Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Свободный полёт

Кандидат технических наук Дмитрий Зыков. Фото автора

Увлекательное дело — летать на самолёте. Или на вертолёте. Но только не пассажиром, а пилотом. Да вот беда, не каждому это удаётся. Кого-то не допускают до пилотирования по возрасту (летать в нашей стране самостоятельно можно начиная с 18 лет), кому-то зрение не позволяет (у пилота оно должно быть практически идеальным). У других просто нет поблизости ни аэроклуба, ни авиационного училища. И тем не менее летать может каждый. В этом нет никакого преувеличения. Ведь для того чтобы отправиться в полёт, совсем не нужен настоящий самолёт. Было бы желание, терпение и чуть-чуть фантазии.

«От модели — к планеру, с планера — на самолёт»

Этот лозунг был очень популярен в нашей стране в двадцатых годах прошлого века. Бесконечное число школьников, увлечённых авиационной романтикой, занимались в авиамодельных кружках, причём девочек среди них было не меньше, чем мальчиков. Из этих-то кружков и выросла отечественная авиация. С тех пор времени прошло много, модели очень сильно изменились, и самое главное изменение произошло в системах управления.

Первые модели либо вообще не имели органов управления (их запускали обычно с руки, соревнуясь, у кого модель дальше пролетит или дольше продержится в воздухе), либо управление было кордовым. Устроено оно просто: в руке у пилота зажата небольшая рукоятка, к ней прикреплены две длинные и тонкие стальные проволоки — корды. Противоположные концы корд соединены с тягами в крыле модели. А уже эти тяги управляют небольшой металлической деталькой, которая называется качалкой. Качалка по форме напоминает букву «Т». К перекладине прикреплены тяги от ручки управления, а к ножке — тяга руля высоты. Вот и всё управление.

Кордовые модели летают по кругу. Но умелые моделисты и на круге ухитряются выполнять сложные фигуры высшего пилотажа: горки, пикирования, полёты вверх колёсами и даже фигуру, чем-то напоминающую поворот на горке (модель круто взмывает вверх, пролетает над головой пилота, пикирует и вновь переходит в горизонтальный полёт).

До недавнего времени на кордовые модели ставили только специальные миниатюрные двигатели внутреннего сгорания (ДВС). Забот с ними было немало: правильно составить топливную смесь, отрегулировать систему подачи топлива, запустить и остановить двигатель и многое другое. Сейчас появились очень компактные, лёгкие и в то же время достаточно мощные электрические двигатели. С ними управлять моделью проще, но в технике никогда не бывает так, чтобы, решив одну проблему, не столкнуться с другой. Электромоторы всем хороши, однако для них нужны аккумуляторы, а они — тяжёлые. Точнее, они тем тяжелее, чем больше энергии могут запасти. Впрочем, и сейчас кордовики предпочитают ДВС.

Кордовые модели бывают скоростные, пилотажные, для воздушного боя и модели-копии (на самом деле классов больше, но эти — основные). Из названий понятно, что первые соревнуются на скорость, вторые — на выполнение фигур, подчас очень сложных. Модели воздушного боя сочетают в себе и скорость и маневренность. Перед запуском к боевым кордовым самолётам прицепляют длинную бумажную ленту. В воздушном поединке побеждает тот пилот, чья модель как можно короче обрубит пропеллером ленту на модели соперника.

Самый сложный вид кордовых моделей — копии. Скопированный самолёт должен не только в мельчайших деталях повторить оригинал, но и быть похожим на прототип по рисунку полёта.

Ещё один класс — радиоуправляемые модели. Их наиболее сложная часть как раз система радиоуправления. Сделать её непросто, и поэтому раньше таких моделей было очень мало. Сейчас ситуация изменилась полностью. Современные радиосистемы оказались доступными, компактными и лёгкими. В продаже (в обычных и в интернет-магазинах) во множестве представлены готовые системы управления и их элементы, из которых можно создать управляющую схему любой сложности. Есть и то, что называется исполнительными механизмами, — миниатюрные машинки, которые по радиосигналу двигают небольшие рычажки. А уже к этим рычажкам можно присоединить любой управляющий элемент, например элерон на крыле, или руль направления на киле, или руль высоты. По радио легко управлять и электродвигателем, меняя частоту его оборотов, а стало быть, и скорость полёта модели. На радиоуправляемые модели сейчас в основном устанавливают электродвигатели.

В последние годы радиоуправляемые модели нашли самое широкое распространение. Радиоуправлением снабжают модели самолётов, планеров, вертолётов, даже ракет, хотя и редко. Многие из них считают игрушками. И наверное, правильно, ведь с ними так интересно играть! Между тем это вполне серьёзные машины, составляющие отдельный класс беспилотных летательных аппаратов. Иногда их называют дронами, от английского слова «dron», что означает трутень.

Домашняя школа подготовки

Запускать радиоуправляемые модели — очень интересное занятие. Но сначала нужно немного поучиться. В интернете легко найти симуляторы, и прежде чем запускать настоящую модель, стоит с их помощью как следует потренироваться на компьютере. Можно, конечно, этого не делать, но тогда будьте готовы к тому, что ваш радиоуправляемый самолёт при первой же попытке взлететь сразу упадёт. И хорошо ещё, если не поломается. Если взлететь всё же удастся, то вы разобьёте его при посадке. Если же вы будете испытывать вертолёт, то без предварительных тренировок разобьёте его на старте. И только квадрокоптер — такой вертолётик с четырьмя пропеллерами — удастся относительно удачно поднять в воздух с первого раза. Разобьёте вы его либо о ближайшую стену, либо при посадке. Это уже столько раз проверено разными мальчишками и девчонками, а также их родителями, что повторять нет никакого смысла.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Развлечения не без пользы»