ФАРАОНЫ ПРОТИВ ЖУЧКОВ

Наука и жизнь // Иллюстрации
Магические рисунки и надписи должны были защитить мумию от повреждения насекомыми. Однако вредные жучки почему-то изображены четвероногими.
Священный жук скарабей изображался правильно, с шестью ногами.

Как известно, египтяне мумифицировали своих умерших примерно три тысячи лет - с 2667 года до н.э. вплоть до 395 года н.э. И все это время они пытались бороться с насекомыми, которые поедали съестные припасы, сложенные в гробницу для пропитания умершего на том свете, да и портили саму мумию. Средства защиты были в основном колдовские: на стенах погребальной камеры размещали заклинания против насекомых, сопровождамые рисунками.

Правда, египтяне знали и некоторые другие, более действенные средства против вредителей запасов. Например, на хранение в житницы закладывали не зерно, а необмолоченные колосья, которые меньше повреждаются насекомыми. В «Книге праведников», в изданном в Венеции в XVII веке комментарии к Библии, в разделе об известной истории с семью плодородными и семью засушливыми годами, указывается, что в амбарах, где по совету Иосифа был запасен хлеб, полы посыпали пылью с полей, где этот хлеб рос. Удивительно современная рекомендация! Сейчас, когда биологи стараются найти способы борьбы с вредными насекомыми без ядовитых инсектицидов, вырос интерес к минеральным порошкам для защиты от насекомых. Высушенная почва египетских полей, тонкозернистый ил, принесенный разливами Нила, представляют собой как раз такой мелкий порошок из минеральных частиц. Он обволакивает усики насекомых, мешая органам чувств находить пищу, забивает дыхальца - расположенные на брюшке отверстия, через которые насекомое получает кислород. Кроме того, минеральные частицы, действуя как абразив, могут стирать с хитинового покрова насекомых тонкий восковой слой, предотвращающий потерю влаги. Известен эксперимент, иногда демонстрируемый студентам-биологам: тараканов помещают в банку с минеральной пылью, и через некоторое время они погибают от иссушения. Ползая в пыли, тараканы лишаются воскового слоя покровов.

Такой способ защиты от насекомых хорошо известен и животным: воробьи и собаки «купаются» в сухой пыли, чтобы избавиться от паразитов.

На приведенных магических рисунках, предназначенных для защиты мумии от жучков, бросается в глаза любопытная деталь: египтяне полагали, что у насекомых не шесть ног, а всего четыре! Правда, священных скарабеев, к которым относились с большим почтением, изображали шестиногими.

Кстати, европейцы тоже долгое время оставались в уверенности, что у мухи четыре ножки. Кто-то из переписчиков трудов Аристотеля ошибся и написал «4» вместо «6». А поскольку в Средние века труды Аристотеля считались чуть ли не священными, то ошибка пошла гулять по ученым трактатам, пока какой-то ниспровергатель авторитетов не догадался посчитать ноги у обыкновенной мухи.