Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Океанские дороги человечества

В. Войтов, океанолог

Океан для первобытного человека был враждебной стихией. Племена, населявшие побережья морей и океанов, занимались лишь сбором даров моря: выброшенных на берег съедобных водорослей, моллюсков, рыбы.

Шли века, и океанский горизонт все шире открывался человечеству. Возникли рыболовство, морская торговля. Появились целые народы-мореплаватели. Например, финикийцы.

Средством для дальних плаваний в древности могли быть плоты, а затем, по мнению известного норвежского ученого Тура Хейердала, и камышовые лодки. В Двуречье и в Древней Индии мореходные лодки из камыша строились довольно внушительных размеров. Центры камышового судостроения были, по-видимому, также и в Южной Америке и в Африке.

Несколько десятилетий назад в Индии, севернее Бомбея, нашли руины порта Лотхал. В его восточной части откопали выложенную кирпичом огромную верфь (218 на 30 метров). Таких не было ни в Элладе, ни в Финикии. Этому порту примерно четыре с половиной тысячи лет. Еще старше его морокой порт на острове Бахрейн. Раскопки, которые велись под руководством известного датского археолога Джеффри Бибби, показали, что здесь был порт еще в дошумерскую эпоху, то есть не менее шести-семи тысяч лет назад.

Сначала древние моряки плавали лишь вдоль берега, не теряя из виду суши. Преднамеренный выход в открытый океан стали совершать только после того, как научились «читать» звездное небо. Древние мореплаватели должны были накопить достаточный мореходный опыт, научиться ориентироваться относительно ветров и течений, знать направление и силу штормов, чтобы решиться на дальнее плавание, чтобы выбрать оптимальный курс. Первые описания морских путей передавались устно в виде легенд, мифов. С появлением письменности некоторые из них были записаны (например, в исландских сагах).

Здесь мы хотим рассмотреть главные океанские пути, которые могли быть проложены в древнем мире. «Реконструкция» некогда существовавших океанских путей опирается на множество достоверных фактов истории, археологии, этнографии, антропологии, исходит из данных океанологии и климатологии. При этом предполагает, что картина океанских течений и режим ветров 6—8 тысяч лет назад н тем более в ближайшие к нам тысячелетия были примерно такими же, как и в наши дни.

Колыбель мореплавания

Для народов стран Индийского океана муссоны издавна определяют ритм жизни не только на суше, но и в океане. Смена ветров и течений по сезонам года, по-видимому, нигде в Мировом океане не проявляется с такой регулярностью и нигде не охватывает таких громадных акваторий, как в северной части Индийского океана. Летом — влажный юго-западный ветер и течение с запада, зимой — ветер сухой северо-восточный и течение в сторону Африки.

Для развития парусного флота эта «муссонная» особенность Индийского океана сыграла, конечно, важнейшую роль. Океанские дороги для парусных судов между Африкой, Индостаном и Индонезией могли быть проложены в обе стороны при попутных ветрах и течениях в зависимости только от сезона.

Иное дело южнее экватора, там мог быть лишь односторонний морской путь — с востока на запад (с пассатными ветрами и Южным пассатным течением).

Шумеры (возможно, также и их предшественники) и протоиндийцы были, пожалуй, самыми древними мореходами Индийского океана. Торговые суда этих народов плавали в Аравийском море и Персидском заливе. В руинах древнего индийского города Мохенджо-Даро найдены стеатитовые (вид керамики) печати и терракотовый талисман с изображением серповидных камышовых лодок. А при раскопках в Двуречье археологи обнаружили прямоугольные печати с изображением обитающих в Индии животных: слона, носорога, гавиала — длинномордого крокодила. В шумерских текстах, расшифрованных пока лишь частично, сообщается о прибывающих из страны Меллуха (так называлась древняя Индия) судах с грузом риса, пряностей, леса. На острове Бахрейн, который служил местом главной ярмарки, найдено много вещественных доказательств пребывания там купцов из Шумера и из Индии.

Археологи, работавшие в Египте, нашли различные изделия месопотамского производства. И, наоборот, в Двуречье — несомненные доказательства торговли, причем именно морской торговли с Египтом. На рукоятке ножа, найденного около Гебель-эль-Арака, древнеегипетский резчик изобразил морскую батальную сцену с участием, как считают специалисты, шумерских судов. Таким образом, можно говорить о том, что шумерские суда ходили не только по Аравийскому морю, но и по Красному.

В ноябре 1982 года Тур Хейердал побывал на Мальдивских островах, и там ему показали руины сооружения, в котором безошибочно можно признать шумерское культовое сооружение — ступенчатую пирамиду зиккурат.

Может быть, нет достаточно веских оснований утверждать, что Мальдивские острова в древности играли роль восточного форпоста шумерской цивилизации, но то, что сюда к архипелагу из коралловых атоллов приплывали морским путем люди, связанные с шумерской цивилизацией, бесспорно.

Знание о регулярности преобладающих ветров (муссонов) и течений давало возможность древним мореплавателям отрываться от берега, пересекать моря. Например, плавать от Аравийского полуострова к району современного порта Момбаса (арабские мореходы) или от древних портов Сохар или Лотхал к Красному морю (шумеры и, возможно, протоиндийцы) и возвращаться назад. «Тигрис» Тура Хейердала своим плаванием доказал, что в древности здесь мог быть морской путь.

Плавания с торговыми целями приводили арабских мореходов даже в Тихий океан. Из истории известно, что примерно в VII— VIII веках н. э. арабские купцы появлялись в Китае и на островах Малайского архипелага. Эти дальние плавания нашли свое отражение в арабских сказках «Тысячи и одной ночи» и в сборнике новелл «Чудеса Индии».

Английский исследователь Тим Северин построил по старинным арабским чертежам парусник, назвал его, по-видимому, в честь древнего аравийского города-порта «Сохар» и в 1981 году отправился в плавание по восточному маршруту арабских купцов. Плавание через Индийский океан продолжалось около восьми месяцев и закончилось в Южном Китае. Арабские купцы этот путь обычно проделывали за два года. Но ведь они были купцы: подолгу стояли в портах, сбывали свой товар, закупали пряности.

Арабские мореходы, хорошо изучившие сезонность ветров в Индийском океане, брали курс к берегам Малаккского полуострова в июле или августе, то есть при самых благоприятных ветровых условиях и с попутным течением. Вряд ли опытные мореходы «цеплялись» за берег и обходили Бенгальский залив по часовой стрелке. Прямой морской путь от Шри-Ланки в открытом океане, конечно же, их больше устраивал.

Есть гипотеза, что Мадагаскар заселен выходцами из Индонезии. Малагасийцы — современные жители Мадагаскара — явно относятся к той же южной ветви монголоидной расы, что и их заморские предки. Говорят они на том же языке малайско-полинезийской группы. У малагасийцев до сих пор в ходу лодки с противовесом, такие же, как у индонезийских рыбаков.

Заселение Мадагаскара выходцами из Индонезии произошло, казалось бы, вопреки географической логике: от африканского континента остров отделен лишь Мозамбикским проливом, расстояние же до Индонезии во много, много раз больше. В то же время в этом переселении народа морским путем нет ничего противоестественного. Вопрос только в том, каким морским путем воспользовались малайцы.

Наиболее распространена точка зрения, что переселение с островов Малайского архипелага было многоэтапным. Сначала мореходы колонизировали остров Шри-Ланка, затем Мальдивские и Сейшельские острова, потом Мадагаскар. Большая часть пути мигрантов находилась в пределах действия муссонов.

В сезоны зимнего муссона суда авангарда плыли «во след солнцу» — на запад. Высадившись на какой-либо новый остров, индонезийские разведчики ждали летнего муссона и возвращались туда, где находился весь индонезийский флот. Со следующим зимним муссоном большая группа индонезийцев уже окончательно переселялась на открытый разведчиками остров и т. д. При этом на колонизированных индонезийцами островах, казалось бы, неизбежно должны были остаться следы их присутствия. Однако почему-то археологи до сих пор никаких следов этих поселений не обнаружили.

Так, может быть, индонезийцы переселялись на Мадагаскар другим путем? Это мог быть трансокеанский маршрут с пассатом Южного полушария.

Южное пассатное течение имеет репутацию достаточно устойчивого течения с высокими скоростями. На восточные берега Мадагаскара нередко выбрасывает плавучие предметы индонезийского происхождения. Так, после знаменитого извержения вулкана Кракатау жители Мадагаскара увидели на пляжах огромное количество кусочков пемзы. Плавание от островов Малайского архипелага до Мадагаскара (в режиме дрейфа) занимает около двух месяцев. Течение само вынесет мореплавателей к Маскаренским островам или, скорее, чуть севернее — к островам Каргадос-Карахос. Эти довольно пустынные острова — словно ловушка для всех дрейфующих предметов в Южном пассатном течении, в его стрежневой зоне.

Местные рыбаки рассказывают о том, что маленькие рыбацкие лодки без паруса, неосторожно вышедшие из обширной межостровной лагуны Каргадоса, подхватывает океанское течение. Дрейф продолжается около недели, пока не покажутся высокие берега Мадагаскара. Рыбачьи лодки приносит примерно в один и тот же район мадагаскарского побережья.

Вероятно, картина древних плаваний в Индийском океане была бы неполной, если бы мы не упомянули таких известных мореходов, как финикийцы. Многие историки считают вполне достоверными дошедшие до нас сведения о плавании финикийцев вокруг африканского континента, которое состоялось примерно две с половиной тысячи лет назад. Эта экспедиция, снаряженная египетским фараоном Нехо, началась в Индийском океане. Финикийские мореходы совершали плавание, не теряя из видимости африканский берег.

Древние египтяне, по-видимому, тоже не ограничивались лишь ролью судовладельцев. Об этом есть свидетельство главного библиотекаря египетского хранилища папирусов в Александрии грека Эратосфена. Он сообщает о плавании египетских папирусных судов в Индийском океане. И даже приводит некоторые конкретные цифры, например, говорит о том, что на путь от устья Ганга до Шри-Ланки египетской папирусной ладье требовалось 20 дней.

Средиземное море человечества

Атлантический океан, разделяющий Старый и Новый Свет и вместе с тем при столь интенсивном современном судоходстве объединяющий их, образно называют современным Средиземным морем человечества.

О том, что морские контакты между Европой, Африкой и американским континентом существуют уже несколько тысяч лет, мы знаем, к сожалению, не из абсолютно достоверных источников, а из сказаний, мифов, легенд. Вещественных доказательств, подтверждающих эти легенды, чаще всего нет.

Ряд специалистов высказывали предположение о трансатлантических плаваниях представителей древнейшего европейского населения — кельтов. Не отрицая в принципе возможности таких плаваний, отметим, что ни археологических, ни исторических фактов, подтверждающих морские походы кельтов, нет. И об их навигационных знаниях ничего не известно.

Иное дело, когда речь заходит о плаваниях прямых потомков древних кельтов — ирландцев.

В ирландском эпосе есть сказание, датируемое примерно VIII веком. Оно повествует о дальнем походе аббата Брендана с соратниками, совершенном еще в VI веке. Географ Тим Северин, имя которого мы уже упоминали, занялся детальным изучением этого сказания и пришел к выводу, что Брендан — лицо историческое и что он действительно совершил плавание в Северную Америку, о чем говорят весьма достоверные географические детали, включенные в описание его морского похода.

Убежденность в реальности плавания Брендана, происходившего почти полторы тысячи лет назад, родило дерзкий замысел: повторить в наши дни такое же плавание на примитивной лодке, сконструированной в духе того времени. Полторы тысячи лет назад ирландцы плавали на лодках, сшитых из бычьих кож. Современные специалисты кожевенного дела, к которым обратился Тим Северин за консультацией, предсказывали недолговечность такой обшивки, постоянно соприкасающейся с морской водой. Однако Северин все же решил довериться опыту древних корабелов. На лодке из бычьих кож в 1976 и 1977 годах он с небольшой интернациональной командой успешно повторил гипотетический путь Брендана. Путь был многоступенчатым, острова служили промежуточными пунктами. Во время путешествия Северин еще раз убедился, как реально отражены различные географические детали в «Сказании о Брендане».

Плавание Тима Северина — весьма убедительный аргумент в пользу гипотезы о том, что Северную Америку ирландцы открыли примерно на пять веков раньше, чем норманны. Хотя, конечно, с полной уверенностью об этом можно говорить, если удастся найти предметы материальной культуры ирландцев на североамериканском континенте.

Вполне доказанным можно считать открытие Северной Америки норманнами около 1000 года. Норвежский исследователь археолог Хельге Ингстад обнаружил на Ньюфаундленде руины поселения норманнов. День первопроходца норманна Лейва Эйриксона отмечается в США теперь наряду с днем генуэзца Колумба.

