Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ - ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Доктор экономических наук И. ОСАДЧАЯ

На западных границах России вырисовывается доселе невиданное, мощное и обширное, почти государственное образование - объединенная Европа. Все связанное с развитием Европейского союза - ЕС - не может не интересовать нас. Перед нашей страной встают новые экономические и политические проблемы (вспомним хотя бы дебаты, возникшие в связи с Калининградской областью, которая в ближайшее время окажется окруженной странами ЕС). И в то же время это объединение - наш главный и ближайший экономический партнер, с которым надо развивать исторически сложившиеся экономические, политические, культурные и прочие добрососедские связи.

Важен и сам опыт создания такого союза. Как удалось сформировать подобное объединение? Через какие этапы прошло его становление? Что представляет оно в экономическом и политическом плане? Какую роль играют в нем национальные государственные институты и наднациональные органы управления? Об этом и пойдет речь.


ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ

Становление Европейского союза - это величайшее событие в истории Европы - прошло полувековой путь. Сегодня в Союз входят 15 стран (из них 12 составляют зону с единой валютой - Еврозону), следующие 10 государств вольются в него в 2004 году. А еще ряд стран дожидаются своей очереди для вступления. Европа, пережившая за первую половину ХХ столетия две кровопролитнейшие мировые войны, раздираемая экономическими и политическими противоречиями, открыла новую страницу своего развития.

По сути дела, претворен в жизнь давний лозунг социал-демократов о создании "Соединенных Штатов Европы", выдвинутый еще накануне Первой мировой войны. В 1915 году В. И. Ленин писал: "Соединенные Штаты Европы при капитализме либо невозможны, либо реакционны". Но времена изменились. Народы и правительства сумели извлечь уроки из прошлого, и ЕС - лучшее тому подтверждение.

Любопытно проследить, как постепенно создавалось это объединение: сначала как Сообщество европейских государств, а затем как Союз этих государств. Дело шло от малого к бoльшему. От интенсификации связей между первыми участниками Сообщества к экстенсивному расширению самого пространства объединения, от сотрудничества отдельных отраслей к созданию единого рынка и, наконец, к единой валюте.

Вот основные вехи истории ЕС.

1951 год. Первая решающая акция - образование Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), в которое вошли шесть пострадавших в войне стран (Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция и ФРГ). Внутри объединения были сняты все тарифные и количественные ограничения на торговлю этими товарами.

1957 год. Подписан Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) на базе ЕОУС и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратома).

1962 год. Принята Общая сельскохозяйственная политика, гарантирующая единые внутренние цены (делалось это с помощью ценовых субсидий из бюджета ЕЭС и согласованных пошлин).

1967 год. Провозглашено Европейское сообщество (ЕС) не только как экономическое объединение, но и как организация политического сотрудничества. Формируются первые наднациональные органы ЕС - Европейский совет, Комиссия ЕС, Европарламент, Экономический и социальный комитет, Комитеты регионов, наконец, Европейский суд, Европейский инвестиционный банк, кредитующий общие или приоритетные проекты.

1973 год. Происходит расширение ЕС - к шести членам Сообщества присоединились еще три страны: Дания, Ирландия и Великобритания.

1979 год. Первые выборы в Европейский парламент.

1979 год. Начинается подготовка к созданию европейской валютной системы (цель - координация денежно-кредитной и курсовой политики, формирование Европейского валютного союза). Для расчетов между странами Сообщества вводится новая международная валютная единица - экю.

1982 год. В Сообщество вступает Греция.

1986 год. Присоединяются Испания и Португалия.

В этом же году подписан Единый европейский акт о постепенной ликвидации всех пограничных барьеров для движения рабочей силы, товаров и капитала. Развитие единого рынка получило мощный стимул. Уничтожены паспортный контроль и проверки на границах стран - членов ЕС.

1990 год. Состоялась Римская межправительственная конференция, посвященная созданию Экономического, валютного и политического союза.

1992 год. Подписан Маастрихтский договор, официально трансформировавший Европейское сообщество в Европейский союз. Теперь речь идет не только об экономическом (в том числе валютном), но и о политическом объединении европейских стран. С подписанием этого договора европейская интеграция открыла новый этап, в котором надгосударственное регулирование приобретает особое значение. Созданы соответствующие институты для такого регулирования - Европейский центральный банк (ЕЦБ) и Европейская система центральных банков (ЕСЦБ). Решения Европейского центрального банка обязательны для центральных банков стран-участниц.

1995 год. К ЕС присоединяются Австрия, Финляндия и Швеция.

1999 год. Образован Европейский валютный союз с единой (вначале только расчетной) валютной единицей - евро. Возникла "Еврозона" (или "Евроленд"), включившая первоначально 11 стран.

2002 год. Евро стал реальной и единственной валютой для 12 стран Европы - Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Ирландии, Испании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Финляндии и Франции.

*

Итак, перед нами главные этапы рождения Евросоюза, наглядно показывающие, как постепенно шло расширение его географии, как постепенно углублялись интеграционные процессы экономического, валютного и политического пространства стран Европы. На этом пути были и трудности, и откаты, и даже кризисы. (Так, после "нефтяного шока" 1973 года и разразившегося вслед мирового кризиса ЕС оказался чуть ли не на грани распада. Термины "евросклероз" и "европессимизм" не сходили со страниц печати.) Но трудности преодолевали, и дело неуклонно двигалось вперед.

За время полувекового развития ЕС превратился в крупнейший экономический и политический центр, по многим параметрам вплотную приблизившийся к США. Судите сами. Суммарный объем валового внутреннего продукта (ВВП) 15 стран Союза в 2000 году составил примерно 90% американского, а доля в объеме мирового экспорта превысила долю США - 19,5% против 15%. В отдельных областях новейших технологий Европа все более уверенно завоевывает доминирующие позиции. Вот некоторые красноречивые факты, которые приводит известный экономист В. Иноземцев в своей статье "Восставшая из пепла: европейская экономика в ХХ веке". Сегодня европейские компании опережают американские всюду, где речь заходит о производстве сложных товаров потребительского назначения; три европейские фирмы - "Nokia", "Siemens" и "Ericsson" - контролируют 49,3% мирового рынка мобильных телефонов. Или такой факт: на рубеже столетий европейские страны вступили в конкуренцию с США в области производства вооружений...

И тем не менее преувеличивать успехи ЕС (в сопоставлении с достижениями США) все же не стоит. По многим важнейшим показателям, и что особенно важно - по темпам их роста, ЕС еще отстает от США. Посмотрите на данные таблицы(Табл.1).


Однако с начала 2000 года рост американской экономики заметно понизился, а безработица выросла. В результате разрыв в уровне безработицы между ЕС и США несколько сократился: в странах ЕС он снизился до 7,2%, а в США увеличился до 4,7%. Но остальные показатели говорят о том, что разрыв между этими двумя гигантами в ближайшие годы вряд ли сократится. Тому немало причин и в том числе главная: сохраняются большие различия в уровне экономического развития отдельных стран - членов ЕС - как в абсолютном объеме валового национального продукта (ВНП), так и в его размерах на душу населения(Табл.2).

Как видим, величина валового национального продукта на душу населения (по расчетам Всемирного банка) среди 10 наиболее развитых стран - членов ЕС в 2000 году колебалась от 32 000 долларов (Дания) до 23 370 долларов (Италия). В США она составляла 34 260 долларов. В трех же странах Южной Европы - Греции, Португалии, Испании - соответствующие показатели значительно ниже. Предстоящее вступление в ЕС государств Центральной Европы и Прибалтики заметно увеличит список стран с еще более низким уровнем душевого дохода.

А событие это приближается. В 2004 году к Европейскому союзу должны присоединиться 10 стран Центральной и Юго-Восточной Европы (торжественный акт об этом подписан в середине апреля сего года) - Чехия, Польша, Словакия, Словения, Венгрия, Литва, Латвия, Эстония, Кипр и Мальта. Для Союза это означает прежде всего новые проблемы, хотя бы потому, что уровень экономического развития названных стран значительно ниже уровня тех 15, к которым они присоединяются. Расплывчатость предстоящего образования стала побудительным мотивом к усилению центрального ядра ЕС, к укреплению его властных полномочий. Предложен и новый проект реформирования органов власти ЕС, согласно которому президент Евросоюза должен избираться Европарламентом из числа глав государств-членов сроком на 2,5 года (вместо нынешнего правила: регулярной, раз в полгода, смены председательствующего по очереди от каждой страны - участницы Союза).

