Улицы для того, чтобы по ним ездить

В материалах рубрики использованы сообщения следующих журналов: «Economist» и «New Scientist» (Великобритания), «Geo» и «Max Planck Forschung» (Германия), «Sciences et Avenir» (Франция).

Практически одновременно с появлением автомобиля возникла и проблема — где его оставлять, когда на нём не ездят. А в наше время простои занимают до 95% «продолжительности жизни» автомобиля. Например, по французской статистике, автомобиль находится в движении в среднем 50 минут в сутки. Постепенно во многих странах приняли строительные нормативы, обязывающие при возведении жилых кварталов, магазинов, развлекательных центров и других зданий отводить определённую площадь для парковок или крытых автостоянок. Так, строящаяся в городе Купертино (Калифорния) новая штаб-квартира фирмы «Эппл» при общей площади офисов 318 тыс. м2 должна иметь по местному закону 325 тыс. м2 автостоянок для сотрудников (их будет 14 тыс.) и посетителей. В Лас-Вегасе каждое кабаре обязано иметь по 30 мест для стоянки на каждые 93 м2 площади зала. Колумбарий в Сингапуре — одно стояночное место на каждые 300 ниш, Дворец бракосочетаний в Ченнае (бывший Мадрас, Индия) — одно место для машины на каждые 20 м2 залов. В центре Пекина у каждого жилого дома должно быть одно стояночное место на каждые три квартиры, на окраине — на каждые две.

На нижних этажах двух небоскрёбов в центре Чикаго, построенных в 60-х годах прошлого века и прозванных «кукурузинами», оборудованы стоянки для автомобилей жильцов и их гостей. Фото Юрия Фролова.

Типичный легковой автомобиль занимает 12—15 м2, а с учётом проездов между рядами машин, мест для разворотов на стоянке и т. д. нужно ещё столько же площади. В тех американских городах, где земля сравнительно дешёвая, например в Канзас-Сити, центр города похож на асфальтовую пустыню, заставленную автомобилями, с редкими вкраплениями многоэтажных домов. А там, где земля дорогая, автостоянки размещают даже в небоскрёбах (см. фото).

Тот факт, что большинство городских стоянок бесплатны, побуждает горожан ехать на работу или по другим делам не на общественном транспорте, а на своей машине. В 1990 году 73% американцев ездили на работу в своей машине в гордом одиночестве, сейчас, после дорогостоящих программ по развитию общественного транспорта, так ездят 76%, то есть пересадить людей на автобусы не удалось.

Конечно, бесплатные парковки на самом деле не бесплатны. Стоимость их сооружения, освещения, уборки мусора, охраны порядка и т. д. перекладывается на цену товаров в близлежащих магазинах, билетов в кинотеатре, блюд в ресторанах, квартир в домах. Между тем при строительстве нового торгового центра в Лос-Анджелесе (США) 67% расходов ушли на сооружение крытых многоэтажных парковок. Оплатят всё покупатели. Получается, что за парковку платят все, даже те, кто позволил себе роскошь не иметь машины, — в большом современном городе это вполне возможно.

В Амстердаме (Нидерланды) все набережные каналов забиты паркующимися автомобилями, портящими вид города. Один из каналов недавно осушили и строят в болотистом грунте под ним парковку на 600 машин. По окончании строительства в канал снова пустят воду, а на набережных вдоль него станет немного свободнее. Во всяком случае, так надеются городские власти.

В Японии, когда горожанин намерен купить машину, он должен предъявить справку, что у него есть место, куда он её поставит. Такой порядок заведён ещё в середине ХХ века. В результате обочины узких улочек в центре Токио свободны от машин.

Жители крупных городов мира постепенно привыкают к мысли, что улицы созданы для того, чтобы по ним ездить и ходить, а не для того, чтобы на них «стоять».

Другие статьи из рубрики «О чем пишут научно- популярные журналы мира»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее