Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ

А. СОЛОВЬЕВА.

Государственный исторический музей выпустил уникальную книгу - "Русский дворянский портрет в графике первой половины XIX века" (М., 2001).

Графика, как известно, в начале позапрошлого века получила широкое распространение. Подобно талисману, она сохранила идеи и дух романтизма того времени. Сколько удивительных образов нарисовано итальянским карандашом, сангиной и пастелью, написано акварельными красками! Эти портреты украшали стены дворцовых залов и усадебных салонов, их оставляли на память в семейных альбомах. Портреты стремились иметь все. Выбор художника зависел от кошелька заказчика.

Но материалы графики недолговечны: хрупкая бумага быстро ветшает, рисунок выцветает. И уже спустя несколько десятилетий портреты и альбомы бережно хранят, оберегая от солнечного света. Впервые эти раритеты дворянской культуры, собранные известным покровителем искусства С. П. Дягилевым из заброшенных поместий и частных коллекций, экспонировались в Таврическом дворце Петербурга в 1905 году.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Портреты прабабушек и прадедушек, семейные альбомы потрясли любителей искусства. К. С. Станиславский грозился ездить на выставку каждый день и все рисовать (он готовил костюмы для спектакля "Горе от ума"). Россия заявила о рождении национальной графической школы.

Спустя почти сто лет в Москве в Историческом музее в нескольких залах демонстрировалась графическая коллекция дворянского портрета, а по сути - уникальная галерея портретов пушкинской и декабристской поры. О многих деятелях того времени мы слышали, имена иных открывали для себя заново. На выставке их можно было увидеть воочию.

Особенность музейного собрания - в качественном многообразии. Сотрудники нескольких поколений комплектовали его так, чтобы как можно шире показать общество в целом. В графическом отделе собрано около трех тысяч работ.

Хранитель этого отдела и автор выставки, старейший научный сотрудник музея Надежда Николаевна Гончарова подводила итоги. Более тридцати лет она посвятила изучению коллекции. Благодаря поистине энциклопедическим знаниям и упорству ей удалось вернуть стертую временем информацию.

Исследовательница сделала невозможное: теперь вместо весьма обычного для музейного экспоната пояснения "неизвестный портрет работы неизвестного художника" в справочной картотеке и в выставочном зале под многими из рисунков стояла фамилия изображенного на портрете, приводились краткие сведения о всех членах его семьи, и главное - было уточнено авторство художника, забытое или ошибочно приписанное прежде кому-то другому. Огромная музейная графическая коллекция дворянского портрета тщательно изучена Н. Н. Гончаровой. Одновременно она работала над монографией о малом дворянском портрете.

Несмотря на болезнь Надежда Николаевна продолжала трудиться в архивах и библиотеках, подвергая придирчивому анализу вновь обнаруженные факты.

Увы, долгожданная книга "Русский дворянский портрет в графике первой половины XIX века" появилась уже после кончины автора. Издание объемное - 264 страницы, 212 карандашных и акварельных портретов известных деятелей России, в том числе представителей российской аристократии, чиновничества; писателей, поэтов. Здесь собраны работы самых разных художников - от таких известных, как Орест Кипренский, Петр Соколов, Василий Тропинин, братья Карл и Александр Брюлловы, Павел Александров, Александр Орловский, Кирилл Горбунов, до художников-любителей. Представлены в книге и жившие в России иностранцы - Карл Гампельн, Томас Райт, Александр (Карл) Витберг, Владимир Гау, Александр Молинари.

Книга о русском дворянском портрете, насыщенная самой разнообразной информацией, удивительным образом сочетает научность с максимальной доступностью. Исследование Н. Н. Гончаровой очертило магистральный путь карандашного и акварельного портрета, проиллюстрировало жизнь целого сословия лучшими графическими произведениями этого жанра, хранящимися в фондах Исторического музея. И потому книга будет в равной степени интересна и искусство ведам и тем, кто любит искусство, а может быть, решил стать художником. Этому поистине энциклопедическому изданию уготована долгая жизнь. Как справедливо заметил А. И. Герцен, "жизнь обыкновенного человека может вызвать интерес если не по отношению к личности, то по отношению к стране и эпохе, в которую эта личность жила". А книга Н. Н. Гончаровой - это целый пласт русской истории в лицах.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Размышления у книжной полки»