МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИТОТЕРАПИЯ

Кандидат биологических наук Г. ПРОНЧЕНКО, кандидат фармацевтических наук М. КАШНИКОВА, Н. ЗАМЯТИНА.

Правила заготовки и обработки лекарственного растительного сырья выработаны на основе многовекового народного опыта. Исследования последних десятилетий показали, что иногда у народной мудрости основа бывает вполне научная.

Давно известно, что для достижения максимального терапевтического эффекта очень важен способ обработки лекарственных растений. Настои, отвары готовятся по строгой рецептуре с соблюдением временного и температурного режима. Некоторые же растения врачи рекомендуют употреблять в необработанном виде. Еще выдающиеся умы древности пытались подвести научную базу под опыт лекарей, причем среди них обнаружились как противники, так и сторонники обработки растительного сырья. Так, древнегреческий врач Гиппократ полагал, что лекарственные растения оказывают действие на человеческий организм только в необработанном виде или в виде соков. А древнеримский врач и естествоиспытатель Клавдий Гален, наоборот, считал, что в растительном сырье содержится много веществ ненужных, а порой и вредных. Поэтому он предлагал извлекать полезные компоненты, используя отвары и настойки лекарственных трав.

Истина оказалась, как всегда, посредине.

Говоря о лечебном эффекте того или иного лекарственного растения, следует помнить, что воздействие на организм оказывает сложный комплекс биологически активных веществ (БАВ), содержащихся в нем. Кроме того, в растениях имеются так называемые сопутствующие вещества, которые замедляют или ускоряют усвоение БАВ. А это, в свою очередь, может привести к усилению или ослаблению эффектов БАВ. В последние годы также установлено, что во многих лекарственных растениях могут содержаться вещества, которые влияют, например, на синтез белка: микроэлементы, аминокислоты. Они повышают иммунитет организма в целом. Этим объясняется, почему эффекты некоторых лекарственных растений (зверобоя, белладонны, чеснока, каштана, чая, кофе и др.) в ряде случаев отличаются от воздействия БАВ, выделенных из них химическим путем, таких, как гиперицин, атропин, полисульфиды, кофеин...

В качестве иллюстрации, подтверждающей правоту вышесказанного, напрашивается пример, который обошел страницы многих научных изданий как в нашей стране, так и за рубежом. В конце 50-х годов XX столетия советский академик Н. М. Эмануэль предложил эффективное средство для борьбы с лучевой болезнью - антиоксиданты, представляющие собой фенолы растительного происхождения. Введенные в пораженный организм, они прерывают цепную реакцию взаимодействия компонентов органов и тканей с молекулярным кислородом. То есть разрушительное действие ионизирующего излучения на организм блокируется на первом же этапе.

Эксперименты дали обнадеживающие результаты. Фенольные антиоксиданты, введенные за 15-30 минут до облучения абсолютно смертельной дозой радиоактивных веществ, сохранили жизнь до 50% подопытных животных. Действие антиоксидантов наблюдалось даже в том случае, если они были введены уже после облучения. Это невероятно потому, что все другие радиозащитные средства, применяющиеся после облучения, не дают никакого эффекта, а то и значительно ускоряют процессы распада тканей в организме.

К проверочным опытам готовились более тщательно: все было выверено до мелочей, препараты растительных фенолов прошли дополнительную очистку. Предполагалось, что теперь результаты будут еще более впечатляющими. И... ничего не получилось. Облученные животные погибли все. Еще и еще раз все проверили, и опять никакого эффекта. Вернулись к более грубому первоначальному методу очистки, и радиозащитные свойства препарата подтвердились вновь.

Выяснилось, что фенолы без предварительной очистки всегда содержат небольшую примесь продуктов окисления. Ученые решили, что именно эта ничтожная в количественном отношении примесь и есть вещество, помогающее при лучевой болезни. Попробовали ввести только ее без чистого препарата, и снова неудача. Только смесь обоих компонентов давала положительный эффект. Дальнейшие исследования привели ученых к выводу, что действующим началом смеси являются вовсе не фенолы и не продукты их окисления - хиноны, а чрезвычайно нестойкая переходная форма между ними, в самых ничтожных количествах присутствующая во многих препаратах растительных фенолов. Именно это мизерное количество и является эффективным защитным средством от грозной лучевой болезни.

Итак, слишком интенсивная обработка растительного сырья может нарушить хрупкий баланс между БАВ и сопутствующими компонентами в растениях, иногда до полной потери эффективности препарата.

Но все ли компоненты лекарственных растений полезны? Нет, многие из них вредны и даже токсичны. В качестве примера приведем морозник кавказский.

Целебные свойства корневищ морозника были известны давно. О растении существует много легенд и преданий, его применял Авиценна, на него первым из наших соотечественников обратил внимание академик П. С. Паллас. Он и назвал это растение морозником за невероятную выносливость. Но то, что морозник стимулирует деятельность сердечной мышцы, дает основание считать его растением с "ограниченной ответственностью", а столь широко разрекламированный спектр его терапевтического применения, в том числе "для очистки организма", вызывает у фармакологов, по меньшей мере, опасения. Ведь сердечные гликозиды, содержащиеся в морознике, входят в список наиболее токсичных веществ растительного происхождения: морфин, стрихнин, атропин, дигитоксин, кураре, кокаин, колхицин, винкристин, винбластин... Не менее опасна и наперстянка.

Несомненно, у фитотерапии есть свои преимущества и недостатки. К последним следует отнести, прежде всего, постепенность проявления лечебного эффекта, которая допустима далеко не во всех ситуациях. Но, с другой стороны, продуцируемые в растениях БАВ и сопутствующие вещества более естественно включаются в биохимические и другие жизненные процессы в организме человека, нежели химически очищенные синтетические препараты.

Большое значение народные целители придавали и придают времени сбора растения. Они считали, что на чудодейственную силу той или иной травы можно надеяться только в том случае, если она сорвана в "тайное время" - на ранней заре, когда пропели петухи, в день Ивана Купалы, в день Святой Троицы.

Эти правила на первый взгляд кажутся мистикой и суевериями. Но тем не менее научные исследования подтвердили правоту многих из них. Доказано, например, что растения, собранные в ранние утренние часы ("на ранней заре", когда "пропели петухи"), содержат больше эфирных масел, чем собранные днем или вечером.

Оптимальным сроком (временем) заготовки трав является период цветения, который для многих растений совпадает с днем Ивана Купалы. В листьях же максимальное содержание БАВ приходится на период, когда они уже полностью сформировались, но еще "молоды". Поэтому их заготавливают в конце мая - начале июня (день Святой Троицы).

В настоящее время мы располагаем научными данными, которые доказывают, что даже высота над уровнем моря, освещенность, влажность, температура, фазы развития (вегетации) растения, химический состав почвы и т.д. имеют исключительное значение для биосинтеза БАВ в растениях. Так, например, в Болгарии в некоторых районах ромашка аптечная не содержит основного терапевтического компонента - хамазулена, определяющего ее лечебный эффект, а плоды шиповника, выращенные в южных регионах России, теряют при сушке аскорбиновую кислоту практически полностью.

Стоит напомнить об основных правилах фитотерапии, без соблюдения которых успех лечения довольно сомнителен. Правила основаны на народном опыте, но в целом подтверждены исследованиями фармакологов и химиков.

Правило первое. Никогда не следует начинать лечение с использования сильнодействующих и ядовитых растений. Согласно этому правилу, например, при желудочных и кишечных заболеваниях прежде, чем прибегнуть к услугам сильнодействующей белладонны, следует попробовать ромашку или тысячелистник. Для нормализации обмена веществ (избыток веса, ожирение) - "заварить" одуванчик, тысячелистник или полынь горькую, а не ядовитый морозник.

Правило второе. Рекомендуется использовать весь комплекс веществ, находящихся в растении. Это один из основных принципов фитотерапии. Выделенные из растений или синтезированные в лаборатории вещества не являются фитотерапевтическими средствами, потому что их эффект может отличаться от действия отвара растения.

Правило третье. Желательно не увлекаться сложными прописями (рецептами), употребляя смеси не более чем из трех-пяти лекарственных растений.

И последнее правило. Применять препараты из лекарственных растений нужно как минимум в течение трех-четырех недель. Многие неудачные попытки лечения растениями, вероятно, можно объяснить несоблюдением этого правила. Нельзя, скажем, от валерианы требовать терапевтического эффекта, как от инъекции диазепама...

В заключение следует заметить: каждый третий препарат на мировом рынке - растительного происхождения. И механизмы терапевтического эффекта этих лекарственных средств в большинстве своем уже установлены многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных ученых.

Другие статьи из рубрики «Патенты природы»

Древнегреческий врач Гиппократ считал, что лекарственные растения могут оказывать терапевтический эффект только в необработанном виде. Древнеримский же медик Гален, напротив, ратовал за извлечение полезных веществ из лекарственных растений путем приготовления из них отваров и настоек. Средневековая фреска запечатлела воображаемую дискуссию между медицинскими светилами древности.
В качестве лекарственного средства наперстянка применялась более 4 тысяч лет назад. В ХVI-ХVII веках ее назначали при самых разных заболеваниях: эпилепсии, туберкулезе, отеках - на том основании, что ее отвар якобы очищает тело сверху донизу. Больные принимали ее в больших дозах, что зачастую приводило к ухудшению состояния здоровья, а иногда и к смертельному исходу. Механизм действия наперстянки был изучен лишь во второй половине ХIХ века. Оказалось, что ее основными действующими веществами являются гликозиды, стимулирующие сократительную деятельность сердечной мышцы. Поэтому сегодня препараты наперстянки (правда, с огромной осторожностью) назначают при хронической сердечной недостаточности различного происхождения.
С лечебной целью препараты валерианы используют с I века н.э. Тогда настой из высушенных листьев валерианы применяли от удушья и в качестве мочегонного средства, а в Средние века - для профилактики инфекционных заболеваний и против эпилепсии. И только в конце ХIХ века стало известно, что наибольшее количество биологически активных веществ (эфирных масел, в состав которых входят борнилизоварианат, изовалериановая кислота, валериановая кислота, тритерпеновые гликозиды, алкалоиды и др.) содержится в ее корневище. Эти соединения уменьшают рефлекторную возбудимость и расслабляют спазм гладких мышц. В настоящее время препараты корневища валерианы применяются в качестве успокаивающих и антиспастических средств.