Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

КОРОЛИ И РОБОТЫ - СТАТУС-КВО

Кандидат технических наук Е. ГИК, мастер спорта по шахматам.

В Нью-Йорке состоялся исторический матч двух сильнейших шахматистов в мире: среди людей и среди компьютеров. В поединке между российским гроссмейстером Гарри Каспаровым и израильским роботом "Дип Юниор" было сыграно шесть партий с полноценным контролем времени. Итог - 3:3, по одному разу выиграли Человек и Машина, четыре встречи закончились вничью. Читатель, наверное, не удивится, обнаружив, что данный материал попал сразу в две рубрики: шахматисты посмотрят интересные партии Гарри Каспарова, а любители компьютеров узнают о новых достижениях роботов...

КАСПАРОВ - "ДИП ЮНИОР" - 3:3

Напомним, что предыдущий матч Каспарова с компьютером "Дип Блю", состоявшийся шесть лет назад, закончился победой машины. Главная причина тогдашней неудачи Гарри заключалась в том, что он играл не столько в обычные, "античеловеческие" шахматы, сколько в антикомпьютерные, как бы ставил научный эксперимент: например, избирал не свойственные ему дебюты, изменяя самому себе, своему стилю...

И вот закончился еще один матч Человека с Машиной; Гарри Каспарову противостояла израильская программа "Дип Юниор", которую разработали программисты Амир Бай и Шай Бушинский, а за дебютную библиотеку отвечал гроссмейстер Борис Альтерман. На сей раз Каспаров играл в "нормальные" шахматы, останавливался на своих любимых дебютах и добился мира, можно сказать, с позиции силы.

В первой партии Каспаров уверенно взял верх, во второй получил перевес, но упустил его после одного импульсивного хода. Напряженно протекала третья партия: "Юниор" остроумно защищался и отбил угрозы соперника. Ничья была неизбежна, но Гарри опять сделал резкий ход, теперь уже проигрывающий, и счет сравнялся. В четвертой Каспаров избрал осторожный вариант, и Машина захватила инициативу, но все закончилось благополучно для Человека.

Последние две партии протекали загадочно. В пятой Каспаров спровоцировал робота на известную комбинацию с жертвой фигуры. Выигрыша у черных не было, и все закончилось миром. В заключительной схватке Каспаров переиграл "Юниора" по всем статьям, но, когда оставалось пожинать плоды, неожиданно последовало соглашение на ничью - 3:3.

Приведем все шесть партий матча.

Г. КАСПАРОВ - "ДИП ЮНИОР"

1-я партия

СЛАВЯНСКАЯ ЗАЩИТА

1. d4 d5 2. с4 c6 3. Kc3 Kf6 4. е3 e6 5. Kf3 Kbd7 6. Фс2. Многие десятилетия популярной является меранская система 6. Сd3 dc 7. С:с4 - белый слон попадает на с4 в два приема. Когда в конце концов было установлено, что у черных полноправная игра, многие переключились на выжидающий ход ферзем, такую систему назвали антимераном.

6...Сd6 7. g4.

Пока на доске голая теория, прогнать черного коня из центра всегда полезно. К тому же взятие пешки g4 после ответа Лg1 и вторжения ладьи на g7 дает белым богатые шансы.

7...dc 8. С:с4. Каспаров не раз играл эту позицию и белыми и черными. Однажды Адамс против него пошел 8. е4, и черные быстро перехватили инициативу (Дортмунд, 1992). 8... b6. Диагональ а8-b ослаблена, и есть смысл занять ее слоном. 9. е4 e5. Последовательнее 9...Сb7 10. е5 c5! с головоломными осложнениями. 10. g5 Kb 11. Ce3 0-0 12. 0-0-0 Фс7. До сих пор все не раз встречалось на практике, и после получасового раздумья Каспаров делает новый ход. 13. d5! Белые приступают к захвату белых полей.

13...b5. Здесь Гарри продумал еще полчаса и нашел убедительный способ добиться преимущества. 14. dc! bc 15. Kb5! В случае 15. Фd2 Cb4 16. сd Cb7 пешка прорывается на d7, но вскоре может стать добычей черных. 15...Ф:c6 16. K:d6. Появление этого коня в логове электронного врага более чем опасно. По существу, Гарри удалось задушить своего противника прямо в дебюте.

