Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Обо всём понемногу. Январь 1960 №1

Соли уходят... в космос

Четвертая часть суши земного шара покрыта неблагоприятными для сельского хозяйства почвами, перенасыщенными минеральными солями. Интересна «судьба» этих солей.

С континента они благодаря атмосферным осадкам и речным стокам постепенно переходят в мировой океан. Здесь их концентрация постоянно возрастает. Если примерно полмиллиарда лет назад она составляла 14 промилле (тысячных), то в конце палеозойской эры, то есть 185 миллионов лет назад, — 26 промилле, а в настоящее время уже возросла до 35.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

И это несмотря на то, что значительное количество солей все время убывает из мирового океана. Часть из них оказывается снова на суше, а часть уходит в космос. Этим и объясняется, по-видимому, тот факт, что приборы советской космической ракеты обнаружили околоземной ореол ионов натрия, который простирается на расстояние почти полпути до Луны.

На основании этик данных профессор Института почвоведения Казахской Академии наук В. Боровский пришел к выводу о том, что соли суши постоянно, хотя и очень медленно, переходят не только в мировой океан, но частично и в космическое пространство.

Растение «управляет» автоматом

Растение само «управляет» автоматом? Это может показаться невероятным.

...В лаборатории выключается свет. В темноте как бы «дремлет» подопытное растение. Но вот проходит некоторое время. Между листьями растения и внешней средой усиливается водный обмен, повышается влажность воздуха над поверхностью листа. Значит, растение начинает остро нуждаться в свете. Об этом «узнают» расположенные вблизи электронные аппараты, которые моментально реагируют на изменившуюся обстановку и с помощью специального реле включают свет. Но прошло еще 14 часов — водный обмен листа со средой резко уменьшился. На этот раз автоматы столь же быстро выключают свет. Так, с помощью репе автоматики растение само «регулирует» условия своего роста, «руководит» изменениями светового режима, помере надобности включая и выключая свет.

Эти интересные исследования ленинградского ученого кандидата сельскохозяйственных наук В. Г. Карманова говорят о том, что в скором будущем с помощью еще более совершенных средств автоматики и кибернетики человек сможет узнать много нового о жизни и возможностях направленного изменения растений.

Через 3 тысячи лет

Обычно если семена долго хранились, то раньше, чем посадить, их выборочно проверяют на всхожесть. Считается, что со временем семена как бы умирают. А можно ли ждать, что взойдут семена, пролежавшие в земле около 3 тысяч лет?

Недавно в Японии, близ Токио, производились археологические раскопки и были найдены семена лотоса. Срок их пребывания под землей — 3 тысячи лет — был определен по количеству актов распада радиоактивного изотопа С-14. Оказалось, что семена не утратили жизненных свойств: лотосы чудесно взошли и нормально развивались.

Фантастические поезда

330 километров в час — таков официальный рекорд скорости на железной дороге. Но вряд ли эта скорость реальна для повседневного движения поездов. А жизнь идет вперед, и теперь уже самолет «ТУ-104» летит 10—12 часов туда, куда поездом приходится добираться 7—8 суток.

Во многих странах ученые и инженеры ищут пути коренной реконструкции железных дорог. По какому из них пойти? Один из проектов говорит о создании двойных по ширине поездов, которые будут ходить сразу по двум колеям двухпутной магистрали. Ширина такого поезда достигает 7 метров, каждый вагон имеет 4 тележки по 4 колеса, то есть 16 колес, катящихся по 4 рельсам. На крыше поезда в два ряда установлены токоприемники. Они питают моторы током сразу от двух проводов контактной сети.

Но и это не предел. Инженеры зовут нас заглянуть в будущее. Представим себе, говорят они, поезд, идущий по рельсам шириною 12 метров. Вагон в таком поезде достигнет высоты 25—30 и ширины около 20 метров. Длина поезда — 2—3 километра, а общий его тоннаж — 30—50 тысяч тонн. Газотурбинный атомный локомотив при мощности 50 тысяч лошадиных сил мог бы везти такой поезд со скоростью 100—150 километров в час. Об удобствах путешественников говорить не приходится. Пассажирские вагоны поезда будут легко конкурировать с первоклассными салонами океанских лайнеров. Ну, а грузовые? Достаточно сказать, что каждый из них будет иметь полезный объем 4 тысячи кубических метров. Может быть, это и есть завтрашний день железных дорог?

