«Начаша изыскивати мастерства печатных книг...»

Т. Протасьева, научный сотрудник отдела старопечатных книг Государственного исторического музея

Первопечатники Иван Федоров и Петр Мстиславец

«Апостол» 1564 года – первое точно датированное московское издание в первоначальном переплете XVI века.
Фронтиспис с изображением Луки, легендарного автора «Апостола». Это была первая художественная гравюра на дереве, помещенная в книге.
Страница из «Апостола» 1584 года.
«Филиграни» бумаги. На страницах «безвыходных» книг 16 века обычно повторяются эти водяные знаки: перчатка и медведь в ошейнике.
Устройство первого печатного станка.

1 марта 1564 года московская типография выпустила первую русскую печатную книгу — «Апостол»*. День рождения «Апостола» стал днем рождения русского книгопечатания. Издателями и типографами первой печатной книги были дьяк Гостунской церкви Московского Кремля Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец.

В сочинении неизвестного автора XVII века они названы знающими в «деле друкарском». Это все, что известно о начальном этапе деятельности Ивана Федорова. Многое в биографии первопечатника остается для нас неясным, многое еще в стадии гипотез и догадок.

Первопечатный «Апостол» 1564 года — издание в полном смысле этого слова образцовое и по качеству самой печати, по художественному оформлению и по тщательности воспроизведения текста.

Все 267 листов текста набраны крупным четким шрифтом с небольшим наклоном букв вправо. Большие заглавные буквы, узорные заставки и изящные пометки на полях страниц отпечатаны киноварью. Книга вышла для того времени огромным тиражом — около 800 экземпляров. В ней не было ни одной опечатки.

Фронтиспис (рисунок, помещенный в начале книга с изображением Луки) открывал «Апостол». Как полагают исследователи, эту гравюру резал сам Иван Федоров.

В продолжение всего XVII века русские печатники только повторяли в менее искусных вариантах шрифт и украшения «Апостола ».

Совершенство этого издания трудно было бы объяснить, если не предположить, что ему предшествовали пробные издания той же московской типографии.

Когда же начал впервые печатать книги Иваи Федоров?

Сказание об изобретении печатного дела

Ученым помог сам Иван Федоров. В конце своей книги первопечатник поместил подробное послесловие, где, кроме года выхода «Апостола» — 1 марта 1564 года, указал еще на две даты начала русского книгопечатания. Долгое время они толковались различно. Большинство ученых полагало, что в одной из этих дат была допущена ошибка.

«Повелением благочестивого царя... — указывает послесловие, — начаша изыскивати мастерства печатных книг в лето 61-е осмыя тысячи», что иначе означает — приступили к работе над созданием печатного дела в 1553 году. Вторая дата читается так: «...в 30-е лето государства его благоверный же царь повеле устроити дом из своея царския казны, иде же печатному делу строитися...»

30-й год царствования Грозного падает на 1563 год, поэтому годом основания типографии большинство исследователей считало именно эту дату, а предыдущую — опечаткой, допущенной в тексте послесловия. Однако немыслимо допустить возможность опечатки в датах царствования Грозного в первой печатной русской книге, так тщательно подготовленной. За такую ошибку не сносить бы московскому печатнику своей головы.

Советскому академику М. Н. Тихомирову принадлежит новое интересное толкование дат послесловия: он считает годом начала русского книгопечатания 1553 год, когда начался период пробных, экспериментальных работ. Вторая же дата — 1563 год — относится к постройке здания для типографии. Именно здесь 19 апреля 1563 года приступил Иван Федоров со своим помощником к печатанию «Апостола».

Недавно была найдена тетрадка с документами, которая принадлежала углицкому собирателю древностей В. И. Серебренникову. Среди прочих документов в ней имеется копия записи русского летописца: «1553 год. Начатся печатание книг в Москве при митрополите московском Макарии...»

Так два документа привели нас в Москву 1553 года. Существовала ли здесь в это время типография?

«Безвыходные» книги и палеография

В хранилищах библиотек и музеев страны найдены книги старой русской печати, не имевшие указаний на место и год издания. Обычно их называют анонимными, или книги с «безвыходными данными». Всего найдено шесть таких экземпляров. По сохранившимся на страницах книг записям дат купли и продажи их следовало тоже отнести к 16 столетию.

Ученым-палеографам удалось установить, что все они должны быть связаны с деятельностью Ивана Федорова. Все книги были напечатаны в Москве в течение десяти лет — с 1553 по 1563 год. Каким образом это было доказано?

Наука палеография исследует все внешние признаки письменных памятников древности и на основании этих признаков определяет время их появления.

Попытка установить хронологические рамки рукописи и печатной книги начинается с датировки ее по водяным знакам, или иначе «филиграням» бумаги. Если взять лист древней бумаги и посмотреть на просвет, то можно увидеть разнообразные рисунки — гербы, изображения зверей, птиц, растений. Это марки фабрикантов, выделывавших бумагу. Существуют целые альбомы водяных знаков бумаги всех стран, по которым исследователи сличают найденный ими тот или иной знак и определяют время происхождения своего памятника. Этим способом можно датировать книгу с точностью до одного десятилетия.

В то время русские еще не выделывали сами бумагу и покупали ее в XV веке в Италии, в XVI веке — во Франции, позже — в Голландии. В конце XVII века в России начинается свое производство бумаги, ввоз постепенно уменьшается и затем сходит на нет.

Анонимные, или «безвыходные», книги Ивана Федорова напечатаны на лучшем французской бумаге тех же марок, что и «Апостол» 1564 года. На всех страницах обычно повторяются одни и те же водяные знаки — медведь в ошейнике, кувшинчик с букетом трав, перчатка и др.

Первые художники печатной книги

Каждая эпоха откладывает на памятниках письменности свой особый, присущий только ей стиль — в почерке, орнаменте, общем оформлении.

В поисках Иван Федоров и его помощники исходили из лучших образцов современных им рукописей, искусство украшения которых стояло в то время очень высоко.

Многокрасочные заставки обычно начинали любой рукописный текст. Иногда они вырастали в сложные композиции архитектурного характера, занимавшие отдельные страницы.

Заглавные буквы, инициалы играли роль самостоятельного украшения. Фантазия и мастерство художника придавали им нередко самые удивительные формы.

Рукописи снабжались миниатюрами с изображением авторов текстов или же содержали иллюстрации к историческим событиям. Подчас интересно наблюдать, как отражалось то или иное событие в сознании художника древности. В так называемом Летописном своде Ивана Грозного**, рукописи XVI века, современной «Апостолу» 1564 года, помещен эпизод из истории Древней Греции о взятии Трои и похищении прекрасной Елены. Художник передал этот эпизод со всей степенной важностью иконописного стиля Руси.

Русский типограф долго выбирал наиболее подходящий стиль, пробуя передать разные образцы почерков и украшений в печати. За десять лет (1553—1563) пробных работ типография сменила четыре шрифта, пока наконец не был создан крупный и четкий шрифт, похожий по своим начертаниям на почерк рукописных книг XVI века.

Для печати не подходили и многокрасочные заставки рукописей, надо было выработать новый орнамент, одноцветный — черный по белому. И вот в каждом экземпляре анонимного издания меняются заставка, используются разные типы украшенных инициалов, что всякий раз требовало резания новых досок.

Так, например, в первом из них, так называемой Триоди постной (сборник песнопений перед праздником пасхи), напечатанной в 1553 году, заставка имела неискусный рисунок трав, не вполне гармоничное заполнение пространства. В двух последующих изданиях этот орнамент уже не встречается. Из анонимных книг первопечатник перенес в свой «Апостол» мотив свободно раскинутых стеблей и трав с еловыми шишками.

Так кропотливым трудом наших первопечатников в московской типографии (она находилась в Кремле) удалось выработать свои, русские приемы книгопечатного дела, принципы оформления книги.

Читайте в любое время

Детальное описание иллюстрации

«Апостол» 1564 года – первое точно датированное московское издание в первоначальном переплете XVI века. Книга хранится в Государственном историческом музее. Изображение на переплете совершенно стерлось. Внешний вид переплета дается по изданию 1843 года русского литографа Корнилия Тромонина.
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее