Земля — первоисточник жизни?

Татьяна Зимина. По материалам журнала «Гелиогеографические исследования», 2013, № 5

Космонавт Александр Мисуркин во время работы в открытом космосе. Фото: Luca Parmitano.

Гипотеза о внесении на Землю жизни из космоса пока не нашла серьёзного подтверждения. Зато недавно получены данные, которые указывают на обратное — жизнь в космическое пространство занесена с Земли.

Речь идёт об эксперименте, проведённом в 2013 году на станции МКС, и исследованиях в Институте вирусологии им. Д. И. Ивановского. Во время экспедиции МКС-36, 28 августа 2013 года, космонавт Александр Мисуркин вышел в открытый космос и собрал образцы космической пыли с иллюминатора станции специальным пробоотборником. Методика сбора материала исключала попадание в пробы живых организмов. После доставки на Землю со всеми необходимыми предосторожностями собранный материал проанализировали и обнаружили в нём ДНК бактерий. Это были представители рода Mycobacteria, обитающего на суше, а также рода Delfia семейства Comamonadaceae, обитающего в морском поверхностном микрослое российской Западной Арктики. Исследователи предположили, что эти наземные и морские виды бактерий были перенесены в космос из биосферы Земли через стратосферу и ионосферу.

Но почему речь идёт о переносе жизни именно с биосферы Земли в космос? А может, напротив, эти микроорганизмы когда-то были занесены на Землю из космоса? Ведь в начале ХХ века шведский физик Сванте Аррениус сформулировал гипотезу панспермии, предполагающую наличие внеземного источника жизни и возможный транспорт «посевного материала» в межпланетном и межзвёздном пространстве. Эта гипотеза по сей день оказывает значимое влияние на биологические и космические исследования, включающие в том числе поиск внеземных жизненных форм и механизмов выживания организмов в межпланетном пространстве. Эксперименты с экспонированием различных организмов в открытом космосе на спутниках и модулях МКС показали необычайную многомесячную (как минимум, в течение двух лет) устойчивость живого вещества к неблагоприятным факторам околоземного пространства. Бактерии и споры грибов устойчивы к корпускулярной радиации (потокам альфа- и бета-частиц, протонов, нейтронов), жёсткому рентгену и УФ-облучению. Эти результаты и заставили задуматься о возможности переноса жизни из биосферы Земли в космическое пространство. Тем более что ранее проведённые аэробиологические исследования выявили в стратосфере присутствие нескольких видов бактерий и спор грибов.

Авторы нынешнего эксперимента — сотрудники ФГУП «ЦНИИМАШ», ОАО «РКК “Энергия” им. С. П. Королёва» — в качестве эффективной ловушки пыли выбрали поверхность МКС, точнее, одного из иллюминаторов модуля «Звезда», обращённого вперёд — по направлению полёта. Такая поверхность собирает дисперсные частицы из вакуума по аналогии с тем, как на поверхности самолёта оседают (адсорбируются) пылевые частицы из атмосферы. Это отличает нынешний эксперимент от проведённых ранее, когда создавался специальный коллектор космической пыли, в которой, однако, генетический материл бактерий не был обнаружен.

Как же микрообитатели Земли оказались на высоте 400 км? Сначала аэрозоли, включающие живые бактерии, с поверхности суши и Мирового океана попадают в тропосферу, а оттуда — в стратосферу. В результате в стратосфере устойчиво присутствует целое сообщество микроорганизмов. Перенос же из стратосферы в ионосферу возможен, как считают авторы исследования, «с восходящей ветвью глобальной электрической цепи». А учитывая, что водный аэрозоль с поверхности Земли (содержащий и бактериопланктон) поступает в тропосферу в количестве до 6 Мт в год, наша планета вполне может быть источником биологического материала в околоземном космическом пространстве.