстро (в течение нескольких поколений) распадаются, и каждый глава семейства обретает самостоятельность.

В некоторых средиземноморских полисах возникает совершенно особый вариант развития, в его основе - самоуправление и права личности. Так складываются традиции демократии. Они появляются во многих общинах эллинов, этрусков, италиков (в том числе в Риме), в Карфагене и других финикийских полисах. Здесь не жрецы, не монарх и не несколько знатных семей, а все граждане или главы семейств или все свободные взрослые мужчины совместно решают важнейшие вопросы жизни, войны и мира. При этом каждый общинник-гражданин имеет полное право самостоятельно распоряжаться своей личностью и своим имуществом.

Появление демократий, к сожалению, не означало, что их принципы и права человека главенствовали всегда и во всем. Сильные демократии наравне с монархиями или олигархиями покоряли и угнетали слабых, лишали их тех или иных прав, а то и просто обращали в рабов. Неслучайно демократический строй периодически сменялся олигархией или тиранией. Практика репрессий против политических противников была везде одинаковой: их изгоняли, лишали имущества, убивали.

И тем не менее с этого времени на протяжении тысячелетий в Средиземноморье всегда существуют сообщества (города, народы, племена), где традиции самоуправления и личной свободы сохраняются в памяти народа (то есть в устной традиции), в литературе и вдохновляют отважных на борьбу с тиранией даже в самые темные времена.

*

"Осевое время" вовсе не похоже на повсеместную смену одного общественного строя другим. Перемены, начавшиеся в эту эпоху, происходили в разных местах и с очень разной скоростью - со сбоями и с периодическими откатами. Не завершились они и сегодня. Множество людей в самых цивилизованных странах по сей день воспринимают Бога как могучую силу, которая за умеренную плату должна хранить их и защищать. Способность мыслить логически так и не стала всеобщим достоянием. Демократическим традициям по-прежнему противостоят общественная пассивность, низкий уровень морали и клановые традиции. Что уж говорить о правах отдельной личности, которые и ныне пока еще воспринимаются с огромным трудом.

И все же, несмотря ни на что, достижения "осевого времени" прочно вошли в нашу жизнь и во многом определяют направление развития человечества.


Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Человек и общество»

Детальное описание иллюстрации

Зодчий Хесира (рельеф из гробницы). XXVIII век до н.э.
Храм Амона в Луксоре. Большая колоннада. Конец XV века до н.э.
Жрец Усерхет. Фрагмент росписи гробницы в Фивах. XIV век до н.э.
Египет. Изображение (прорисовка) хирургических инструментов, найденных в храме Ком-Омбо.
Статуя царского писца Каи. Из гробницы в Саккара. Середина третьего тысячелетия до н.э.
Царевич Рахотеп и его жена Неферт. XXVIII век до н.э.
Изображение созвездий северной части неба Египта. Роспись из гробницы фараона Сети I. XIV век до н.э.
Статуэтка девушки, несущей жертвенные дары. XXI век до н.э.
Парусное судно. Роспись из гробницы в Гизе. XXV век до н.э.
Скульптурная голова царя Саргона Древнего, выполненная из меди. XXIII век до н.э.
Ассирия. Охота на львов. Фрагмент росписи дворца в Тиль-Барсибе. VIII век до н.э.
Персидские военачальники, шествующие на царский прием. Рельеф лестницы в Персиполе. Конец VI века до н.э.
Голова быка. Навершие резонатора арфы. XXVI век до н.э.
Вавилон. Ворота богини Иштар (реконструкция). VI век до н.э.
Портреты Аристотеля (вверху) и Еврипида (последний, возможно, принадлежит скульптору Лисиппу). 325 и 330 годы до н.э.
Голова коня _ фрагмент амфоры. Аттика. VI век до н.э.
Фреска из Помпей. Конец IV века до н.э.
Вазописец Клеофрада. Деталь росписи амфоры из Вульчи. 500-490 годы до н.э.
Пракситель. Афродита Книдская (римская копия). Около 350 года до н.э.
Зевс и Ганимед. Скульптурная группа из Олимпии. V век до н.э.
Ваза из Аттики. 700-680 годы до н.э.
Эрехтеон, северный портик. V век до н.э.
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее