Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

БНТИ, 2003г.,№6

В конце апреля 2003 года в Экспоцентре на Красной Пресне прошла выставка "Высокие технологии XXI века", которая стала продолжением форума "Высокие технологии оборонного комплекса". Несмотря на международный статус выставки, большинство экспонатов, технологий и проектов было представлено из России. В следующих номерах "Науки и жизни" мы будем знакомить читателей с самыми интересными из них, а сегодня рассказываем лишь о некоторых.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Наверное, уже можно сказать, что космические путешествия не за горами. Используя большой опыт создателей космического челнока "Буран", на Экспериментальном машиностроительном заводе имени В. М. Мясищева (г. Жуковский) разработали многоразовую авиационно-космическую систему (АКС) для суборбитального полета экипажа из трех человек (космонавт и два пассажира), благодаря которой космические туристы смогут получить все ощущения и впечатления от реального полета. Основу АКС составляет самолет-носитель (модернизированный высотный дозвуковой самолет М-55 "Геофизика") с установленным на нем суборбитальным модулем С-XXI с ракетным ускорителем. Модуль снабжен системами жизнеобеспече ния, управления и спасения и устанавливается над фюзеляжем носителя на платформе. Самолет-носитель набирает высоту 17 км, разгоняется, а затем начинает снижение с торможением. По достижении расчетного угла наклона траектории и заданной перегрузки происходит разделение: самолет-носитель резко уходит вниз и в сторону, а модуль с включенным ускорителем начинает набор высоты. После отстыковки ускорителя С-XXI продолжает баллистический полет на высоте 100 км. В верхней точке модуль разворачивается вокруг своей оси на 360о (туристы в это время ощущают невесомость). По завершении трехминутного полета модуль плавно спускается на землю , а затем производит планирующую посадку как самолет. Для погашения посадочной скорости 350 км/ч в зоне аэродрома модуль выпускает тормозной парашют. (Рис.1)

В НЕБЕ И НА ЗЕМЛЕ

Московское машиностроительное производственное предприятие "Салют" известно благодаря первоклассным авиационным двигателям. Например, турбореактивный двигатель АЛ31-ФН, установленный на истребителях семейства "Су", гарантирует их уникальную маневренность и надежен в условиях штопора. Специалистам "Салюта" удалось создать на базе авиационных двигателей мощные (от 12 до 20 МВт) и вместе с тем высокоэкономичные энергетические установки. Такие газотурбинные установки могут обеспечить электроэнергией целый поселок нефтяников или газовиков в труднодоступных районах Севера и Дальнего Востока. (Рис.2)

УЛЬТРАЗВУКОВАЯ ОЧИСТКА

Всевозможные ультразвуковые ванны выпускает московская фирма "Сапфир". В корпус из нержавеющей стали помещены ванна, ультразвуковой генератор и блок управления (таймер и термостат). На дне ванны находятся пьезокерамические преобразователи электрической энергии в ультразвуковые колебания. Загрязненные изделия погружают в ванну в постоянно подогреваемую воду (или раствор моющего препарата) на специальных приспособлениях. Под воздействием ультразвука происходит полная очистка от грязи даже в самых узких углублениях и отверстиях. Такие ванны пригодятся в оптике, медицине для мытья инструментов, в машиностроении для очистки деталей, в автомобильной, электронной, химической промышленности, в ювелирном производстве.

НЕ ОПТИКОЙ ЕДИНОЙ

Красногорский завод им. С. А. Зверева, давно известный своими фотоаппаратами "Зенит", начал выпуск нетрадиционных для себя изделий - эндопротезов тазобедренного сустава. Такой имплантат необходим тем, кто утратил возможность нормально передвигаться из-за травм или заболеваний. Из того количества типов и размеров протеза, которое выпускается, всегда можно подобрать нужный для каждого пациента. Части имплантата изготовлены из титана, сплава кобальт-хром-молибден и полиэтилена "Chirulen". Эти материалы обеспечивают протезу высокую прочность и устойчивость. (Рис.3)

ДЛЯ ВСЕХ УСЛОВИЙ

Белорусское конструкторское бюро "Дисплей" (г. Витебск) специализируется на разработке и производстве средств отображения информации - видеомониторов, предназначенных для работы в жестких условиях: повышенной влажности, вибрации, при рабочих температурах от -20оС до +50оС (предельные - еще больше). Такие мониторы на жидкокристаллических панелях применяются в средствах вычислительной техники специального назначения. Разработчики учитывают не только требования сегодняшнего дня, но и возможность использования таких мониторов с вычислительными средствами предыдущих поколений, поэтому почти все выпускаемые мониторы многорежимные (типа "мультискан").(Рис.4)

ОБУВЬ ДЛЯ ЭКСТРЕМАЛОВ

Конечно, в обычных ботинках или сапогах в открытый космос не выйдешь - нужна специальная обувь. Сотрудники Центрального НИИ кожевенно-обувной промышленности создали целых три вида обуви для космонавтов. Стартовая обувь (1) надевается поверх скафандра для передвижения к ракете экипированного к полету человека. Внутри орбитального комплекса во время полета нужна другая обувь - легкая, комфортная (2). Самая сложная конструкция у обуви для работы в открытом космосе (3), ведь она должна защитить человека от космических лучей в условиях безвоздушного пространства, где температура может быть от -150оС до +120оС. Для этого разработаны уникальная десятислойная система материалов и специальная конструкция подошвы. Всю обувь шьют вручную индивидуально для каждого космонавта.

В институте создана специальная обувь для нефтяников, защищающая от агрессивных сред и низких температур. Такие ботинки делаются из юфти (особый тип кожи) в нижней части и ткани с пропиткой - в верхней, а подошва - из износостойкой резины (в ботинки вкладывается сменный утепляющий чулок) (4). Повышенными защитными свойствами обладает и обувь для поисково-спасательных подразделений МЧС (5, 6). Она защищает стопу от ударов и проколов благодаря наличию вспененных полиуретановых элементов и антипрокольной стельки из титановых сплавов. Кроме того, при производстве такой обуви используются современные прочные текстильные и нетканые химические материалы и натуральные кожи с огнезащитной пропиткой, а также применяются высокоэффективные адгезионные составы и новые методы соединения деталей, придающие особую прочность обуви. (Рис.6)



Случайная статья


Другие статьи из рубрики «БНТИ (Бюро научно - технической информации)»