ПЕРНАТЫЕ ВЕСТНИКИ ГЛОБАЛЬНОГО ПОТЕПЛЕНИЯ

Н. НАХОДКИН. О птицах Якутии. "Наука и техника в Якутии" № 1, 2005, стр. 98-101.

Водоплавающие, обитающие на территории Якутии: 1 - каменушка; 2 - длинноносый крохаль; 3 - широконоска.

Теоретики высказывают прямо противоположные мнения по поводу глобального потепления, причем, бывает, делают это по заказам влиятельных лобби. Однако есть по-настоящему независимые "эксперты", которых нельзя уговорить или подкупить.

На север - не за деньги, не по призыву - тянутся птицы. Сейчас на территории Якутии насчитывается более 300 видов пернатых (в 1963 году К. А. Воробьев составил список из 252 видов). Конечно, некоторые из "новых" видов и раньше находились здесь, но не попадались на глаза ученым, но в последние годы у Якутска не раз видели фламинго, в поселок Нюрбу залетали пеликаны, в Тюнгюлю - индийские ибисы, а в Хангаласский улус - сип белоголовый. В 1970-х годах встреча с отдельными экземплярами чибисов была целым событием, а сейчас за полярным кругом эти птицы стали обычным явлением. В центральной Якутии постоянно гостят удоды и скворцы, на севере большой колонией обосновались грачи.

Некоторые виды птиц прилетают в Якутию гнездиться, другие делают здесь остановки на пути в Корею, Японию, на Аляску. Пути миграции пернатых теперь определяют не только с помощью кольцевания, но и наблюдением со спутников.

Богатство пернатого мира в республике пока радует в основном ученых, хотя во многих странах прибыльным делом стал орнитологический туризм. Наверняка и Якутия могла бы получать немалый доход, создав условия для приезда сюда любителей фауны. Можно было бы устраивать экскурсии, например в резерват "Катылык", где гнездится редчайший вид белых журавлей - стерхи. Ведь, по якутским поверьям, всякий, кто хоть раз в жизни увидит стерха, будет счастливым.

описание