Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ПОВЕРИВ АЛГЕБРОЙ ГАРМОНИЮ

О. ПАВЛИХИН, А. МЕЩЕРКИН. Роль спектрального компьютерного анализа в определении типа голоса певца и профилактике заболеваний голосового аппарата у вокалистов. "Вестник отоларингологии" № 1, 2003, стр. 9-11.

Обычно певческий тип голоса (сопрано или меццо-сопрано, бас или баритон и т.п.) определяется педагогом при прослушивании ученика. Помощь в этом вопросе может оказать и осмотр врача-отоларинголога. Как правило, тип голоса соответствует анатомическому строению гортани. Например, у большинства обладателей высоких голосов относительно короткие голосовые складки, узкий заостренный купол твердого неба, глубокая гортань и небольшое расстояние между кольцами трахеи. Но нередко это соответствие нарушается, и точность "диагностики" голоса зависит только от опыта педагога. А результат ошибки - хроническая перегрузка гортани певца при исполнении партий, не соответствующих его типу голоса. Это приводит вначале к функциональным, а затем и к хроническим заболеваниям голосового аппарата.

В певческом голосе педагоги по вокалу различают высоту, силу и тембр взятого звука, а также качества, которые обозначают какими-либо сравнениями: голос льющийся или жесткий, металлический или матовый и т.д. Все это с точки зрения акустики лишь изменения во времени трех важнейших параметров звука: частоты колебаний, их амплитуды и состава сложного звука (спектра). В спектре вокальных гласных находятся две основные формантные области: низких (300-600 Гц) и высоких (2500-3000 Гц) частот. Первая, низкая, певческая форманта придает голосу мягкость, округлость и массивность; вторая, высокая, - звонкость, полетность, яркость (у высокопрофессиональных певцов в этой области сосредоточено до 30-35% всей звуковой энергии голоса, у неопытных - только 5-7%). В трахее и гортани возникают певческие форманты, а в глотке и во рту - форманты гласных. Тембр певческого голоса зависит не только от спектрального состава звука, но и от вибрато. Это периодическое изменение высоты и силы звука, благодаря которому голос становится теплым, живым, выразительным (колебания, совершающиеся с частотой пять-семь раз в секунду, дают красивый, льющийся звук, при более редких колебаниях голос "качается", а при более частых - дрожит).

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Специалисты Московского научно-практического центра отоларингологии провели на базе кафедры новых информационных технологий Московского государственного института музыки имени А. Г. Шнитке обследование с использованием спектрального компьютерного анализа голоса двух групп вокалистов в возрасте от 24 до 65 лет со стажем работы от 3 до 43 лет. В первую группу входили 43 певца, которые жаловались на быструю утомляемость голоса, охриплость и другие неприятности при пении. В другой (контрольной) группе из 25 человек жалоб не было. В специальном кабинете, снабженном звукоизоляци ей, каждый вокалист пропевал все ноты своего рабочего диапазона тихо и громко. Через микрофон звучание голоса записывалось на компьютере с использованием специальной программы. Затем проводился спектральный анализ методом быстрого преобразования Фурье с различными параметрами усреднения. Все результаты были представлены в виде графиков, показывающих равномерность нарастания и затухания звука, спектральных диаграмм и сонограмм.

По этим данным судили о качестве развития голоса, степени смыкания и регулярности колебаний голосовых складок. В голосах вокалистов контрольной группы отмечались устойчивые певческие форманты (у мужчин - 3-5, у женщин - 4-6 формант). У предъявлявших жалобы их наблюдалось меньше - всего 2-3 и, кроме того, звук был недостаточно насыщен обертонами (они придают особую красоту голосу). Сонограммы некоторых певцов с неплохими данными и здоровым голосовым аппаратом показали, что интенсивность звука достигается ими не использованием резонаторных полостей, а напряжением голосовых складок, близким к предельному, что опасно.

Чтобы точно определить тип голоса певца, авторы реферируемой статьи исследовали частоту основного тона и формантного состава звука на самых удобных для каждого вокалиста тонах и переходных нотах его диапазона. Максимальное количество формант у певцов, отмечавших трудности при исполнении тех или иных партий, не всегда совпадало с серединой их рабочего диапазона. Пользуясь рекоменда циями, вокалисты переходили к работе над партиями, уровень высоты (тесситура) которых самым лучшим образом соответствовал формантным характеристикам их голосов, добивались "вокального комфорта" и забывали о своих жалобах.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Рефераты»