Выйти из сумрака

Евгений Константинов

В последнее время всё чаще стали использовать альтернативные схемы внедорожных люстр, в которых вместо «рабочего ближнего» света используют специальные фары для ночных земляных работ, предназначенные для освещения грунта на большой площади. В сравнении с «ближними» они дают более широкий и дальнобойный луч, хорошо высвечивая участок. Но из-за того, что верхняя граница светового потока у них обрезана, такие фары светят невысоко. На практике этого вообще не замечаешь... пока не приходится искать заросший травой и подлеском въезд на старую просеку. Но такие ситуации случаются редко.

Вместо отдельных фар на крышу ставят также светодиодные балки, заливающие ярким белым светом всю округу. Они дают дальнобойный и широкий поток света за счёт расположения большого количества источников в ряд. Но из-за того что световое пятно от балки обычно имеет чёткие границы по сторонам, для внедорожного использования лучше выбрать среди этих приборов максимально длинные и мощные. Чтобы было светло как днём, а ширина потока позволяла смотреть не только вперёд, но и по сторонам.

От «лампочки Ильича»

С тех пор как ацетиленовые горелки уступили в фарах место электричеству, долгое время никаких технических революций в автомобильных источниках света не происходило. Простые, неприхотливые, дешёвые и стабильные в энергопотреблении лампы накаливания на долгие десятилетия оставили за собой монополию на транспорте, да и по сей день уверенно пребывают здесь на первых ролях. Правда, в классическом облике «лампочки Ильича» с вольфрамовой нитью в вакууме, эти источники давно уже применяют лишь в габаритных огнях, «поворотниках» и других маломощных световых приборах: от них не требуется большой яркости.

Для головных фар используют модернизированную версию — галогенные лампы. По принципу действия это всё те же лампы накаливания, только более яркие, компактные и долговечные благодаря тому, что внутрь колбы закачаны пары? галогенов — йода или брома. Они вступают в обратимую химическую реакцию с испаряющимися атомами вольфрама и заставляют их возвращаться обратно на спираль, а не осаждаться на внутренней поверхности колбы. Это позволяет разогревать нить накала до более высокой температуры, добиваться от неё более яркого свечения без потери долговечности и обходиться колбами меньшего объёма. Правда, при этом увеличивается рабочая температура лампы, из-за чего «галогенки» особо чувствительны к жиру на поверхности колбы, — грязь начинает гореть, вызывая потемнение и локальный перегрев стекла, от чего лампочка может треснуть. Именно поэтому галогенные лампы нельзя брать за стекло голыми руками. Только в чистых перчатках или через чистую ткань! Даже на чистых руках всегда есть капельки кожных выделений, оставляющие отпечатки пальцев на всём, чего касается рука. Поэтому главное и, пожалуй, единственное ограничение по работе с галогенными лампами — не оставлять отпечатков.

Ксенон как символ

Повальное увлечение ксеноновым светом, случившееся в начале 2000-х годов, оказалось настолько массовым и сильным, что привело наших автомобилистов... к поправкам в Кодекс об административных правонарушениях. За неправильно установленное ксеноновое оборудование в фарах уже несколько лет на полгода лишают прав. Дело в том, что свет применяемых в них газоразрядных ламп намного ярче, чем у ламп накаливания, и при этом такие приборы требуют очень точной настройки и регулировки. Потому что во всех вариантах, кроме единственно верного, они будут сильно слепить встречных водителей, создавая потенциально аварийные ситуации на ночных дорогах.

В «автомобильном ксеноне» используются газоразрядные лампы, дающие ровный яркий белый свет, близкий по спектру к дневному. При включении фар в них сначала зажигается высоковольтная электрическая дуга между электродами, на которые подаётся напряжение в несколько киловольт. От этого находящийся внутри колбы под большим давлением ксенон разогревается, специально добавленные в лампу примеси металлов и галогенидов металлов испаряются, ионизируются и начинают светиться. Время, за которое лампа набирает максимальную яркость, составляет несколько секунд. После этого для поддержания процесса ей уже достаточно напряжения в 85 или 42 В. Лампы двух первых поколений D1 и D2 содержали ртуть. В более современных лампах D3 и D4 от неё отказались, у них более низкое рабочее напряжение, поэтому блоки управления для ртутного и безртутного ксенонового света не взаимозаменяемы. Заметим, что КПД, яркость и срок службы газоразрядных ламп значительно выше, чем у ламп накаливания.

Другие статьи из рубрики «Автосалон»

Детальное описание иллюстрации

- Жёлтый свет противотуманок в плохую погоду эффективнее белого и тем более голубого, — он меньше слепит глаза отражённым светом и лучше подчёркивает контрасты рельефа сквозь пелену тумана или дождя.
- Грязная взвесь в воздухе над дорогой залепляет стёкла фар не пропускающей свет коркой. Даже совсем тонкого слоя грязи достаточно, чтобы заметно снизилась освещённость перед машиной.
- Фары на крыше меньше пачкаются и лучше, чем установленные на бампере, высвечивают местность непосредственно перед машиной. Но включать их можно только вне дорог общего пользования.
- Правильно подобранная и настроенная светотехника даёт длинный и широкий световой коридор, позволяющий водителю внедорожника ночью ехать по любой дороге так же уверенно, как и днём.
- Полный комплект передней оптики: внизу противотуманки, на бампере два вида фар дальнего света, штатные фары на своём обычном месте и рабочая светодиодная балка на крыше.
- Фонари достались автомобилям от карет и до появления надёжных электрических ламп были ацетиленовыми. Но с 1920-х годов лампы накаливания стали главным источником света в автомобилях и в наши дни очень неохотно сдают свои позиции. Особенно галогенные лампы — одна из разновидностей ламп накаливания, в которых увеличение яркости и долговечности достигнуто благодаря применению в колбе паров йода или брома.
- «Автомобильный ксенон» даёт яркий резкий белый свет, отлично освещающий дорогу и её ближайшие окрестности. Но чтобы световой поток формировался правильно, важны точность расположения лампы по отношению к рефлектору и линзе фары, настройка самой фары и чистота её внешнего стекла.
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее