ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ

А. СОЛОВЬЕВА.

Государственный исторический музей выпустил уникальную книгу - "Русский дворянский портрет в графике первой половины XIX века" (М., 2001).

Середину XIX века в России нередко называли эпохой альбомной дворянской культуры.
Неизвестный художник-любитель середины XIX века. Гостиная с зелеными диванами. Лист из альбома Е. Г. Чернышевой-Кругликовой.
Соколов П. Ф. Портрет Н. М. Карамзина. 1816 год. Знаменитый русский писатель, историк, журналист Николай Михайлович Карамзин (1766-1826), автор 12-томной "Истории Государства Российского", в 1803 году получил титул придворного историографа. Имена художник
Гампельн К. Е. П. Коновницына, рисующая портрет матери. 1823-1824 год. Графиня Елизавета Петровна Коновницына (1802-1867), дочь военного министра Петра Петровича Коновницына. Муж - Нарышкин Михаил Михайлович, активный участник движения декабристов, был ос
Кипренский О. А. Портрет А. М. Муравьева в классной комнате. 1815 год. Прежде считалось, что на портрете изображен Никита Муравьев. Однако Н. Н. Гончарова и А. М. Горшман смогли доказать, что художнику позировал младший брат Никиты - Александр Муравьев.
Беккер Л. Портрет Н. В. Станкевича. 1838 год. Воспитанник Московского университета Николай Владимирович Станкевич (1813-1840) руководил литературно-философским кружком, существовавшим в Москве в 1830-е годы одновременно с кружком Герцена - Огарева. В круж
Соколов П. Ф. Портрет Н. М. Муравьева. 1822 год. Один из руководителей движения декабристов Никита Михайлович Муравьев (1795-1843) был осужден по первому разряду и приговорен к каторжным работам на 20 лет. Каторгу отбывал в Чите и Петровском Заводе. С 183
Маньяни А. Портрет А. Г. Чернышевой. 1816 год. Графиня Александра Григорьевна Чернышева (1804-1832), выйдя замуж за декабриста Никиту Михайловича Муравьева, последовала за ним в ссылку в Сибирь. Жила рядом с тюрьмами в Чите и Петровском Заводе, много помо
Соколов П. Ф. Портрет великой княгини Александры Федоровны. 1821 год. Супруга будущего императора Николая I Александра Федоровна (1798-1860), урожденная принцесса Фредерика-Луиза-Шарлотта-Вильгемина Прусская, дочь прусского короля Фридриха-Вильгельма III,
Яковлев Г. И. Портрет Е. А. Пушкиной. 1830-е годы. Воспитанница Смольного института Елизавета Александровна Пушкина (1823-1898), в девичестве Загряжская, была женой Льва Сергеевича Пушкина, младшего брата поэта.
Гагарин Г. Г. Портрет Е. П. Гагариной с сыновьями. 1830-е годы. Княгиня Екатерина Петровна Гагарина (1790-1873), внучка историка И. Н. Болтина, была женой Г. И. Гагарина, российского посланника в Риме и Мюнхене. Изображена с сыновьями Евгением, Львом и Фе

Графика, как известно, в начале позапрошлого века получила широкое распространение. Подобно талисману, она сохранила идеи и дух романтизма того времени. Сколько удивительных образов нарисовано итальянским карандашом, сангиной и пастелью, написано акварельными красками! Эти портреты украшали стены дворцовых залов и усадебных салонов, их оставляли на память в семейных альбомах. Портреты стремились иметь все. Выбор художника зависел от кошелька заказчика.

Но материалы графики недолговечны: хрупкая бумага быстро ветшает, рисунок выцветает. И уже спустя несколько десятилетий портреты и альбомы бережно хранят, оберегая от солнечного света. Впервые эти раритеты дворянской культуры, собранные известным покровителем искусства С. П. Дягилевым из заброшенных поместий и частных коллекций, экспонировались в Таврическом дворце Петербурга в 1905 году.

Портреты прабабушек и прадедушек, семейные альбомы потрясли любителей искусства. К. С. Станиславский грозился ездить на выставку каждый день и все рисовать (он готовил костюмы для спектакля "Горе от ума"). Россия заявила о рождении национальной графической школы.

Спустя почти сто лет в Москве в Историческом музее в нескольких залах демонстрировалась графическая коллекция дворянского портрета, а по сути - уникальная галерея портретов пушкинской и декабристской поры. О многих деятелях того времени мы слышали, имена иных открывали для себя заново. На выставке их можно было увидеть воочию.

Особенность музейного собрания - в качественном многообразии. Сотрудники нескольких поколений комплектовали его так, чтобы как можно шире показать общество в целом. В графическом отделе собрано около трех тысяч работ.

Хранитель этого отдела и автор выставки, старейший научный сотрудник музея Надежда Николаевна Гончарова подводила итоги. Более тридцати лет она посвятила изучению коллекции. Благодаря поистине энциклопедическим знаниям и упорству ей удалось вернуть стертую временем информацию.

Исследовательница сделала невозможное: теперь вместо весьма обычного для музейного экспоната пояснения "неизвестный портрет работы неизвестного художника" в справочной картотеке и в выставочном зале под многими из рисунков стояла фамилия изображенного на портрете, приводились краткие сведения о всех членах его семьи, и главное - было уточнено авторство художника, забытое или ошибочно приписанное прежде кому-то другому. Огромная музейная графическая коллекция дворянского портрета тщательно изучена Н. Н. Гончаровой. Одновременно она работала над монографией о малом дворянском портрете.

Несмотря на болезнь Надежда Николаевна продолжала трудиться в архивах и библиотеках, подвергая придирчивому анализу вновь обнаруженные факты.

Увы, долгожданная книга "Русский дворянский портрет в графике первой половины XIX века" появилась уже после кончины автора. Издание объемное - 264 страницы, 212 карандашных и акварельных портретов известных деятелей России, в том числе представителей российской аристократии, чиновничества; писателей, поэтов. Здесь собраны работы самых разных художников - от таких известных, как Орест Кипренский, Петр Соколов, Василий Тропинин, братья Карл и Александр Брюлловы, Павел Александров, Александр Орловский, Кирилл Горбунов, до художников-любителей. Представлены в книге и жившие в России иностранцы - Карл Гампельн, Томас Райт, Александр (Карл) Витберг, Владимир Гау, Александр Молинари.

Книга о русском дворянском портрете, насыщенная самой разнообразной информацией, удивительным образом сочетает научность с максимальной доступностью. Исследование Н. Н. Гончаровой очертило магистральный путь карандашного и акварельного портрета, проиллюстрировало жизнь целого сословия лучшими графическими произведениями этого жанра, хранящимися в фондах Исторического музея. И потому книга будет в равной степени интересна и искусство ведам и тем, кто любит искусство, а может быть, решил стать художником. Этому поистине энциклопедическому изданию уготована долгая жизнь. Как справедливо заметил А. И. Герцен, "жизнь обыкновенного человека может вызвать интерес если не по отношению к личности, то по отношению к стране и эпохе, в которую эта личность жила". А книга Н. Н. Гончаровой - это целый пласт русской истории в лицах.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Размышления у книжной полки»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее