Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

О пользе бесполезного

И. Константинов.

Известный русский поэт В. Я. Брюсов, создатель Высшего литературно-художественного института, историк по образованию, в юности мечтал стать математиком. Он серьезно изучал аналитическую геометрию, дифференциальное и интегральное исчисления, теорию чисел и теорию вероятностей.

Много позже он писал: «Мой герой — Пушкин. Когда я вижу, какое количество созданий великих и разных набросков, поразительных по глубине мысли, оставалось у него в бумагах ненапечатанными, мне становится не жалко моих, не ведомых никому работ. Когда я узнаю, что Пушкин изучал Араго, д'Аламбера, теорию вероятностей, Гизо, историю средних веков, мне не обидно, что я потратил годы и годы на приобретение знаний, которыми не воспользовался».

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Сам процесс познания приносит человеку удовлетворение. Именно поэтому люди, например, тратят время на решение задач, не имеющих практического значения: кроссворды и головоломки в субботних и воскресных номерах газет пользуются неизменным успехом во всех странах.

«За желанием решить ту или иную задачу, бесполезную в смысле материального выигрыша, может быть скрыто более глубокое любопытство, — говорил известный венгерский математик Дьердь Пойа, — желание осознать пути и средства, приводящие к решению».

Какая-нибудь скромная математическая или психологическая задача бросает вызов вашей любознательности, заставляет испытать радость победы при удачном завершении работы над ней. Решив задачу самостоятельно, вы совершаете маленькое открытие, которое сродни открытию, сделанному самым крупным ученым. Справедливо и то, что «эмоции, пережитые при этом в восприимчивом возрасте, могут пробудить вкус к умственной работе и на всю жизнь оставить отпечаток на уме и характере», но и зрелый возраст, и сложившийся характер отнюдь не помеха для приобщения к армии любознательных, для воспитания и тренировки творческого характера ума. Вышесказанное относится к свойствам личности, к «человеку изнутри». Но и внешняя среда оказывает при этом немалое влияние.

Научно-техническая революция внесла существенные изменения в характер нашего труда. В нем все большее и большее место занимают процессы решения интеллектуальных задач, больших и маленьких, сложных и простых, зависящих от уровня и вида трудовой деятельности, требующих не автоматического действия, а принятия решения в зависимости от складывающейся ситуации.

Таким образом, выходит, что для поддержания своего рабочего состояния теперь нужны не только отменное здоровье и тренированные мускулы и тело, но и умственная тренировка, гимнастика ума. Она становится естественной потребностью современного человека наравне с физкультурой и спортом.

Люди, уставшие от трудов праведных, всегда стремятся переключиться, снять напряжение. Потребность эта заполняется не только спортом, художественной самодеятельностью, работами на садовом участке, увлечением домашними поделками, хождением в гости и в кино, но и интеллектуальными играми.

Феноменальный мировой успех «головоломки века» — «Кубика Рубика» дал толчок производству в нашей стране «игрушек» для взрослых; торгующие организации были вынуждены сменить отношение к играм и головоломкам вообще: их перестали считать лишь детской забавой. Традиционный ряд — шахматы, шашки, домино, карты — пополнился новыми логическими играми, сделанными фабрично, а чаще — по журнальным описаниям. Нарды, реверси, сиджа, хасами шоги, рэндзю — этот перечень можно было бы продолжить. Охотно покупают и головоломки «Кубики для всех», «Синий кубик», «Кубик Рубика», «Змейка» и другие.

Рубрика «Психологический практикум» была и остается до сих пор одной из наиболее популярных в журнале. Миллионы читателей самым активным образом принимали участие в решении и составлении занимательных задач, игр, головоломок. Редакция, как могла, поддерживала этот интерес к интеллектуальным развлечениям. Читатели среднего и старшего поколения помнят «Олимпиаду «домино», участие в составлении «Каталога вращений Кубика Рубика», топологические загадки различных флексагонов, поиски кратчайших решений замысловатых карточных пасьянсов, разгадывание логических ходов инспектора Варнике, составление фигур пентамино, пентакубиков. Кубиков Сома, получивших у нас название «Кубики для всех», — склеенные из детских деревянных кубиков, они увлекли читателей самого разного возраста.

Худо-бедно, но интерес читателя к занятиям умственной гимнастикой удовлетворялся в немалой степени и за счет многотиражного журнала «Наука и жизнь».

Конечно, и другие журналы и газеты не оставляли своих читателей без развлечений, но это были, как правило, традиционные кроссворды и ребусы, если не считать журнала «Квант» для старших школьников, в котором неизменно публиковались занимательные задачи логического характера.

Инфляция 90-х годов, вздорожание жизни, рост цен на все, в том числе на газеты и журналы, значительно уменьшили тиражи некогда массовых общесоюзных изданий. В том числе и журнала «Наука и жизнь» (тираж 35000 экз. — вместо трех миллионов).

Однако, по моему убеждению, интерес к интеллектуальным развлечениям не уменьшился. И книжный рынок это понял. В последнее время на прилавках книжных магазинов и уличных лотков появилась масса наскоро сделанных брошюр с кроссвордами, ребусами, шарадами для любого возраста и уровня образования. Их также покупают и с удовольствием решают, разнообразя свой досуг.

