НАУКА И ЖИЗНЬ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Наука и жизнь // Иллюстрации

ДЕЙСТВИЕ ЛУЧЕЙ ВОЛЬТОВОЙ ДУГИ КАК СРЕДСТВО ПРОТИВ ПЛЕШИВОСТИ

Ряд опытов, произведенных в Копенгагене над действием лучей дуговых ламп на плешивые места, показал, что таким путем можно вызвать вновь появление волос на лысине. Даже после короткого сеанса замечалось, что дней через 10 начинали расти волоса в тех местах лысины, которые подвергались интенсивному действию электрического света. Таким образом, лучи дуговых ламп производят действие, совершенно противоположное действию рентгеновских лучей, которые, как известно, совершенно оголяют кожу от волос и даже при продолжительном действии производят трудно залечиваемые изъязвления.

"Вестник знания", 1903 г.

ПЕРВЫЙ БЕСПРОВОЛОЧНЫЙ ТЕЛЕГРАФ В РОССИИ

Одесским почтово-телеграфным округом сооружен недавно первый русский беспроводный телеграф, предназначенный для общественного пользования. Он соединяет г. Херсон с находящимся на противоположном берегу Днепра торговым местечком Голая Пристань. Хотя расстояние между ними всего 17 верст, но и на этом коротком расстоянии ясно видны все выгоды беспроволочного телеграфа. Для сооружения обыкновенного телеграфа пришлось бы провести круговую воздушную линию длиной 150 верст или проложить подводный кабель, стоимость которого (без работ по прокладке) 1500 р. за версту. Сооружение обыкновенной телеграфной линии обошлось бы не менее чем в 30 000 рублей, меж тем как соединение тех же пунктов по системе проф. Попова потребовало всего 5000 рублей.

Надо заметить, что в Петербурге уже существует беспроволочный телеграф, но он предназначен для научных и образовательных целей, а не для практического использования.

"Природа и Люди", 1903 г.

КОКАИНОМАНИЯ

Американские журналы сообщают о том, что употребление кокаина и злоупотребление им принимает в Соединенных Штатах ужасающие размеры. Поразительно в этом явлении то, что кокаин находит ныне любителей не в среде элегантной и склонной ко всякого рода излишествам публики, но между неграми! Мода на кокаин возникла среди черных жителей Нового Орлеана; в этом порте находится масса негров, работающих при нагрузке и выгрузке торговых кораблей. Этот чрезвычайно тяжелый труд требует огромной спешки, так как приходится пользоваться прибытием каждого корабля, дабы увеличить заработок. Иногда несчастному негру-носильщику выпадает на долю работать в течение 70 часов без сна, лишь с коротким в несколько минут перерывом для принятия пищи. Печет ли солнце, падает ли дождь - работа должна кипеть. Носильщик, привлеченный высокой платой (до 150 долларов в месяц), готов лезть из кожи; однако труд был бы непосилен без употребления возбуждающих средств. Раньше негры прибегали к алкоголю, но вскоре заметили, что алкоголь не только не облегчает работы, но делает ее еще более тяжелой и менее успешной. Тогда они обратились к кокаину.

Сначала средство это показалось чудотворным. Силы работников росли; утомления не чувствовалось даже при наибольшем напряжении мускулов. Вместе с тем они приобрели приятное равнодушие к переменам температуры; они могли работать одинаково неутомимо при всякой погоде. Тогда примеру новоорлеанских носильщиков последовали их черные братья, работающие на хлопчатобумажных плантациях. Употребление кокаина вошло в обычай. Плантаторы охотно уделяют неграм порции кокаина, дабы увеличить их трудоспособность, а рабочие охотно принимают средство, позволяющее им работать большее количество часов, т. е. больше заработать.

Так как злоупотребление кокаином в конце концов приводит к сумасшествию, то американские власти сочли необходимым ограничить продажу кокаина.

"Вестник знания", 1903 г.

УСПЕХИ АВТОМОБИЛИЗМА

Автомобилизм развивается в С.-Петербурге не по дням, а по часам. Помимо существования трех автомобильных корпораций, можно указать на то обстоятельство, что управой выдано уже около 250 номеров для езды по городу. Городское управление, министерство путей сообщения, министерство двора, почтовое ведомство - все обзавелись автомобилями для своих надобностей. В управу поступило несколько ходатайств о дозволении выпустить бензиновые извозчичьи экипажи, а также открыть несколько линий омнибусов.

"Автомобиль", 1903 г.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Сто лет назад»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее