Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Грибы-цветы

Кандидат биологических наук Л. Гарибова

Неожиданная находка

Решеточник красный.
Все грибы-цветы в молодом возрасте имеют вид белого яйца или шара. В отличие от дождевиков такой шар в разрезе выглядит неоднородным: хорошо заметна и будущая ножка и темно-оливковая шляпка. (Шары веселки обыкновенной в Западной Европе называют «дьявольскими яйцами».) Затем оболочка разрывается и отгибается лопастями. Шляпка выносится вверх на быстро растущей ножке.
Страница из альбома известного немецкого натуралиста прошлого века Э. Геккеля «Красота форм в природе». Все изображенные здесь грибы (за исключением двух расположенных внизу: в центре и справа) относятся к грибам-цветам.

Однажды осенью в Массандровском парке мы нашли странное растение, похожее на гриб-дождевик. В 1968 году было очень много грибов, и мы опять встретили эти же растения, нашли даже целую плантацию площадью 6—8 квадратных метров. В молодом возрасте — это белый шарик, с возрастом оболочка лопается и появляется круглая мясистая решетка ярко-красного цвета. Очень красивый гриб, но с неприятным, гнилостным запахом. Два еще не раскрывшихся шарика мы взяли с собой и высадили в цветнике. Они вскоре раскрылись и простояли несколько дней. За последние четыре года мы ни разу больше не встречали эти удивительные растения, Что это за грибы?

И. Воробьева (г. Ялта)

Вам встретился очень интересный гриб — решеточник красный. Он относится к своеобразной группе гастеромицетов или нутренников. Особенность этих грибов в том, что споры созревают всегда внутри плодового тела, под прикрытием плотной оболочки. В молодом возрасте нутренники — это плотные белые шарики. По мере созревания оболочка лопается, и появляются причудливой формы плодовые тела.

Известный английский натуралист Джеральд Даррелл так описывает сказочную картину многообразия тропических гастеромицетов: «Они были всех цветов, от винно-красного до черного, от желтого до серого и фантастически разнообразны по форме. Некоторые были красные и имели форму венецианских кубков на тонких ножках, другие, все в филигранных отверстиях, напоминали маленькие желто-белые столики из слоновой кости, третьи... похожие на старые желтые губки, свисали с ветвей и источали едкую жидкость. Это был колдовской пейзаж». В прошлом веке немецкие ботаники так и назвали эту группу — грибы-цветы.

В нашей стране чаще других грибов-цветов встречается решеточник красный, и цветохвостник яванский. У этих грибов и близкой к ним веселки обыкновенной, иногда называемой вонючим сморчком, неприятный запах разлагающейся падали; он привлекает насекомых.

Находка гриба-цветка в Крыму показывает, что этот вид в нашей стране распространен значительно шире, чем считали ученые. Если гриб и был занесен в Крым случайно, условия оказались для него вполне благоприятными. Грибы-цветы были завезены и в другие районы страны. Так, в оранжереях Ленинграда в цветочных кадках выросли решеточник красный и цветохвостник яванский, завезенные в земле вместе с финиковыми пальмами из Сухуми. Точно так же появился решеточник и в оранжерее города Горно-Алтайска.

Есть в нашей стране и другие грибы-цветы. В Казахстане среди кустарника изредка попадается цветохвостник архери, напоминающий оранжево-красную звезду. На юге Сибири, в Казахстане и в Приморском крае встречается еще один гриб-цветок — диктиофора сдвоенная, носящая романтическое название «дама под вуалью». Диктиофора и упомянутая выше веселка применяются в народной медицине под названием «земляное масло» как средство против ревматизма.

Новые находки грибов-цветов представляют большой научный интерес. При этом нужно отмечать не только место, где они появились, но и условия (колебания температуры, влажность, окружающая растительность), способствующие их росту и развитию.

Другие статьи из рубрики «Переписка с читателями»