Кроссворды и другие забавы публикуются во многих ежедневных и еженедельных изданиях — спрос есть. В такой ситуации, конечно же, должны были появиться периодические издания, целиком посвященные досугу.

В Москве выходит «Загадочная газета» (регистрация 1994 года), печатающая загадки, ребусы, юмор, головоломки, шарады, тесты и, конечно, кроссворды. Кроссворды вообще переживают сейчас пик популярности. В «Загадочной газете» и ее спутниках («Богатырь», «Кроссворд+ТВ», «Крестословица», «Англичанка», «Катавасия») производство кроссвордов «от Олега Васильева» поставлено на поток. Они штампуются, как пуговицы от шинели. Общий тираж «Загадочной газеты» — 540000 экз. В газете, как она сообщает, «используется информация российской и зарубежной печати». Не слишком сложные вопросы и задачи привлекают читателей не только удовольствием от их решения, но и возможностью выиграть приз. Приз, как правило, не очень богатый, не то что в другом московском издании — рекламно-развлекательной газете «Поле чудес» (конкурсы, кроссворды, головоломки). Выходит с 1992 года. Общий тираж— 600000 экз.

Призы — всегда хорошо, но надо думать, что не только желание заполучить приз привлекает читателей в этих изданиях, что было бы весьма огорчительно: до сих пор правильность мнения венгерского математика Д. Пойа о бескорыстных мотивах, побуждающих решать занимательные задачи (см. выше), не подвергалась сомнению.

Издательство «Сова» в Санкт-Петербурге решилось на выпуск журнала «Сова. Коллекция интеллектуальных развлечений. 100 страниц: кроссворды, головоломки, лабиринты, тесты, пасьянсы, логические задачи, парадоксы, занимательные истории». Лицензия от января 1997 года. В первых выпусках — а их уже вышло четыре номера — редакция постаралась «собрать в коллекцию все то лучшее, что нашли и придумали наши коллеги в России и за рубежом». В вышедших номерах большое внимание уделено кроссвордам и даже объявлен конкурс на составление кроссвордов самых различных типов. Тираж журнала — 25000 экз. Цена в розничной продаже на лотках была 10000—12000 руб.

В Москве начал выходить «Абажур» — журнал интеллектуального досуга (головоломки, кроссворды, игры со словами, тесты, интересные факты, рекорды), 50 страниц формата нашего журнала. Зарегистрирован в январе 1997 года. Включен в каталог Роспечати. Тираж — 15000 экз. Каталожная цена — 7000 руб. за один номер. Выпускает его научно-технический центр «Университетский». Тот самый, что завоевал известность у молодежи выпуском журнала «Абитуриент» — для будущих студентов, с неизменным разделом «Академия любознательных» и рубрикой «Учимся играя». В этом году выйдет три «Абажура», а затем предполагается сделать его ежемесячным.

Истинным ценителям головоломок — членам российского клуба «Диоген» дорого тульское издание, компьютерные листки «Шарада», выпускаемые с 1994 года на правах рукописи в количестве 40 экземпляров для членов клуба энтузиастом интеллектуального спорта В. Н. Рыбинским. Читатели журнала «Наука и жизнь» знакомы и с этим изданием, и с головоломками В. Рыбинского по публикациям в журнале «Наука и жизнь». Теперь в новой «Неделе» он будет вести рубрику головоломок на страничке «Игротека». Тираж «Недели» —132000 экз.

Получается неплохая картина сохранения массы: тиражи стали меньше, но изданий больше. Появилась возможность донести до читателей значительно больше того, что мог сделать один журнал. Дело за авторами, идеями, новыми начинаниями.

Ну и, наконец, редакция журнала «Наука и жизнь» также не отказывается от участия в заполнении ниши интеллектуальных развлечений. Само собой разумеется, будут продолжены публикации материалов рубрик «Психологический практикум», «Математические досуги», «Логические игры», «Головоломки» в самом журнале. В них по-прежнему не останется без внимания ни одна новая выдумка в области математических досугов или индустрии головоломок. Да и теперь уже старые для кого-то, а для юных — еще не изведанные головоломки вроде Кубика и Змейки Рубика послужат для новых занимательных задач.

Но вот, по подсказке и просьбам читателей, с этого года мы начинаем выпускать приложения: тематические выпуски материалов, ранее опубликованных в журнале. Это и для подписчиков, и для тех, кто перестал выписывать журнал по причине того, что он стал слишком дорогим по сравнению с прежними — до 1991 года — временами. Сколько интересного выпало из поля зрения многих читателей, бывших подписчиков именно по этой причине! Есть возможность хоть в какой-то степени наверстать упущенное. По крайней мере это касается наиболее читаемых разделов и рубрик, определяемых нами по ответам на вопросы читательских анкет.

Математические досуги, пасьянсы, логические игры и головоломки также будут включены в список приложений. На них можно подписаться на почте или сделать заказ в редакции, чтобы получить заинтересовавший вас выпуск наложенным платежом. Дальнейшую информацию вы найдете в очередных номерах журнала.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Маленькие рецензии. Новые книги»