№10 октябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

СЮЖЕТ НА БУДУЩЕЕ

С. ГРИНФИЛД.

Предлагаем вниманию читателей фрагменты публичной лекции Сьюзен Гринфилд , которую слушали около тысячи человек, собравшихся в Большом зале Екатеринбургской филармонии.

…Достижения науки и техники в XXI веке, вполне возможно, изменят до неузнаваемости то, как мы живем, думаем, чувствуем и видим. По мере развития окружающего мира наш разум, сама природа человека тоже будут трансформироваться. Вероятно, мысль о грядущем переустройстве разума многим покажется спорной. Новые технологии давно определяют развитие человечества, но мы продолжаем, как и наши далекие предки, искать успокоение в неизменных человеческих ценностях, в любви. Так почему же сейчас, в начале XXI века, этот бастион должен вдруг рухнуть?

…Клетки мозга накапливают опыт, который приобретается от постоянного диалога с внешним миром. Только что родившийся человек попадает в шумную гудящую неразбериху, где все оценивается категориями: сладко, быстро, холодно, ярко. По мере накопления опыта эти абстрактные ощущения сливаются в понятия или предметы, которые со временем приобретают новые "ярлыки", дающие начало новым ассоциациям и т.д. Мозг удивительно пластичен - все в окружающем мире, что может воздействовать на ассоциативные связи, меняет и структуру мозга на клеточном уровне, и сознание человека.

Возможно, наиболее показательный пример такой точки зрения недавно представлен в отчете Королевского института: у лондонских таксистов, постоянно "прокручивающих в мозгу" расположение и названия улиц, определенный участок мозга по размеру больше, чем у других людей.

…Так что же может случиться с нашим разумом в XXI веке, когда все научные открытия ХХ столетия воплотятся в жизнь?

Дома мы окажемся в окружении механических роботов, компьютеров с "человеческим лицом" и голосовой связью, практически невидимых приборов, встроенных в нашу одежду и украшения. Эти "умные" неодушевленные предметы вокруг нас будут реагировать на устные команды и на изменения в физическом состоянии их владельца. Жизнь в таком "интерактивном" мире обязательно окажет воздействие на восприятие человеком окружающей действительности.

Миниатюрные устройства, представляющие собой объединение нейронов с электронными микросхемами, будучи встроенными в мозг, усилят наши чувства, улучшат качество выполняемой работы. Вероятно, станет возможным силой мысли влиять на работу эндокринной и иммунной систем. Кроме того, информация о состоянии здоровья будет считываться специальными микрочипами на теле человека. Другие же устройства скорректируют все отклонения от нормы в функционировании организма. Так, новые технологии устранят противоречие между объективными и субъективными ощущениями.

В мире компьютерной коммерции автоматизированные системы и базы данных постепенно вытеснят экспертов. Договора с подрядчиками и заказчиками будут заключаться автоматически. В результате отпадет необходимость в корпоративной иерархии - ее заменит надомная работа.

Благодаря информационным технологиям к работе можно будет привлечь пожилых сотрудников, которые уже не обладают мобильностью и хорошей физической формой. Вероятно, в перспективе мы будем жить в мире, где уход на пенсию станет анахронизмом. Постепенно начнут рушиться барьеры - между работой и домом, работой и уходом на пенсию, работой и досугом. По сути, все это уничтожит грань между работой и личной жизнью.

Достижения биотехнологии в скором будущем позволят внедрять в зародыш искусственные хромосомы с заданным набором полезных признаков без вмешательства в естественные гены. То есть гены станут использоваться для решения насущных задач общества, без опасного насаждения какого-либо свойства последующим поколениям. Для полноты картины добавим, что генетический материал для оплодотворения можно будет извлекать из любой клетки тела как мужчины, так и женщины. То есть женщина станет репродуктивной в любом сколь угодно преклонном возрасте и сможет иметь ребенка от кого угодно. Тогда сломаются барьеры между поколениями, и традиционному течению человеческой жизни придет конец.

…Еще одним фактором перелома течения человеческой жизни могут стать изменения в образовании. Вся информация окажется доступной исключительно на экране компьютера. Индивидуальность и квалификация преподавателя перестанут иметь значение. В конечном итоге и сами преподаватели уже будут не нужны. Устареют со временем чтение и письмо, их заменят компьютеры с голосовой связью.

Известный американский журналист Кевин Келли недавно обобщил изменения, которые происходят в головах "людей, ориентированных на экран" в сравнении с предыдущим традиционным поколением "людей, ориентированных на книги". Он пишет: "Культура компьютерного экрана - это мир постоянного движения, бесконечных звуков, быстрых отрезков времени и сырых идей. Это поток слухов, заголовков новостей и плавающих новых впечатлений. Экран не выделяет национальной принадлежности, а плотно связывает все нации воедино. Истину несут не писатели или представители власти, ее определяет экранная аудитория".

Последний пункт особенно важен. Ни учителя, ни авторы книг более не будут диктовать человечеству свои воззрения и убеждения. Обучающийся сам развивает свое мышление, стремительно двигаясь от гиперссылки к гиперссылке в Интернете.

Природа человека проявляется во всем и уникальна в каждом человеческом индивиде. Человеческую натуру невозможно описать набором отдельных генов, потому что большинство генов у нас такие же, как и у других земных созданий, даже у овощей! Но зависть узнаваема как зависть, жалость - как жалость, каким бы побуждениями они ни вызывались. Побудительные причины поступков следуют из привычных моделей поведения, которые вытекают из конкретных и разнообразных социальных ценностей. В свою очередь эти ценности определяют статус вашей личности в обществе, а следовательно, и то, как вы себя ощущаете.

Статус личности зависит от динамики конфигурации связей с окружающими людьми, времени и места, в котором живет человек. А окружающий мир может совсем измениться. В новом мире исчезнут отношения в семье, на работе, в учебном заведении, человек перестанет общаться с другими людьми, а следовательно, изменится его разум.

Если человек станет воспринимать мир через экран компьютера, жизнь ограничится контактом с беспрестанно мелькающими, меняющимися образами и пиктограммами. Что станет с личностью? Мы должны осознавать, что сейчас впервые за 100 тысяч лет она может радикально измениться или даже исчезнуть. Ученые должны поставить внедрение новых технологий под контроль, обуздать их экспансию и постараться глубже понять природу человеческой личности, чтобы ее воспеть и прославить, а не уничтожить.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Лекторий»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее