Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

"КОЛЕСНИЦА СЛАВЫ"

В. СОРИН, художник-реставратор, главный специалист реставрационно-строительной фирмы "Интарсия"

Монумент "Колесница Славы" на арке Главного штаба является самым большим по объему из старинных памятников Санкт-Петербурга. Его высота составляет 9,94 метра, ширина по фронту - 15,62 метра; длина колесницы со статуями лошадей - 9,59 метра. Это одно из замечательных украшений города, один из его символов, одна из его доминант.

"Колесница Славы" в честь победы России над Наполеоном была поставлена в 1828 году перед самыми окнами царской резиденции - Зимнего дворца. Однако этот монумент требовал ремонта гораздо чаще, чем другие памятники Санкт-Петербурга. С него часто падали тяжелые детали, неоднократно приходилось заменять до 60 процентов медной обшивки и стальных каркасов, огромные фигуры статуй с самого начала были подвижны. Причины этих неприятностей требовали объяснения, без этого невозможно было их устранить.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Корни неблагополучия прорастают в историю создания "Колесницы Славы".

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МОНУМЕНТА

Проект архитектора К. И. Росси предполагал, что на арке здания Главного штаба, строящегося на вновь образованной Дворцовой правильной площади перед Зимним дворцом, будет установлена отлитая из чугуна фронтальная композиция, состоящая из двух женских фигур с воинскими атрибутами и гербом государства. Такая же композиция должна была стоять и на противоположном, обращенном к Невскому проспекту, аттике.

Но царь Александр I умер, и пришедший ему на смену Николай I (имевший инженерно-строительное образование) предложил на арке Главного штаба, которая воспринималась как триумфальная, установить римскую колесницу, везущую богиню Славы прямо ко дворцу.

Разработку нового украшения для арки Главного штаба Николай I поручил К. И. Росси в марте 1827 года, и вскоре на чертеже появилась резолюция: "Высочайше утверждено... 18 марта 1827 г. Генерал-адъютант князь Волконский".

Любопытно, что новый вариант был выполнен в виде накладки-клапана на старый чертеж.

Замена украшения на арке с монументом "Колесница Славы" делалась в спешке. Арка и аттик над ней были сконструированы и уже построены так, чтобы нести развернутые по фронту чугунные украшения, для которых достаточным основанием могли служить только фасадные стены аттика. Для поддержания же колесницы, масса которой располагается по горизонтальной плоскости, требовалась совсем другая конструкция, ее предстояло быстро создать из того, что уже было. Этим, скорее всего, и объясняются неблагополучные конструктивные особенности и нынешнее состояние основания монумента.

"... По высочайше конфирмированному (утвержденному. - B. C.) "Плану"..." монумент "Колесница Славы" должны были отлить из чугуна. А это значит, весил бы он около 5000 пудов (то есть 80 тонн), что делало устройство основания под монумент серьезной инженерной проблемой. Надо было создать перекрытие, выдерживающее такой вес, на уже построенных для другой цели стенах аттика. Восьмидесяти тонную чугунную "Колесницу" вряд ли выдержала бы и сама арка.

Создание монумента и основания для него было поручено Александровскому чугунолитейному заводу. Директор завода берг-гауптман 6-го класса А. Кларк выдвинул пять условий, при выполнении которых он соглашался принять на себя этот труд. Одно из них гласило: "Украшения и фигуры могут быть сделаны из чугуна, железа или меди, как по общему моему с г. архитектором Росси соображению и соглашению найдено будет лучше и удобнее".

После беседы с А. Кларком К. И. Росси обратился к министру Императорского двора князю Волконскому:

"С разрешения Вашего Сиятельства заказана колесница с лошадьми и воинами на арке здания на Дворцовой правильной площади из чугуна. По объяснению моему с г. Кларком оказывается, что если бы колесницу с принадлежностями сделать из листовой меди толщиной 1/8 дюйма (то есть 3 мм. - B. C.), то она будет прочнее, тем более, что директор завода на сие предложение согласен, не испрашивая за то излишней оплаты. Весу же в медной колеснице, по мнению Кларка, будет примерно до 1000 пудов, а в чугуне полагается до 5000 пудов". На данном заявлении была поставлена следующая резолюция: "Высочайше повелено исполнить и поставить медную под бронзу. 13 ноября 1827 г."

Таким образом, решающим фактором для К. И. Росси в выборе материала (медный лист толщиной 3 мм) и технологии (выколотка) для создания монумента был вес: медная колесница должна была весить в пять раз меньше, чем чугунная. Это давало надежду решить проблему создания основания для нового монумента.

Оставим пока в стороне тот факт, что в России того времени не было технических возможностей произвести выколотку такого монумента из столь толстого медного листа, что стоимость одного только комплекта "нарочито сделанных из чугуна форм", необходимых для выколотки, была бы больше, чем стоимость отлитого из того же чугуна монумента. А ведь А. Кларк почему-то "не испрашивал за то излишней оплаты". Рассмотрим другой аспект этого решения.

Если фигуры монумента сделать из толстого медного листа, то они представляли бы собой весьма прочные, жесткие оболочки, способные нести собственную массу и противостоять ветру, снегу и прочим нагрузкам. Внутрь фигур следовало бы тогда ввести легкие опорные конструкции, рассчитанные только на то, чтобы они прочно крепили несущие оболочки к основанию, обеспечивая их неподвижность и цельность всей композиции.

Именно такие, легкие и несплошные, опорные конструкции были сделаны. Вот только оболочки оказались другими.

К. И. Росси никаких чертежей и расчетов не делал. Он выполнил только рисунки, а потом - картоны. Расчеты и чертежи опорных конструкций и основания "Колесницы Славы" должны были делать на Александровском заводе. (Чертежи не сохранились, они были утрачены еще до peвoлюции 1917 года.)

Забегая вперед, следует сказать, что основание "Колесницы Славы" при всех его многочисленных ремонтах ни разу никто не осматривал снизу (под чугунной платформой), так как это пространство было закрыто кирпичными стенами со всех сторон и, следовательно, недоступно. Лишь при нашем обследовании были пробиты четыре хода в этих стенах, и при осмотре установлено, что металлические полуфермы, поддерживающие чугунные плиты основания монумента (вероятно, вследствие спешки) изготовле ны симметричными, в то время как крестово-арочное кирпичное перекрытие аттика оказалось несимметричным, а сдвинутым к южной стене. В результате "южные" полуфермы не помещались на свои места. Чтобы разместить их, строителям "Колесницы Славы" пришлось стесать с южной стороны арочного перекрытия кладку толщиной в полтора кирпича (120 мм), а в тех местах, где это не помогло, у полуферм были выломаны нижние тяги.

Повреждающие и ослабляющие воздействия на элементы основания были, к сожалению, заложены изначально. Позволить такое ослабление основания, да еще как раз в том месте, где расположена самая большая сосредоточенная нагрузка - сама колесница, А. Кларк (руководитель работ) мог только в том случае, если он заведомо знал, что фигуры монумента будут весить не 80 и не 16 тонн (как было заявлено в строительную комиссию и обозначено в проекте), а гораздо меньше.

Проведенные нами измерения толщины медных листов, составляющих оболочки всех фигур "Колесницы Славы", показали, что для создания монумента использовали медный лист толщиной 0,8-1,0 мм, а не 3 мм, как было заявлено А. Кларком в проекте и как фигурировало впоследствии во всех документах, касающихся "Колесницы Славы".

Решение подменить толстую медь на оболочках фигур монумента тонкой медью (фактически - фольгой) позволило значительно уменьшить вес фигур и выйти из трудного положения, которое возникло из-за ошибки с размерами ферм.

Вот, вероятно, чем объясняются такие смелые действия по ослаблению основания и в чем причина неблагополучия памятника с первого дня его существования.