Нефть путешествует в мешках

Всем известен способ транспортировки нефти по трубам. Но знаете ли вы, что ее можно перевозить и в мешках?

Бакинские изобретатели инженеры М. Аршава и его сын А. Аршава предложили заменить дорогостоящие большегрузные нефтеналивные суда — танкеры — мешками с эластичной оболочкой из полихлорвиниловой пленки, покрытой лаком с алюминиевым пигментом. Такие длинные гибкие «суда» способны вместить больше 12 тысяч тонн нефти. Их свободно возьмет на буксир катер. А ведь такое же количество нефти смогут перевезти только 3—4 мелкосидящих танкера! Нефтеналивные мешки легко переносят удары штормовых волн, воздействие соленой воды и буксируются даже по мелководью. Наконец, после перевозки нефти они могут быть свернуты в рулоны и отправлены обратно в очень компактном виде. Этот необычный способ транспортировки жидких грузов скоро будет внедрен в практику.

Незамерзающие реки

Можно ли добиться того, чтобы на севере не замерзали реки и каналы? Многие скажут; конечно, нет. Ведь пока еще неизвестна силе, которая бы на огромных просторах остановила леденящее действие зимней стужи. А на специальный подогрев воды понадобилось бы слишком много тепловой энергии.

И все же такой канал уже есть: он построен в Швеции. Правда, длина его еще невелика: она составляет всего один километр (при ширине 10 метров). Как же удалось сделать канал незамерзающим? Задача была решена интересно и, можно сказать, просто. Ученые использовали одно хорошо известное свойство рек: они не промерзают до конца вследствие того, что их нижние слои теплее верхних. Значит, нужно было добиться, чтобы теплые воды поднялись на поверхность. Для этого воспользовались сжатым воздухом, с помощью которого уменьшается плотность нижних слоев воды и последняя устремляется вверх. А как же подается воздух в канал? По дну искусственного сооружения проложили тонкую пластмассовую трубу, пронизанную тысячами отверстий. В нее воздух нагнетается компрессором под очень небольшим давлением (4 кг/см2).

Так удалось предотвратить образование льда и обеспечить на канале судоходство в зимних условиях. Возможно, что в будущем этим способом будут «отапливаться» многие крупные каналы и реки.

АВ2 + ВС2 = АС2

С 8-го класса школы все мы знаем теорему Пифагора: «Сумма квадратов катетов прямоугольного треугольника равна квадрату его гипотенузы», «Пифагоровы штаны во все стороны равны», — говорится в старой шутливой поговорке. Однако сейчас ученые подвергли большому сомнению авторство Пифагора в этой теореме. У древних историков Проклf, Плутарха к Витрувия есть упоминание о том, что Пифагор, обрадованный своим открытием в области геометрии, пожертвовал богам быка, но каково было это открытие — мнения расходятся. Плутарх, например, считает, что это была задача на построение, о Витрувий — открытие прямоугольного треугольника со сторонами 3, 4, 5.

Сейчас известно, что теорема, приписываемая Пифагору, приводилась еще в клинописных текстах за 1 200 лет до рождения ученого, а он узнал о ней в Вавилоне.

По-видимому, историки ввели в заблуждение математиков.

Один континент

Посмотрите внимательно на карту Азии. Вы увидите, что контуры островов Новой Зеландии почти точно повторяют направление юго-восточного берега Австралии. Сейчас эти земли разделены широким проливом — Тасмановым морем. Но всегда ли так было?

Молодой новозеландский геолог Дж. Уотерхауз в результате длительных исследований пришел к выводу, что раньше Австралия и Новая Зеландия представляли собой один континент. На такую мысль натолкнуло ученого изучение ископаемых моллюсков. 120 видов, встречающихся при раскопках на прибрежной полосе этих стран, совершенно одинаковы. Они могли передвигаться только вдоль береговой линии и никак не сумели бы преодолеть пролив, если бы тот всегда существовал.

Рис. П. Фридмана.


Случайная статья