ПОБЕДА НАД ИНЕРТНОСТЬЮ

В ходе совместной работы сотрудники Физико-химического института им. Л. Я. Карпова и Института синтетических полимерных материалов РАН получили новое органическое вещество, в состав углеродной цепочки которого входит атом инертного газа. Им стало соединение ацетилена (С2Н2) с ксеноном (Хе). Об этом 24 апреля 2003 года рассказал доктор химических наук, профессор В. Фельдман в докладе, сделанном им на химическом факультете МГУ.

Открытые в конце XIX века инертные, или благородные, газы известны в первую очередь тем, что крайне трудно вступают в химические реакции и, даже "принужденные" к этому (например, с помощью катализаторов и высокого давления), не образуют устойчивых химических соединений.

Лишь сорок лет назад, в 1962 году, канадский химик Нил Бартлетт сумел получить соединения инертных газов с фтором (F), элементом, известным своей чрезвычайной агрессивностью, и с кислородом, вторым по силе окислителем. Полученные им, в частности, фториды ксенона обладают очень высокой реакционной способностью. Ныне эти дорогие, но очень важные реагенты используют в качестве катализаторов и в тех случаях, когда не "работают" обычные способы химического синтеза.

За последующие четыре десятилетия ничего подобного в химии инертных газов больше не происходило.

Химический гибрид ацетилена и ксенона важен еще и тем, что открывает новую страницу в органической химии, поскольку он - "первенец" совершенно нового класса органических веществ.

Теоретической базой этого победного прорыва в органическом синтезе стало предсказание международной группы исследователей из Финляндии, Израиля и США о возможности существования углеводородного соединения, в котором атом благородного газа входит в состав углеродной цепочки. Эти выводы были опубликованы в печати на исходе 2002 года и спустя четыре месяца претворены в жизнь российскими учеными.

По материалам информационного агенства "Russian Science News"