16...Сb7. Или 16...f5 17. K:f5 Л:f5 18. еf Ф:f3 19. Ф:с4+ Kph8 20. Фf7 Фс6+ 21. Kpb1, и белый король скрывается в углу, а черному деваться некуда. 17. Фc3. Пешка с4 прикрывает короля белых, и охотиться за ней нет смысла. 17...Лае8. Черные отдают качество за грозного всадника, но Человек быстро ставит Машину на место. Собственно, конь здесь сильнее ладьи, например: 17...Лfd8 18. K:f7! Kp:f7 19. Л:d7+! Л:d7 20. K:e5+ - эффектный финал с тройной вилкой.

18. К:е8 Л:е8 19. Лhe1 Фb5. Центральная пешка неуязвима: 19...Ф:е4 20. Л:d7 Ф:f3 21 Ф:е5! 20. Kd2 Лс8 21. Крb1 Kf8. Перебросить коня на более удобную стоянку не удается. 22. Кра1! Кg6 23. Лc1 Ca6 24. b3 cb 25. Ф:b3 Ла8 26. Ф:b5 C:b5 27. Лс7. Черные сдались.

"ДИП ЮНИОР" - Г. КАСПАРОВ

2-я партия

СИЦИЛИАНСКАЯ ЗАЩИТА

1. e4 c5 2. Kf3 e6 3. d4 cd 4. K:d4 a6 5. Cd3 Cc5 6. Kb3 Ca7 7. c4 Kc6 8. Kc3 d6 9. 0-0 Kge7 10. Ле1. Разыграна система Паульсена, но, похоже, теория уже закончилась.

10...0-0 11. Ce3 e5 12. Kd5 a5 13. Лс1. В борьбе за центральные поля черным удается добиться большего. Вместо шаблонного хода ладьей в духе машины острое 13. с5!? 13...а4 14. С:а7 Л:а7 15. Kd2 Kd4 16 Фb Ke6 17. Лс3 Кс5 18. Сс2 с угрозой 19. Лg3, 20. Kf6+ и 21. Ф:h7X, но в шахматах ходят по очереди.

18...K:d5 19. ed g6 20. Фh6 f5 21. Ла3 Фf6. Допуская маневр пешки "b", который Каспаров при желании мог легко предотвратить.

22. b4!? ab! 23. Л:а7 bc 24. Лc1 e4 25. Л:с2. У черных за качество опасная атака - 25...f4 и т. д. Вместо этого Гарри дает импульсивный шах, и "Юниор" выходит сухим из воды. 25...Фа1+? 26. Kf1 f4 27. Ла8 е3 28. fe fe.

29. Ф:f8+!! Kp:f8 30. Л:с8+ Kpf7. Ничья. Теперь неизбежно следует 31. Ле2, и белые съедают опасную пешку, а две ладьи, соединившись, не уступают ферзю. На первый взгляд при 31...Ке4 32. Л:е3 Kd2 белым совсем плохо, но издалека Каспаров не заметил, что после 33. Лс7+ Крf6 у белых есть спасительный шах - 34. Ле6+! Крg5 35. Лf7, и конь спасен.

Г. КАСПАРОВ - "ДИП ЮНИОР"

3-я партия

СЛАВЯНСКАЯ ЗАЩИТА

1. d4 d5 2. с4 c6 3. Kc3 Kf6 4. е3 e6 5. Kf3 Kbd7 6. Фс2 b6. Теория рекомендует 6...Сd6, что встретилось в первой партии. 7. cd ed 8. Cd3 Ce7 9. Cd2. Редкий случай: уже после девяти ходов и Человеку и Машине приходится действовать самостоятельно. До сих пор встречалось 9. е4 и 9. 0-0. 9...0-0 10. g4!

В похожей позиции Каспаров уже жертвовал эту пешку в первой партии. Тогда "Юниор" отклонил дар, но теперь принимает его, и на доске возникают головокружительные осложнения.