Итак, из-за спешки не учли реальную геометрию крестово-арочного свода и металлические фермы изготовили неверно. Чтобы их разместить, пришлось принять меры, ослабляющие основание памятника, а это повлекло за собой решение применить для оболочек тонкую медь вместо толстой.

Но стальные опорные конструкции остались теми же легкими опорами, рассчитанными на несущие оболочки из толстой меди. Их и каркасом-то назвать едва ли можно. Поэтому до тех пор, пока в 1906 году опоры не заменили, все фигуры памятника оставались "от ветра не совершенно неподвижны". Подвижность оболочек была первопричиной растрескивания швов, падения деталей, а также давала возможность атмосферной влаге попадать внутрь фигур и под платформу, что вызывало ускоренную коррозию и разрушение крепежа и конструкций.

ОТКРЫТИЕ МОНУМЕНТА И ПЕРВЫЕ РЕМОНТЫ

Вот в таком виде: оболочка - из медной фольги, металлические конструкции, легкие и несплошные, а основание - ослабленное - окрашенный бронзовой масляной краской монумент "Колесница Cлавы" был открыт 14 октября 1828 года.

Доделки скульптурной композиции начались уже во время установки ее на место: двух воинов пришлось снять и увезти на завод.

До 1830 года велись работы по отделке здания и арки, после чего Николай I повелел "колесницу на арке новаго здания... сдать в ведение Министерства Финансов", в подчинении которого находился и Александровский завод, обязанный следить за сохранностью своего произведения. А. Кларк вскоре с завода уволился, и на его место пришел И. Фуллон, который уже в 1842 году вынужден был поручить мастеру Симону Костину "произвести описание утрат и других исправлений по части металлической" "Колесницы Славы". Сделано это было потому, что генерал-квартирмейстер здания Главного штаба доложил о падении частей "большого двухглавого орла весом более пуда...". Из описания, сделанного Костиным, следует, что многие элементы медных оболочек фигур монумента за этот очень небольшой срок уже исчезли, но главное, что "колесница при ветре не совершенно неподвижна, почему и должно будет прибавить к ней связей", то есть дополнительные элементы стальных опорных конструкций. В 1843 году первый ремонт был сделан. При этом возобновили и бронзировку (на масляной основе), но главный недостаток - подвижность фигур - устранен не был.

Опасность разрушения и падения фигур скульптурной группы не только сохранялась, но с течением времени все увеличивалась. В 1849 году служба эксплуатации "Дома департаментов Министерства Финансов" доложила об этом Директору канцелярии министра барону А. Ф. Гревеницу, а тот поручил все тому же И. Фуллону немедля провести еще одно обследование. Фуллон представил подробный отчет, где кроме исчезновения новых элементов скульптуры и других повреждений, произошедших за неполные шесть лет после предыдущего ремонта, указал "главной причиною оказавшихся ныне повреждений, несомненно от ветра, колебания огромных масс, отдельно одна от другой поставленных". Да и внутри каждой фигуры, указывает Фуллон, "скелет" коней (каркас) составлен из слишком тонких полос, которые не соединяются и не проходят по всей внутренности тела. А, кроме того, крепление этих "каркасов" фигур к чугунным плитам очень ненадежное: "... выдающиеся крепи притягиваются только тонкими болтиками и легкими гайками. Подножия же коней не доходят до чугунного пола, и потому штыри могут подвергаться изогнутию". И это пишет директор завода про монумент - изделие этого же завода, поставленный перед царским дворцом.

Кроме усиления внутренних каркасов фигур и крепежа к основанию И. Фуллон предлагал устроить еще и наружный каркас из стали для всех фигур, а также соединить в единый блок коней при помощи штанги, идущей над их спинами. А штангу эту "покрыть белою краской, чтобы по возможности сократить вид онаго". Денежная сумма, необходимая для ремонта, превышала сумму, затраченную за 6 лет до этого.

Ремонт осуществлен был только в 1851 году, причем делавший ремонт новый подрядчик - медно-котельный мастер Филатов представил длинный перечень воссозданных утрат медных оболочек фигур, декора и атрибутов памятника. Он же отметил проржавление ряда элементов конструкций.

Что же касается каркасов (наружного и внутренних), то на их изготовление потрачено, согласно имеющейся в архиве ведомости , 16,5 тонны железа. Это значит, что практически все каркасы и крепежные детали "Колесницы Славы" сделаны заново. Следует отметить, что при этом нарушился авторский замысел, появились элементы, не предусмотренные К. И. Росси: наружные стальные каркасы, стойка, поддерживающая дышло, штанга, стягивающая коней, розеты, повешенные на штангу, чтобы ее замаскировать , и тому подобное. Другие изначальные недостатки "Колесницы Славы" устранены не были.

С 1864 года монумент "Колесница Славы" оказывается бесхозным - ни одно государственное учреждение за него не отвечало и не осуществляло надзор. А между тем из-за перечисленных выше причин фигуры, входящие в скульптурную группу, теряли свои украшения; раскрывались швы между листами тонких оболочек; от попадающей внутрь воды ржавели и рушились элементы каркасов; через проржавевшую кровлю вода проникала в основание памятника, вызывая ржавление и так ослабленных ферм и разрушая кирпичные конструкции.

Лишь в 1884 году техническая служба Главного штаба обнаружила, что из-за этих протечек сквозь аттик, на котором стоит бесхозная "Колесница Славы", возникла угроза разрушения самой арки.

Два года чиновники разбирались, чья же эта "Слава", то есть чье же ведомство должно заняться ремонтом монумента, и лишь в сентябре 1886 года комиссия, созданная градоначальником Санкт-Петербурга, осмотрела на месте скульптурную группу и составила краткий протокол: "... основание или платформа под группою требует капитального ремонта, так как железные части, которыми покрыто это основание, проржавели и деревянные части, находящиеся под железом, прогнили, вследствие чего атмосферные воды свободно протекают внутрь здания и подвергают порче каменный свод... Самая группа находится в весьма запущенном виде, многих частей не хватает, струны, скрепляющие фигуры, имеют движение".

Три ведущие фирмы Санкт-Петербурга составляли проекты и сметы необходимого ремонта. Требовалось до одной трети первоначальной стоимости самой "Колесницы". Но дадено на ремонт было всего 500 рублей, на которые в 1887 году покрыли толем крышу под "Колесницей". А монумент по-прежнему оставался безнадзорным и продолжал разрушаться.

И опять, уже в 1896 году, Главный штаб забил тревогу по поводу возможных протечек из-под "Колесницы Славы" сквозь аттик и арку. Монумент освидетельствовали специалисты. Оказалось, что необходимо "изготовить заново из красной меди:

У лошадей: 3 цельных хвоста, 2 полухвоста, 7 кусков гривы, 5 органов оплодотворения жеребцов, 6 листов, перекрывающих отверстия спины, 6 блях под копытом у каждой лошади.

У солдат: 2 больших куска плаща.

У колесницы: 15 щитов с орнаментами, 4 орнамента, 50 дубовых листьев, 50 лавровых листьев.

У орла колесницы: 1 голову, 2 крыла.

У фигуры Славы: 1 большую корону из лавровых листьев, 1 ногу левую.

Изготовить заново из железа целый корпус колесницы, верхнюю площадку колесницы, внешний круг колес, внутренний круг колес, задок колес, ось и дышло. Починить все железные арматуры, переменить болты, скрепить все вбитые части лошадей и фигур..."

Невозможно спокойно читать этот список утрат (еще и неполный) на монументе русской славы и видеть, что сама богиня Славы стала одноногим инвалидом, а двуглавый орел, потерявший голову и оба крыла, превратился в символ скорее гастрономический, чем государственный.