КАК МЕНЯЕТСЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В СТРАНАХ - ЧЛЕНАХ ЕС

За последние два десятилетия государственное регулирование экономики в странах ЕС претерпело важные изменения. (О них говорилось в статье "Рынок и государство: новое в государственном регулировании экономики развитых стран". "Наука и жизнь" № 10, 2001 г.)

В чем суть этих изменений?

Государство всюду, где только можно, уходило от непосредственного участия в сфере производства - благодаря активной приватизации и передаче на контрактной основе некоторых видов государственной деятельности частным фирмам. Так сокращалась степень прямого государственного регулирования экономики. Но вместе с тем увеличивалось влияние государства на те аспекты экономического роста, которые можно назвать стратегическими. Прежде всего, это усиление конкуренции, поддержка научных исследований и развитие высокотехнологичных отраслей. И конечно же - повышение "качества человеческого капитала", которое достигается увеличением вложений в образование и здравоохранение. Именно такого рода действия помогают выравнивать конкурентные условия между странами-участницами и развивать общее рыночное пространство.

В это же время шло сближение законодательных норм и правил, существующих в разных странах, усиливался контроль за их исполнением на уровне национальных государств - меры, также способствовавшие формированию более однородного рыночного пространства.

Но особенно важные перемены связаны с кардинальной перестройкой механизмов макроэкономического регулирования, к которым относятся денежно-кредитное регулирование и бюджетная политика.

Постепенное сближение денежно-кредитной политики центральных банков ведущих стран ЕС вело к постепенной гармонизации этой политики. Так было подготовлено создание единой валютной зоны с последующей передачей части суверенных полномочий отдельных государств - членов ЕС (ныне их 12 из 15) наднациональным органам - Европейскому центральному банку (ЕЦБ) и Европейской системе центральных банков (ЕСЦБ). Решения Европейского центрального банка стали обязательны для центральных банков стран-членов. Банковская стратегия ЕЦБ нацелена на то, чтобы инфляция в Еврозоне не превышала 2% в год (и это пока выполняется).

А к таким органам, как Европейский совет и Комиссия ЕС, перешла часть функций, которые прежде решала каждая европейская страна в отдельности. Согласно Маастрихтскому соглашению, в ведение наднациональных органов переданы столь сложные и важные проблемы, как охрана внешней среды, выработка индустриальной стратегии, разработка и принятие единых норм в области здравоохранения, образования, охраны прав потребителей, политика в области научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР).

Вместе с тем этот "перелив функций" отнюдь не означает полную потерю странами ЕС национального суверенитета, поскольку здесь действует важный юридический принцип - "принцип субсидиарности". Он означает, что органы Союза принимают соответствующие решения только в том случае, если на уровне отдельной страны подобные решения оказываются менее эффективными. Как подчеркивает один из наших ведущих специалистов по проблемам ЕС доктор экономических наук Ю. Борко, "базовым был и остается национальный уровень - даже там, где к органам Сообщества (а ныне Союза) перешло исключительное право принятия решений (например, таможенная политика, заключение торговых соглашений с третьими странами, валютная политика), поскольку передача государством-членом какой-то части своих суверенных прав не означает его отказа от них. Как правило, эти два уровня соотносятся как взаимодополняющие".

Но если в перечисленных направлениях все же происходит частичный отказ от национального суверенитета, то иначе обстоит дело с другим важнейшим механизмом государственного вмешательства в экономику - с бюджетным регулированием.