10...K:g4 11. Лg1. Альтернативой было 11. С:h7+ Kph8 12. Лg1 Kdf6 13. Cd3, тоже с острой игрой. 11...Kdf6. Чисто машинный ход, человек бы пошел на f6 другим конем. Вынужденное отступление коня на h6 малокомфортно, но зато вступает в игру черный слон. 12. b Kh6 13. e4!? de 14. C:h6 ed.

15. Л:g7+. Интересные осложнения возникали и при другом взятии на g7 - 15. С:g7 Kg4 (15...ed 16. C:f6+ c матом) 16. Ф:d3 Kp:g7 17.hg. 15...Kph8 16. Ф:d3 Лg8 17. Л:g8+ K:g8! 18. Cf4 f6! Важный профилактический ход, естественное 18...Се6? сразу проигрывало из-за 19. Се5+ и на любой ответ 20. Kg5! Много фигур покинуло поле боя, а ясности пока нет. 19. 0-0-0 Сd6! Человеку и в голову не пришло бы добровольно расстаться с двумя слонами. 20. Фе3 С:f4 21. O:f4 C:b. В самый ответственный момент, когда все фигуры Человека набросились на неприятельского короля, Машина спокойно прихватывает пешку. 22. Лg1. Одна белая ладья ворвалась по линии "g" и обнажила черного короля, а другая - собирается нанести решающий удар.

22...Фb8! 23. Фе3 Фd6 24. Kb Ce6 25. Лb Лd8 26. Kg6+ Kpg7 27. Kf4 Cf5 28. Kce2 Ke7 29. Kg3 Kph8! Маневры короля производят впечатление. 30. K:f5 K:f5 31. Фе4 Фd7.

Здесь увлекательная игра могла завершиться повторением ходов: 32. Кg6+ Kpg7 33. Kf4 Kph8 34. Kg6+ Kpg7 с ничьей - закономерный итог. Но белые все время стояли активнее, и Каспаров не готов примириться с таким результатом. Как и в предыдущей партии, он делает резкий и на сей раз губительный ход.

32. Лb? К:d4! Неожиданно белый король оказывается в матовом кольце - грозит шах конем с b3, и все кончено. 33. Kg6+ Kpg8 34. Ke7+ Kpf8! Король "Юниора" благополучно обходит все рифы. 35. Kd5 Фg7! 36. Ф:d4 Л:d5. Белые сдались. После 37. Л:d5 cd 38. Ф:d5 Фg5+ у черных выигранный пешечный эндшпиль.

"ДИП ЮНИОР" - Г. КАСПАРОВ

4-я партия

СИЦИЛИАНСКАЯ ЗАЩИТА

1. e4 c5 2. Kf3 Kc6. В первой партии было сыграно 2...е6. В своей любимой "сицилианке" у Каспарова есть много изученных путей. 3. d4 cd 4. K:d4 e6 5. Кb5 d6 6. c4 Kf6 7. Kc3 a6 8. Ka3 Kd7. 9. Kc2 Ce7 10. Ce2 b6 11. 0-0 Cb7 12. b.

Сомнительный ход крайней пешкой: белые прикрывают поле g4, а ведь на него никто не стремится. После 12. Се3 возникал популярный "еж" из шевенингенского варианта: черным тесновато, но они контролируют всю пятую горизонталь и в подходящий момент готовы к контратаке b6-b5 или d6-d5. Собственно, те же идеи возникают и сейчас, но Машина подарила Человеку важный темп.

12...0-0 13. Се3 Лс8 14. Фd2 Ke5 15. b3 Kf6 16. f3. Теперь уже окончательно ясно, что ход b-b не был нужен. 16...Фс7 17. Лас1 Лfe8. В случае 17...b5 жертва фигуры 18. сb Ф:с3 19. Ф:с3 Л:с3 20. ba Ca8 21. Cd4 недостаточна, но Каспаров опасался 19. Kd4 bc 20. f4 Ked7 21. C:c4. 18. а3 Kеd7 19. Лfd1 Фb8. Может быть, пора рвануть в центре - 19...Кс5 20. Лb1 d5! В случае 21. еd ed 22. K:d5 K:d5 23. сd Лсd8 у черных за пешку достаточные шансы.