Плавания норманнов и ирландцев в суровых пятидесятых широтах — свидетельство их высокого мореходного искусства. Особенно, если учесть, что ветры и течения на их маршрутах далеко не всегда были попутными.

Неоднократно выдвигались гипотезы о трансатлантических плаваниях древних средиземноморских народов, финикийцев, греков, египтян, римлян. Однако все аргументы в пользу таких плаваний пока легко разрушаются.

Не будем сейчас гадать, каким мог быть маршрут древнеримского судна. Однако подчеркнем, что трансатлантический пассатный путь в субтропических и тропических широтах Северного полушария можно считать оптимальным. Им воспользовался Христофор Колумб, чтобы достичь берегов Нового Света. В пятидесятых годах нашего столетия французский врач Аллен Бомбар пересек Атлантический океан в тех же широтах на резиновой лодочке. Его героическое плавание широко известно. Бомбар поставил себя в положение потерпевшего кораблекрушение. Для питья он использовал морскую воду и жидкость, выдавливаемую из пойманных им рыб. Главными союзниками в его плавании были пассат и пассатное течение.

Плавание папирусных ладей «Ра-1» и «Ра-2» также служит веским аргументом в пользу надежности этого морского пути для парусных судов древних народов Средиземноморья.

Несколько слов о возможных контактах между американским и африканским континентами. В Северной Каролине (США) чуть более ста лет назад найдена стоянка древнего человека. В числе прочих предметов там обнаружены фигурки из терракоты, камня и дерева, изображающие гиппопотамов, носорогов, одногорбых верблюдов, то есть явно африканских животных. Специалисты определили, что формы этих фигурок и способы передачи движений животных весьма характерны для йорубской цивилизации в Западной Африке.

Отсюда родилось предположение, что западноафриканские мореплаватели плавали в Северную Америку в 900—1000 годах. С точки зрения океанографических и метеорологических условий, а также уровня судостроения у древних жителей Западной Африки, трансатлантические плавания были вполне возможны.

Путь от Северной Америки в сторону Европы мог быть проложен по Гольфстриму, который переходит затем в Северное атлантическое течение. Южная ветвь этого течения пересекает Бискайский залив. Обратное плавание могло бы быть завершено у Гибралтарского пролива. Во всяком случае, к европейскому побережью неоднократно прибивало волнами плоды и семена тропических растений, характерных для Ямайки. Их принесло течение от берегов Нового Света. На европейское побережье нередко выбрасывает обломки погибших в Западной Атлантике судов и другие плавучие предметы.

Тихоокеанские одиссеи

Тур Хейердал в своей работе «Древний человек и океан» приводит транстихоокеанские маршруты и морские пути к центру Тихого океана (в Полинезию), которыми могли следовать древние и средневековые мореплаватели. В Южном полушарии, по мнению Хейердала, есть надежный морской путь, ведущий от гористых берегов Южной Америки в Полинезию. Этим путем на плотах или на камышовых судах плавали древние перуанцы.

После широко известного плавания бальсового плота «Кон-Тики» инкским путем прошло еще одиннадцать плотов. Пять из них добрались до Меланезии и еще дальше — до Австралии. Так, в 1970 году испанец Витал Альсар с экипажем на плоту «Ла Вальса» пересек океан от Гуаякиля (Эквадор) до Муулуулаба (Австралия). Спустя три года Альсар, возглавив «эскадру» из трех бальсовых плотов «Ла Ацтлаи», «Ла Гуаякиль» и «Ла Муулуулаба», вновь привел ее к берегам зеленого континента. Рейс продолжался 179 дней.

Таким образом доказано, что, используя пассатный ветер и Южное пассатное течение, можно на плоту или на неуправляемом судне южным путем пройти через Тихий океан.

В концепции, разработанной норвежским ученым Туром Хейердалом, немаловажную роль играет остров Пасхи, лежащий вне тропиков. Гидрометеорологические условия не исключают возможности плавания на остров Пасхи со стороны Южной Америки. Ветвь Перуанского течения проходит на 300 миль севернее острова.

Остров невелик по размерам и не всегда может быть обнаружен мореплавателями. Хейердал предполагает, что древние перуанцы отправлялись в такие дальние плавания не в одиночку, а караваном из десятков плотов, которые двигались развернутым строем. И это помогало не пропустить остров.