В Европейском союзе бюджетная политика (в отличие от денежно-кредитной) остается под контролем самих государств-членов. Все дискуссии о бюджетной политике велись вокруг темы: как обеспечить бюджетную дисциплину, сохраняя при этом определенную гибкость. А такая гибкость совершенно необходима, например во время экономических спадов, когда нельзя не учитывать, что страны развивают ся далеко не равномерно и общие рецепты в области денежно-кредитного регулирования могут оказаться недостаточными. Правила в отношении бюджетной политики были предусмотрены сначала в Маастрихтских соглашениях, а позднее - в специально принятом в 1999 году Пакте стабильности.

Маастрихтские соглашения потребовали от стран, желающих быть участниками Союза, снижения бюджетного дефицита до 3% ВНП. Еще более четкие правила в области координации бюджетной и денежно-кредитной политики зафиксированы в Пакте стабильности. Он выдвинул весьма строгие требования в отношении бюджетного дефицита, обязывая страны ЕС стремиться к сбалансированному или профицитному бюджету (когда доходы превышают расходы государства). Введены даже определенные санкции за превышение установленной нормы бюджетного дефицита. Однако Пакт предусматривает : к тем странам, у которых чрезмерный дефицит - свыше 3% - получен в условиях экономического спада, санкции применяться не будут. Таким образом, признается антикризисная роль бюджета. Кроме того, каждая страна-член ЕС должна представлять в Совет ЕС и Комиссию программу стабильности бюджетной политики на предстоящие годы.

Итак, можно говорить, что контроль за бюджетной политикой со стороны наднациональных органов усилен, но нет и речи об отказе от суверенитета в этой сфере. Следует сразу сказать: принятые меры и договоренности принесли впечатляющие результаты. Бюджетные дефициты в большинстве стран-членов к 2000 году снизились до минимального уровня, а некоторые страны уже достигли профицитного баланса. Более того, в странах ЕС намечено постепенное сокращение государственных расходов наряду с сокращением государственных поступлений(Табл.3).

Серьезная проблема - государственная задолженность. В большинстве стран ЕС она превышает принятый норматив вступления в Союз (60%) и порождает большие процентные платежи (уровень государственной задолженности в 1999 году в странах европейской валютной зоны все еще превышал нормативный, составляя в среднем 72,9% ВВП).

Немаловажное значение имеет структура задолженности. Страны ЕС стремятся уменьшить долю краткосрочных долгов, увеличив долю долгосрочных, что сокращает бюджетные расходы на их обслуживание. Кстати, в некоторых из стран существуют жесткие правила, определяющие условия внешних заимствований, например, новые займы не должны превышать суммы ежегодных подлежащих погашению долгов. Или такое правило: новые займы могут использоваться только в инвестиционных целях.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА И ОБЩЕСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ


Бюджет - не только инструмент макроэкономической политики, но прежде всего - инструмент предоставления общественных благ, финансовая основа всей экономической деятельности государства, а по сути дела - фундамент его экономического суверенитета. И как бы ни шли процессы интеграции, пока есть бюджет - есть государство. Пока есть государство, будет и бюджет. Здесь следует отметить и такой факт. Если бюджетные расходы стран ЕС находятся в пределах 40-50% ВВП, то бюджет самого Союза составляет примерно 1,2% совокупного объема ВВП стран-членов. Большая часть расходов этого бюджета идет на поддержку сельского хозяйства и в фонд регионального развития. Его главная цель - выравнивание условий экономического роста в отдельных странах при минимальном изъятии средств из бюджетов отдельных стран-участниц.

Структура бюджета страны - своеобразное зеркало государственных приоритетов и функций. Надо сказать, что в странах ЕС примерно половину бюджетных расходов поглощают социальные расходы(табл.4).

Эти расходы, как бы ни подключался к их осуществлению частный сектор, по-прежнему остаются важнейшей прерогативой государства. Возникают новые проблемы - высокие нормы безработицы, новые требования к квалификации труда, быстрое постарение населения, рост неполных семей. Все это ставит перед социальной политикой труднейшие задачи. Как в условиях умеренного экономического роста и ограниченности ресурсов развивать социальную инфраструктуру, в частности социальное обеспечение? Как при наличии социальных гарантий, обеспечивающих прожиточный минимум, не заманить определенную категорию людей в "ловушку бедности", как поддержать в человеке стимулы к трудовой деятельности, к зарабатыванию дохода? Все это требует более гибких, "точечных" форм помощи и оговорок при ее предоставлении, расширения профессиональной подготовки и переподготовки наряду с созданием дополнительных рабочих мест.

