Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Новое поколение: надежды оправдываются!

Завершился пятый ежегодный творческий конкурс среди студентов учебных заведений среднего профессионального образования «Новое поколение». Закрытие конкурса и награждение победителей традиционно были приурочены к проходящей на ВДНХ XIV Всероссийской выставке НТТМ-2014.

Новое поколение» — конкурс необычный. Впрочем, бывают ли «обычные» конкурсы? В каждом есть своя изюминка, что-то такое, что привлекает к нему внимание участников. В «Новом поколении» такой изюминкой стали номинации, необычные для соревнований студентов колледжей, — все они творческие. Первая: «Лучшее конструкторское решение». С этой номинации конкурс начинался шесть лет тому назад. И именно в этой номинации в первые годы приходило больше всего заявок. Но затем прибавилась номинация «Лучший дизайн изделия», и организаторы столкнулись с валом заявок ювелиров, художников, архитекторов. Жюри конкурса (а в него вошли ведущие российские дизайнеры, конструкторы, педагоги) оказалось лицом к лицу со сложной задачей: некоторые работы, заявленные в дизайнерскую категорию, были настолько подробно и грамотно проработаны с конструкторских позиций, что их приходилось переносить в первую номинацию. Бывало и наоборот, когда конструкторское решение получало приз за дизайн.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

В 2012 году в конкурсе появилась номинация «Самая актуальная работа». В этом разделе множество работ были посвящены решению экологических проблем, проблем инвалидов, организации транспортных потоков и многому другому.

Наконец, в 2013 году в конкурсе появилась ещё одна номинация — «Лучший наставник». Организаторы конкурса исходили из того, что наставники (те, кого ещё не так давно называли мастерами производственного обучения) в подавляющем большинстве случаев остаются в тени успехов своих учеников. И хотя для настоящего наставника нет ничего важнее удачи подопечных, всё же его труд должен быть отмечен, ведь без наставников будущее отечественной промышленности (да и будущее страны, каким бы высокопарным это ни казалось) рисуется в нерадужных красках.

Выбор лучшего наставника и в прошлом году, и в нынешнем был для жюри наиболее сложным. Каждый раз очень непросто определить критерии, по которым следует принимать решение. Жюри постаралось в наибольшей степени учесть мнения учеников и важность темы ученической работы, представленной на конкурс. Конечно, мы выбрали тройку призёров, но, пользуясь случаем, хотели бы отметить, что все наставники, студенты которых приняли участие в конкурсе, безусловно, заслуживают самых добрых слов. В таком деле, как наставничество, брак и даже простая невнимательность или недоверие недопустимы. Здесь нет победителей, здесь все равны, и перед всеми следует снять шляпу и поблагодарить их за увлечённость и самоотверженность.

В конкурсе 2014 года в категории «Лучший наставник» победителями стали Елена Игоревна Пименова (Московский колледж архитектуры и менеджмента в строительст-
ве № 17), Ольга Эдуардовна Дружинина, Марина Владиленовна Куницкая, Антон Николаевич Антонов, Полина Александровна Лошинская, Геннадий Михайлович Дружинин из Московского строительного техникума № 30 и Александр Николаевич Щербинин (Московский строительный техникум). Специальными призами отмечены Виктор Николаевич Аксёнов и Татьяна Ивановна Сидорова (Технологический колледж № 21), а также Елена Александровна Усольцева (Песковатская общеобразовательная школа, с. Песковатка Бобровского района, Воронежской области).

Пятый конкурс организован Московской торгово-промышленной палатой, журналом «Наука и жизнь», Международной школой бизнеса МТПП при самой действенной поддержке Учебно-методического центра по профессиональному образованию Департамента образования г. Москвы. Конкурс также активно поддержали традиционные спонсоры — Лаборатория Касперского, компания «Баскин Роббинс». В нынешнем году к поддержке конкурса присоединился торговый дом «Библио-Глобус». В подарок от «Библио-Глобуса» призёры получили великолепные книги и, что совсем нелишне в наше время, дисконтные карты сети «БГ». Компания «Баскин Роббинс», поддерживающая конкурс с первых дней его сущест-
вования, как всегда, наградила победителей роскошными тортами-мороженое. Несмотря на прохладную погоду, призёры с большим удовольствием отправились исследовать содержимое призов. «Исследование» прошло вполне удачно — следов от тортов не осталось.