Тем не менее переписка чиновников относительно выделения суммы, необходимой на реставрацию, длилась до 1906 года.

В августе 1906 года реставрация началась, причем фирме "А. Моран"" пришлось сначала снять слепки с декора колесницы на Нарвских воротах, так как весь декор "Колесницы Славы" на арке Главного штаба был утрачен вместе с рисунками и чертежами.

В конце июня 1907 года реставрация была закончена. При этом на реставрацию медных оболочек монумента пошло 66 пудов 36 фунтов красной меди. Площадь заново сделанных элементов оболочек и декора составляла около 60 процентов всей площади медных элементов памятника. Столько же меди пошло и на кровлю под "Колесницей Славы" (чтобы не протекала). Но теперь эта медь плотно соприкасалась со стальными стойками (штырями), крепившими фигуры к чугунному основанию, и образовавшаяся гальваническая пара вызвала ускоренную электрохимическую коррозию, подтачивавшую стойки.

С самим основанием памятника опять ничего сделано не было. Колесницу окрасили уже не так, как прежде, а в цвет патинированной бронзы (оливково-зеленого цвета).

После 1907 года скульптурная группа "Колесница Славы" не реставрировалась. Лишь после Отечественной войны, в 1945 году, ее окрасили в тот же цвет, что и в начале века.

Теперь мы знаем, что изнaчaльнo при строительстве монумента "Колесница Славы" в ее конструкциях и материалах были заложены следующие факторы неблагополучия:

1. В основании монумента смонтированы заведомо сломанные чугунные фермы, а кирпичный свод ослаблен стесыванием ряда кирпичей.

2. Отсутствие вентиляции и конденсатоотвода закрытого пространства, где размещались эти фермы, вызывало коррозию чугуна.

3. В качестве материала оболочек фигур использована медь толщиной 0,8-1 мм вместо 3 мм, что создало нежесткость оболочек и вызвало растрескивание швов между ее листами, утраты и деформацию, а также открывало доступ влаге внутрь фигур.

4. Каркасы фигур сделаны слишком тонкими и не сплошными, что вызывало подвижность самих фигур и также способствовало образованию трещин и щелей оболочек.

5. Медные оболочки закреплены при помощи заклепок и болтов прямо на стальных опорных конструкциях, дренаж полостей фигур отсутствовал, что при наличии влаги внутри и снаружи фигур вызывало усиленную коррозию конструкций и их разрушение.

6. Аттик под монументом был покрыт железом, корродировавшим в местах соприкосновения с медью оболочек, и - от времени.

"КОЛЕСНИЦУ СЛАВЫ" УДАЛОСЬ ВОЗРОДИТЬ

Проведя архивный поиск, реставраторы смогли поставить диагноз и приступить к "лечению".

Огромную скульптуру решили не демонтировать и реставрировали на месте. Убрали искажавшие авторский замысел каркасы и стяжки, установленные во время прошлых реставраций. Укрепили арку, несущую огромную скульптуру. Историческое чугунное основание сохранено, но главная нагрузка приходится на новые стальные конструкции. С кровли сделали водоотвод, внутренние помещения снабдили вентиляцией.

Облицовку скульптуры, как и было задумано, выполнили из меди, но, чтобы придать ей большую прочность, решили отказаться от накладных деталей (венок на голове, перья на крыльях), все это сделали из одного листа. Листы для большей прочности соединили между собой аргонно-дуговой сваркой. В крылья вставили дополнительные латунные конструкции. Внутренние железные каркасы сохранили, проведя предварительно консервацию, установили также стальные каркасы, обработанные холодным цинкованием.

Все свободное пространство в полостях фигур заполнили твердой и очень легкой полиуретановой пеной. Эта пена - прекрасный консервант как для стальных каркасов, так и для внутренней поверхности медных оболочек. После отвердевания она связывает в единое целое каркасы и оболочки, придавая им необходимую жесткость и стабильность. А так как воздух внутри фигур полностью вытеснен, не будет образовываться конденсат.