Поддержание социальных гарантий на прежнем уровне потребовало бы еще большего роста государственных расходов. Вот почему реформы в области социального обеспечения и социального страхования, благодаря которым часть расходов такого рода можно было бы переложить на само население, стали важнейшей задачей. Такие реформы проводят правительства всех евpoпeйcкиx стран. Тема (даже на уровне ее обсуждения) остается, безусловно, наиболее болезненной и не прибавляет популярности правительствам, особенно "левым". Но иного пока не дано.

Другой важный аспект бюджетной политики - стремление переориентировать часть расходов на развитие так называемого "человеческого капитала", иначе говоря - в пользу образования, здравоохранения и профессиональной подготовки и переподготовки кадров(табл.5).

Как видим, национальные правительства, теряя одни, в то же время сохраняют (а главное - должны сохранять) другие важные рычаги влияния на социальное и экономическое развитие своих стран. Опыт ЕС позволяет предположить, что в облике данного регионального союза возникает некое новое образование, своеобразный гибрид национального и наднационального регулирования. Он поддерживает оптимальное функционирование национальных хозяйственных систем при унифицированном законодательстве и единой кредитно-денежной политике. Возможно, это и станет прообразом будущих глобальных образований.


ЕС И РОССИЯ

С развитием рыночной экономики Россия неизбежно втягивается в мировые глобальные процессы. Отношения с ЕС уже играют и должны играть все более важную роль, тем более, что после вступления в эту организацию стран Прибалтики, Центральной и Восточной Европы (кстати, наших традиционных торговых партнеров) границы ЕС непосредственно приблизятся к границам России.

В 1994 году между ЕС и Россией было заключено Соглашение о сотрудничестве и партнерстве - оно вступило в силу 1 декабря 1997 года. Сегодня на ЕС приходится 35% российского экспорта - и это при том, что внешнеторговые отношения до сих пор складывались не лучшим образом. В июне 2002 года ЕС признала Россию "страной с рыночной экономикой". Возможно, этот шаг поможет нам значительно расширить сотрудничество со странами ЕС. Значение такого "признания" руководство России оценило в следующих цифрах: наш экономический выигрыш составит 250 миллионов долларов в год благодаря прекращению 14 антидемпинговых процедур, действовавших до сего времени в отношении некоторых товаров российского производства. Считают, что после расширения ЕС его доля в российском экспорте может составить 50%.

В свою очередь страны ЕС сильно зависят от энергетических ресурсов, поставляемых Россией, - на ее долю приходится 21% всего нефтяного и 41% газового импорта ЕС в целом. Именно эти отрасли остаются наиболее привлекательными для европейских инвестиций. Уже сегодня подписано соглашение между Россией, Германией и Украиной о создании консорциума по строительству газопровода через Украину на Запад. Другие страны ЕС выразили готовность участвовать в этом грандиозном проекте. Но и на нынешний день доля европейского капитала в общем объеме накопленных инвестиций в России составляет немалую цифру, около 70%. Все это говорит о том, насколько серьезно заинтересованы европейцы не только в российских ресурсах, но и в ее производственных возможностях и особенно в ее внутренних рынках.

Расширение сотрудничества с Европой - важнейшая приоритетная задача России. Именно для этого сегодня определяются принципы создания "единого европейского пространства", разрабатывается долгосрочная программа развития связей не только в области внешней торговли, но и в научно-техническом сотрудничестве. Сюда входят образовательные и экологические программы, а также внешнеполитическое сотрудничество в сфере безопасности, обороны и противодействия международному терроризму. Планируется более широко использовать евро - не только во взаимных расчетах, но и как резервную валюту.

*

История создания Европейского союза - это беспрецедентный опыт создания уникального межстранового объединения, который может служить примером для изучения и подражания . Может быть - и для пока несостоявшегося Содружеств а Независимых Государств (СНГ).



Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Беседы об экономике»