Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Газонокосилка против телескопа

В материалах рубрики использованы сообщения следующих журналов: «Economist» и «New Scientist» (Великобритания), «Bild der Wissenschaft» (Германия), «Astronomy», «IEEE Spectrum», «MIT Technology Review», «Science News» и «Wired» (США), «Sciences et Avenir», «Science et Vie» и «Science et Vie Junior» (Франция).

Несколько лет назад австралийские астрономы, работающие на 64-метровом радиотелескопе, стали время от времени замечать странные сигналы продолжительностью в несколько миллисекунд в диапазоне 1,4—2,5 гигагерца. Сигналы улавливались лишь при некоторых положениях чаши телескопа, но в то же время нельзя было сказать, что они идут только с определённых участков неба. Ранее, в 2007 году, тот же радиотелескоп зафиксировал подобные сигналы, летящие явно из других галактик и повторяющиеся крайне редко. Их назвали быстрыми радиоимпульсами. Об их происхождении выдвигаются разные гипотезы: «смерть» или, наоборот, возникновение чёрных дыр, столкновение нейтронных звёзд или, наконец, сигналы иных цивилизаций.

Новые импульсы такого же типа, но повторяющиеся много чаще, назвали перитонами в честь мифического существа — оленя с крыльями, придуманного аргентинским писателем Хорхе Луисом Борхесом. И только недавно сотрудники австралийской обсерватории Паркса под руководством Эмили Петрофф смогли выяснить источник перитонов. Это оказались две микроволновки, стоящие в помещениях обсерватории. Когда в такую печь ставят что-то для разогрева, например чашку кофе, а вынимают её, открывая дверцу слишком рано, не дождавшись отключения источника микроволн — магнетрона, то магнетрону требуется несколько миллисекунд, чтобы отключиться, и его частота при этом «гуляет». Излучение выходит наружу за несколько миллисекунд, так как дверца печи открыта.

При обсуждении этого феномена некоторые энтузиасты поиска внеземных цивилизаций настаивали, что, в конце концов, жители других галактик тоже могут нетерпеливо разогревать в микроволновках какие-то блюда, чем можно объяснить и происхождение быстрых радиоимпульсов.

В других обсерваториях, насколько известно, перитоны не отмечались. В одних, как в Аресибо (Пуэрто-Рико), микроволновки просто запрещены, в других их держат в так называемой клетке Фарадея — заземлённой клетке из металлической сетки, не пропускающей радиоволны.

Ещё один возможный враг радиоастрономии — автоматические газонокосилки. Одна из американских фирм, уже выпускающая автоматический пылесос, который сам бродит по комнате и собирает мусор, намерена выпустить подобную роботизированную газонокосилку. Но пылесос ориентируется в комнате, натыкаясь на стены и обходя массивные предметы мебели по периметру, а на лужайке роботу понадобятся ориентиры. В качестве таких ориентиров фирма предполагает расставить по краям газона колышки с радиомаяками, работающими на частоте 6,24—6,74 гигагерца, что тоже будет мешать радиотелескопам. Астрономы уверены, что такую игрушку нельзя подпускать к радиотелескопу ближе чем на 90 километров. Разработчики уверяют, что хватит дистанции в 19 километров. Спор пока не закончен, решение должна принять Национальная комиссия по распределению радиочастот.

Австралийский радиотелескоп, на котором впервые были обнаружены как загадочные до сего дня быстрые радиоимпульсы, так и перитоны, происхождение которых оказалось чисто земным и даже кухонным. Фото: Diceman Stephen West / Wikimedia Commons / CC-BY-SA-3.0.