В номинации «Лучшее конструкторское решение» призёрами стали Валерий Сухоруков, Сергей Бурда, Максим Белоносов за конструкцию исследовательского устройства на базе микроскопа с электроприводом и цифровой видеокамеры (Колледж автомобильного транспорта № 9, Москва, наставник Николай Михайлович Абакаров); Павел Мажник за разработку и изготовление электрической машины с аксиальным магнитным потоком (лицей «ИСТЭК», г. Краснодар, наставник Анатолий Павлович Мажник); Станислав Онко за работу по испытанию дисков на эффективность торможения (Калужский машиностроительный колледж, наставник Александр Николаевич Климов). Призы победителям вручил исполняющий обязанности директора ГБОУ УМЦ по профессиональному образованию Департамента образования г. Москвы Михаил Викторович Бубнов.

В 2014 году на конкурс пришло более 150 работ. Конкурсная комиссия была вынуждена провести предварительное рассмотрение заявок и некоторое их количество отклонить. Однако отсев был связан не с качеством работ (все они были вполне конкурентоспособны), а с несоответствием формальным признакам, установленным положением о конкурсе. В отличие от предыдущих конкурсов, в «Новом поколении — 2014» могли принимать участие ученики старших классов общеобразовательных школ и лицеев. И такие работы на конкурсе были в том числе и «в призах».

Дизайнерская номинация оказалась самой многочисленной, но если в прошлые годы доминировали представители ювелирных профессий, то в нынешнем было много художников и модельеров одежды. Тем не менее первого приза удостоены студенты Ювелирного колледжа им. К. Фаберже Мария Шищиц, Полина Полищук, Тимур Петров, Сергей Сурков, Андрей Шаров, изготовившие настольную композицию «Эволюция транспорта». Их наставники — Александр Дмитриевич Щёкин, Лариса Валентиновна Цветкова, Владимир Вячеславович Ильин. Призёрами стали также Марианна Антонова, Анна Кучеренко, Христина Цветкова за работы с росписью декоративных тарелок, подноса и настольной лампы в стиле «Жостово» (наставник Ольга Игоревна Анашкина, 1-й Московский образовательный комплекс) и Павел Гришин, выполнивший панно с росписью ткани в технике «холодный батик» (наставник Мария Владимировна Дворянкова, Колледж им. К. Фаберже).

В этой же номинации жюри установило несколько специальных призов. Их обладателями стали Юлия Толчева из Старого Оскола и Олег Досужий из Винницы (Украина).

Довольно много заявок поступило на конкурс в номинации «Самая актуальная работа». Здесь лучшим признан проект «Очистка питьевой воды с использованием в качестве сорбента оксогидроксида алюминия» Ольги Локотаевой и Марии Лях из Томска (наставники Марина Викторовна Планкина и Елена Ивановна Говор, Томский промышленно-гуманитарный колледж). Призы получили Батраз Каринов, Денис Климов, Денис Петренко (наставник Наталья Николаевна Белова, Колледж градостроительства и сервиса № 38, Москва) за проект «Студенческая мастерская по модернизации автомобилей для людей с ограниченными возможностями здоровья» и Богдан Тухтаров (наставник Ирина Лазаревна Липская, Колледж связи № 54, Москва) за работу «Экономия теплоносителей в процессах нефтепереработки». Все работы (не только призёры) размещены на сайте журнала «Наука и жизнь» в разделе «Конкурсы».

Итак, очередное творческое соревнование завершено. Если нам удастся найти людей, заинтересованных в продолжении начатого дела, мы объявим открытым следующий (уже шестой) конкурс «Новое поколение — 2015». В поддержке московского правительства мы не сомневаемся, но организаторам конкурса хотелось бы видеть среди поддержавших творчество будущих рабочих (заметим — высококвалифицированных и творческих людей) производственные компании, энергетиков, машиностроителей, металлургов. Мы открыты для сотрудничества. Позволим себе повторить фразу, сказанную одним из членов жюри в отчёте о прошлогоднем конкурсе: «Мы не считали ранее и не считаем сейчас, что организация одного, сравнительно небольшого конкурса может кардинально изменить ситуацию в подготовке кадров в промышленности, в стране. Но нам также хорошо известно, что результат может появиться только тогда, когда для его достижения проделана работа. Впрочем, может и не появиться. Однако если не делать ничего, то ничего и не будет, и вероятность такого исхода тождественно равна единице. Так давайте же делать!».

Так давайте же делать!

Оргкомитет конкурса.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Проблемы образования»