20. Cf2 Лсd8. Вряд ли стоило уходить ладьей с линии "с", лучше 20...Леd8, вновь заслуживало внимания и 20...Кс5 21. Лb1 d5 22. b4 Kcd7. Видимо, после резких движений в предыдущей партии Каспаров решил избегать любого риска. Однако стоять в подобных позициях на одном месте тоже рискованно - можно задохнуться. 21. b4 Ca8 22. a4 Лc8 23. Лb1 Фс7. Черным так и не удалось провести освобождающее b6-b5 или d6-d5, и им становится совсем тесно.

24. а5! ba 25. b5! Cb7 26. b6! Видимо, Каспаров не ожидал от "Юниора" такой прыти - не считаясь с жертвами, робот первым решился на прорыв в центре. Пешка "b" серьезно сковывает ферзевый фланг черных, и вопрос только в том, выстоят ли они. 26...Фb8 27. Ke3 Kc5 28. Фа2 Kfd7 29. Ka4! Тонкий ход. Пешка а5 никуда не денется, важно укрепить проходную "b".

29...Ke5 30. Kc2 Kcd7 31. Kd4 Лed8 32. Kpb Kc6 33. K:c6 Л:с6 34. Kpg1 h6 35. Фа3 Лdc8 36. Cg3! Cf8 37. Фс3 Ke5 38. с5! Белые сильно проводят миттельшпиль, впрочем, здесь уже можно было забрать на а5 - 38. С:е5 de 39. Ф:а5 с шансами на победу. 38...Kd7 39. Ф:а5 К:с5 40. К:с5 Л:с5 41. Фа4. В этом все дело: одна пешка "а" отыграна, скоро падет и другая, после чего ферзь белых вторгнется на а7.

41...Л5с6 42. Сf2 d5. Наконец черные осуществили программный маневр, но о спасении говорить рано. 43. C:a6 Cc5 44. C:c5 Л:с5 45. С:b7. Стоило избежать размена слонов, после 45. еd ed 46. Cd3 Фd6 47. Фd4 черным предстояла трудная защита. 45...Ф:b7 46. ed ed 47. Фa7 Л5c7! Этот изящный ход позволяет черным перестроить фигуры нужным образом. 48. Ф:b7 Л:b7 49. Л:d5 Лс6 50. Лdb5 b 51. Крf2 Ле6!

Белый король отрезан, и все неприятности для черных позади. Имея лишнюю пешку, к тому же проходную, "Юниор" оценивал позицию как выигранную для себя. Конечно, он не знал известного афоризма "белковых" шахматистов о том, что "все ладейные энд-шпили ничейны".

52. f4 g6 53. Kpg3 Kpg7 54. Kpb Kph6 55. Л1b4 Лd6 56. g3 f6 57. g4. Если бы партия игралась лет двадцать назад, когда компьютеры считали не очень далеко, все могло бы завершиться смешным образом: 57. Лb3 Лd:b6 58. Л:b6 g5+ 59. fg+ fgX. 57...hg 58. hg Kpg7 59. Лb3 Лc6 60. g5 f5 61. Лb1. Ничья.

Г. КАСПАРОВ - "ДИП ЮНИОР"

5-я партия

Защита Нимцовича

1. d4 Kf6 2. с4 e6 3. Kc3 Cb4. "Юниор" прощается со "славянкой"... 4. е3 0-0 5. Cd3 d5 6. сd. Упрощения на руку черным, классическое продолжение 6. Kf3. 6...ed 7. Kge2 Ле8 8. 0-0 Сd6 9. а3. В предыдущей партии Машина сделала бесполезный ход крайней пешкой, теперь тем же отвечает Каспаров. Точнее сразу 9. Фс2, а еще лучше 9. f3 c5 10. Kb5. 9...с6. Пока не годится 9...С:b+ 10. Kp:b Kg4+ 11. Kpg3 Фg5 12. f4 Фb из-за 13. Лb. 10. Фс2, провоцируя черных на комбинацию, знакомую каждому шахматисту.

10...С:b+! У черных мало фигур в атаке, и вопрос об их форсированной победе не стоит. Более того, они могут рассчитывать только на ничью. Видимо, исходя из этого, Каспаров отверг возможность жертвы слона на b. Но компьютер всего через несколько минут решается на нее, фактически это позиционная жертва фигуры. 11. Кр:b Kg4+ 12. Kpg3. Разумеется, не 12. Крg1 Фb 13. Лd1 Ф:f2+ 14. Kpg1 Ле6 с разгромом. 12...Фg5 13. f4 Фb. Белый ферзь потерял контроль над полем b, и его черного оппонента уже нелегко прогнать с b. 14. Cd2 Фb+ 15. Kpf3 Фb.