Испытания показали, что внутри фигур скрытая от солнечного света пена десятки лет не меняет своих свойств. В случае необходимости ее превращают в гель, который можно легко удалить.

В толще пены внутри фигур лошадей в специальных герметичных пустотах расположили резонансные гасители колебаний: двухпудовые маятники, настроенные в резонанс с собственными колебаниями фигуры. Для защиты меди от коррозии всю поверхность скульптуры в три слоя покрыли специальным составом под патинированную бронзу.

Мониторинг за состоянием скульптуры ведут специальные ферромагниты. Монумент защищен и от попадания молнии.

Однако всего предусмотреть невозможно. В новогоднюю ночь 2001 года в отреставрированную богиню Славы во время фейерверка попал пиротехнический снаряд. Скульптура расплавилась, и потребовались невероятные усилия реставраторов, чтобы воссоздать ее к определенному сроку.

И еще любопытная деталь. Чеканщики XIX века оставили "для потомков" в полости скульптуры свой инструмент. Современные мастера заложили в отреставрированную скульптуру металлическую капсулу с именами всех участников реставрации.

Перекличка веков продолжается.


  • 27 мая - день рождения Санкт-Петербурга. В 1703 году в этот день под гром пушек и огни фейерверков была заложена Петропавловская крепость.

  • Санкт-Петербург был столицей Российской империи с 1712 по 1917 год. Город строили известные иностранные архитекторы и талантливые русские зодчие. По общему признанию, это один из красивейших городов Европы.

  • Уже в конце XIX века Санкт-Петербург превратился в крупнейший в России и в один из важнейших в мире промышленный, кредитный и биржевой центр.

  • До нашего времени город сохранил главнейшие промышленные предприятия. Рост промышленного производства по итогам прошлого года составил 130 процентов - самый высокий по стране.

  • По количеству населения Санкт-Петербург занимает в Российской Федерации второе место (после Москвы) - здесь проживает 4,5 миллиона человек. Площадь города (вместе с административно подчиненными территориями) - 1439 км2.

  • Наша северная столица - крупнейший культурный центр страны: 73 музея, более 50 профессиональных театров, 358 общедоступных библиотек, 14 выставочных и концертных залов.

  • Своеобразие Санкт-Петербургу придают многочисленные водоемы: около 300 рек и речек, озера, каналы и, наконец, Финский залив. Город находится в центре пересечения морских, речных и наземных магистралей. Это европейские ворота России.

  • Санкт-Петербург - самый зеленый среди больших российских городов (73 парка, около 1000 садов и скверов, более 900 озелененных улиц). Всемирной известностью пользуются дворцово-парковые ансамбли Царского Села, Павловска, Петродворца, Ораниенбаума. На одного петербуржца приходится 56 м2 зеленых насаждений. nИсторический центр Петербурга и его пригородные архитектурные ансамбли занесены в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

  • В городе около 6 тысяч памятников архитектуры (3,5 тысячи - федерального подчинения и 2,5 тысячи - регионального). Среди них - палисадники, ограды, фонари и прочие малые формы. Около тысячи зданий (не считая музеев-заповедников) относятся к памятникам архитектуры федерального подчинения.

  • В годы Великой Отечественной войны, в самые тяжелые блокадные дни, специальная инспекция, в распоряжении которой находился аварийно-спасательный батальон, заботилась о художественных памятниках города. Сразу после прорыва блокады были созданы научно-реставрационные мастерские. Послевоенную разруху удалось преодолеть, но влажный петербургский климат не щадит ни мрамор, ни гранит, ни бронзу. Памятники должны находиться под постоянным наблюдением реставраторов.

  • В начале 1990-х годов на реставрационные работы в Санкт-Петербурге средств не выделялось вовсе, и художественные памятники находились в ужасном состоянии. При подготовке к юбилею реставрационные работы оказались первоочередными.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Техника. Страницы истории»