Гибридные котята помогут сохранить исчезающие виды диких кошек

Екатерина Зубкова

Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) может быть не только способом помощи бесплодным парам, но и инструментом сохранения видового разнообразия на планете. Идея состоит в том, чтобы создать богатый криобанк генетических ресурсов, который в дальнейшем можно будет использовать для сохранения или восстановления вымирающих видов. Однако при реализации этого подхода на практике возникает несколько проблем: сбор генетического материала, освоение технологий искусственного оплодотворения и последующего хранения эмбрионов, поиск суррогатных матерей, способных выносить потомство, и отработка методов трансплантации эмбрионов.

Дальневосточный лесной кот немного крупнее домашней кошки. Распространён в бассейне реки Амур и по побережью Японского моря. Фото: Сédric Gravelle/Wikimedia Commons/CC-BY-2.5.
Гибридный эмбрион на пятые сутки развития, синим цветом окрашены ядра клеток. Фото: Новосибирский государственный университет.
Гибридный эмбрион. Окрашивание флуорохромом, зелёный сигнал от клеток свидетельствует о том, что эмбрион живой. Фото: Новосибирский государственный университет.

Группа учёных под руководством доктора биологических наук Сергея Амстиславского, заведующего сектором криоконсервации и репродуктивных технологий в Институте цитологии и генетики СО РАН (ИЦиГ СО РАН, г. Новосибирск), отработала методы сбора генетического материала разных видов животных. Уже удалось получить и заморозить сперматозоиды дальневосточного лесного кота, красной и евразийской рыси и домашних кошек разных пород. Специфика проведения ЭКО у представителей семейства кошачьих изучена на примере домашней кошки. Замораживание эмбрионов котят оказалось непростой задачей, поскольку в клетках эмбрионов хищных видов значительно больше липидных гранул, чем у человека или грызунов, и при понижении температуры такие эмбрионы быстро погибают.

Как показали исследования, эмбрионы домашней кошки после размораживания сохраняют жизнеспособность и развитие в культуре, и есть основания рассчитывать, что эмбрионы других кошачьих будут переносить криоконсервацию так же хорошо. Остаётся открытым вопрос, кто будет суррогатными матерями для такого потомства? Из-за разницы в размерах и длительности беременности домашняя кошка просто физически не сможет выносить крупные плоды, например тигра или рыси. Для некоторых малых кошек (черноногая, барханная, камышовый кот) домашняя кошка может быть одной из потенциальных суррогатных матерей, но и здесь не исключены проблемы физиологической совместимости. Поэтому сибирские биологи считают, что в качестве суррогатных матерей для эмбрионов вымирающих видов млекопитающих можно использовать межвидовые и межродовые гибриды. Такая возможность была экспериментально показана на примере семейства куньих (норки и хорьки) и семейства хомяковых (джунгарский хомячок и хомячок Кэмпбелла).

Осенью 2016 года сотрудники ИЦиГ СО РАН впервые в мире получили in vitro гибридные эмбрионы домашней кошки и дальневосточного лесного кота. В организме кошки-реципиента (лучше всего на эту роль подходит домашняя кошка бенгальской породы) такие эмбрионы вполне смогут развиться в здоровых котят. Однако для практической реализации этой задачи потребуется создать специализированный кошачий питомник и привлечь высококвалифицированных ветеринарных врачей, способных проводить такие тонкие манипуляции, как трансплантация эмбрионов. Впоследствии гибридные кошки смогут стать суррогатными мамами для детёнышей дальневосточного лесного кота «из пробирки».

«Сегодня на примере гибридных эмбрионов мы отрабатываем методы искусственного дозревания яйцеклеток и проведения ЭКО, а также изучаем раннее эмбриональное развитие при участии ростовых факторов IGF-1, IGF-2, GM-CSF, известных способностью стимулировать развитие эмбрионов других видов млекопитающих, — пояснила участвующая в проекте аспирантка Новосибирского государственного университета Валерия Кожевникова. — Также нам нужно исследовать особенности трансплантации у кошачьих, правда, пока мы занимаемся этим в теории. Сейчас, с началом весны, когда доступность и качество генетического материала у кошек значительно повышаются, мы опробуем нашу технологию криоконсервации на гибридных эмбрионах. Все эти наработки понадобятся в будущем для создания эмбрионов исчезающих кошек in vitro. И конечно, мы надеемся, что со временем наша мечта о рождении живого гибридного котёнка с помощью метода ЭКО воплотится в жизнь».