Cейчас 16. Кg3 Kb+ 17. Крf2 Kg4+ вело к вечному шаху. Им, собственно, и закончилась партия. Каспаров долго думал, но не решился на 16. g3 - единственный способ продолжить борьбу. После 16...Kb+ 17. Kpf2 Kg4+ 18. Kpe1 Фb белому королю в следующей позиции предстоит опасное путешествие на ферзевый фланг.

Чтобы разобраться с ситуацией, требуется немало времени, но в любом случае такая острая игра больше подходит для Машины, чем для Человека.

16. С:h7+ Kph8. После 16...Ф:h7 17. Ф:h7+ Kp:h7 18. Лb+ Kpg8 19. Лb у белых микроскопический перевес в эндшпиле, и "Юниор" сразу форсирует ничью. 17. Kg3 Kb+ 18. Kpf2 Kg4+ 19. Kpf3 Kb+. Ничья.

"ДИП ЮНИОР" - Г. КАСПАРОВ

6-я партия

СИЦИЛИАНСКАЯ ЗАЩИТА

1. e4 c5 2. Kf3 d6 3. d4 cd 4. K:d4 Kf6 5. Kc3 a6. В последней "сицилианке" в матче Каспаров избирает вариант Найдорфа и, в отличие от предыдущей, до самого последнего хода действует безукоризненно. 6. Ce2 e5 7. Kb3 Ce7 8. 0-0 0-0 9. Kpb Cd7 10. Ce3. Вслед за отступлением короля в угол более естественно выглядит f2-f4.

10...Cc6 11. Cf3? Туповатый маневр слоном, который теперь будет упираться в собственную пешку, доказывает непонимание компьютером определенных позиций.

11...Kbd7 12. a4 b6 13. Фd3 Cb7 14. b Лс8 15. Лad1 h6 16. Лfe1 Фс7 17. g3 Лfd8 18. Kpb Ле8 19. Се2 Фс4! Размен ферзей лишает белых каких-либо шансов на обычную атаку. 20. Ф:с4 Л:с4 21. Kd2 Лс7 22. Cg2 Лес8 23. Кb3.

23...Л:с3! Машина играет шаблонно, и черные проводят стандартную операцию с жертвой качества, получая взамен две пешки и массу позиционных плюсов. 24. bc С:е4 25. Cc1 C:g2 26. Kp:g2 Л:с3 27. Са3 Ке8 28. f4. Ничья?

Весьма неожиданный финал. После 28...f6 вряд ли кто-нибудь из людей устоял бы против Каспарова. У черных заметный перевес: пешки белых а4 и с2 слабы, и начисто отсутствует контр-игра. В чем же дело? Возможно, Гарри вспомнил ситуацию шестилетней давности, когда он при равном счете проиграл шестую, решающую партию, и на сей раз не стал испытывать судьбу. А может быть, обоих - и Каспарова и "Юниора" - устраивала ничья в мачте, чтобы сохранить интригу на будущее? Вместо возможных 800 тысяч долларов 13-й чемпион мира получил на пятьдесят тысяч меньше - можно пережить...

Итак, ушли в историю оба матча между шахматными королями, Владимиром Крамником и Гарри Каспаровым, и компьютерами, "Фрицем" и "Юниором". Оба завершились вничью.

Какие же следует сделать выводы? Ясно, что сильнейшие роботы уже на равных сражаются с сильнейшими людьми. Ясно и то, что на сегодняшний день чемпионы не уступают машинам, а при серьезной подготовке могут и победить их, то есть пока наблюдается равновесие. И вполне вероятно, что после некоторого перерыва увлекательная дискуссия продолжится.

Вместе с тем понятно и другое: в ХХI веке Машина обойдет Человека за шахматной доской. И, пожалуй, единственное, на что могут рассчитывать поклонники шахмат, - немного оттянуть неизбежное фиаско.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Шахматы»