Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Предложения-загадки

Елена Первушина

Самолёт пролетел над самым домом, и я смог хорошо его разглядеть.

Рисунок Натальи Буш.

Как вы думаете, где находился герой этого предложения? Он стоял на дорожке рядом с домом и смотрел на самолёт? Или он сидел в самолёте и увидел дом внизу?

В том-то и фокус, что понять это не смог бы даже Шерлок Холмс. Вероятно, он сказал бы, что-то вроде: «Оба эти события, Ватсон, равновероятны». Но нас интересует не логический парадокс, мы хотим понять, о чём идёт речь. Это предложение двусмысленно, потому что неверно использовано местоимение. Вот ещё несколько коротких историй, непонятных по той же самой причине.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Отец помог девочке снять куртку и повесил её в шкаф.

Мальчик отобрал у малыша мячик и забросил его на крышу сарая.

Девочка сняла с собаки прогулочную одежду, чтобы выстирать её.

Мы пошли смотреть фильм в новый 3D-кинотеатр. Он нам очень понравился.

Учитель попросил мальчиков отнести книги к себе домой.

Почему предложения можно понять и так и эдак? Отец повесил в шкаф то ли куртку, то ли девочку. А кого собирается постирать девочка? Собаку или одежду? Что понравилось — фильм или кинотеатр?

Давайте разбираться.

В каждом предложении имеется два существительных, принадлежащих к одному роду, и местоимение. Вот это местоимение и может запутать читателя, потому что невозможно догадаться, к какому существительному оно относится. Слова конкурируют друг с другом, и предложение превращается в загадку. Читатель никак не может понять, о ком или о чём идёт речь.

Как избежать непонятностей? Как сказать, чтобы вас поняли правильно? Представьте себе, что эти предложения выглядели бы так:

Самолёт пролетел над самой дачей, и я смог хорошо разглядеть его.

Отец помог девочке снять куртку, чтобы повесить одежду в шкаф.

Девочка сняла с собаки испачканную прогулочную одежду, чтобы отстирать грязь.

Мы пошли смотреть фильм в новый 3D-кинотеатр. Картина нам очень понравилась.

Изменённые предложения гораздо понятнее, не так ли? В чём же дело? Вы заметили, что в некоторых группах предложений встречаются существительные разного рода. И им соответствуют личные местоимения тоже разных родов — «его» или «её». Поэтому можно сразу сказать, что именно забросил мальчик, что положил в шкаф заботливый папа.

Но как быть, если мальчик живёт в доме, а не на даче, а девочка носит пальто, а не куртку? В этом случае одно из местоимений нужно заменить существительным. Например, так:

Самолёт пролетел над самым домом, и я смог хорошо разглядеть лайнер.

Отец помог девочке снять пальто и повесил одежду в шкаф.

Мальчик отобрал у малыша мячик и забросил игрушку на крышу сарая.

А вот в последнем из приведённых вначале предложений есть возвратное местоимение «себе». Лучше всего заменить его личным местоимением — и всё будет в порядке.

Учитель попросил мальчиков отнести книги к нему домой

или:

Учитель попросил мальчиков отнести книги к ним домой.

А что делать, если подлежащее и дополнение в этом предложении будут стоять не только в одном роде, но и в одном числе? Например:

Учитель попросил мальчика отнести книги к себе домой.

Тогда стоит превратить простое предложение в сложное:

Учитель попросил мальчика, чтобы тот отнёс книги к себе домой

или:

Учитель попросил мальчика, чтобы тот отнёс книги к нему домой.

Антон Павлович Чехов в юмористическом фельетоне «Жалобная книга» приводит пример жалобы пассажира начальнику одной маленькой железнодорожной станции: «Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. И. Ярмонкин». Видно, персонаж писал свою жалобу второпях, не подумав, вот и вышло смешно. Чтобы с вами не случилось подобного конфуза, помните приведённые выше примеры. Тогда не придётся гадать, мальчика или мячик забросили на крышу.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Как правильно?»