В северной части Тихого океана Хейердал отмечает возможный путь для древних мореплавателей — от берегов Мексики к Филиппинским островам с попутным северо-восточным пассатом и Северным пассатным течением. Этим путем в 1527 году прошли испанские каравеллы под командованием Сааведры. Другой океанский путь — тот, который Хейердал назвал маршрутом Урданеты. Напомним, что этот испанский мореплаватель в 1565 году прошел от Филиппинских островов вдоль Японии и далее с помощью западных ветров пересек Тихий океан.

Многие ученые, в том числе известный новозеландский этнограф Те Ранги Хироа, считают, что путь миграции народов из Юго-Восточной Азии в Полинезию проходил через острова Меланезии или Микронезии. (Через Микронезию — это означает, что в экваториальных, широтах.)

Тур Хейердал отвергает этот морской путь и считает наиболее вероятным сложный путь из Юго-Восточной Азии в Полинезию: через северную часть Тихого океана с остановкой на американском континенте — к Гавайским островам — центру Полинезии. Попытку пересечь Тихий океан по этому маршруту предпринял австриец Куно Кнёбль. Для плавания была построена настоящая азиатская джонка по образцу найденной при археологических раскопках керамической модели первого века. На этой джонке интернациональный экипаж во главе с Кнёблем плыл 115 дней, пока она не затонула в двух тысячах миль от американского побережья. Экипаж подобрало спасательное судно. Виновником катастрофы считают морского червя-древоточца торедо, основательно источившего джонку.

Более удачлив был английский моряк Брайен Плетт, который на азиатской джонке, построенной в Гонконге, сумел в 1959 году в одиночку пересечь северную часть Тихого океана.

Эти плавания подтвердили, что в северной части Тихого океана есть попутные для плавания на восток ветры и течения, хотя они и менее устойчивы, чем, скажем, пассаты и пассатные течения.

Французский мореплаватель Эрик де Бишоп в 1933 году решил проверить возможность древних плаваний в восточном направлении в экваториальных широтах. За месяц плавания на джонке «Фоу-2» ему удалось преодолеть всего 600 миль. Две другие попытки проплыть как можно дальше на восток тоже были неудачными. Достичь островов Микронезии — ворот Полинезии Бишоп не смог. Из этого он сделал вывод, что экваториальное противотечение, направленное на восток, слишком слабо, а встречные восточные ветры слишком сильны, чтобы здесь можно было плавать на примитивных судах.

Действительно, как показали специальные экспедиции советских научно-исследовательских судов, и прежде всего «Витязя», Межпассатное противотечение четко выражено только начиная примерно со 135° восточной долготы, а плавания Бишопа каждый раз застопоривались где-то у 133°.

Межпассатное противотечение, постепенно приобретая устойчивость, пересекает океан в восточном направлении примерно до 110° западной долготы. Скорость Межпассатиого противотечения 15—20 морских миль в сутки. Только в марте — апреле скорость уменьшается до 5—7 миль в сутки.

Во время лета Северного полушария оно прослеживается между 5 и 10 градусами северной широты, а зимой смещается иа два градуса южнее. Суть, однако, не только в этом. Более важна ветровая обстановка.

Современные метеорологические наблюдения на океанографических кораблях, а также на специальных кораблях погоды «Воейков» и «Шокальский» подтвердили существование в приэкваториальных широтах пояса западных ветров. Правда, западные ветры дуют не круглогодично, а в определенное время года. Эрик де Бишоп плавал в неудачный сезон, когда западные ветры проявлялись слабо, а чаще дул восточный ветер.

Участники экспедиции на «Витязе» побывали на островах Гилберта и там встретились с опытным лоцманом-микронезийцем. Он рассказал, что на его памяти случались вольные и невольные плавания парусных лодок и каноэ в восточном направлении. Однажды, когда он находился на острове Яп, туда принесло индонезийскую рыбачью лодку. Переждав непогоду, рыбаки вернулись на родные Молуккские острова. Это доказывает, что в экваториальных широтах существует океанский путь на восток, хотя его надежность не слишком велика (примерно такая же, как и для пути от Южной Америки к острову Пасхи).

Итак, анализ современных океанографических и метеорологических данных, некоторые археологические находки, а также экспериментальные плавания на парусных судах, построенных по древним образцам, позволяют утверждать, что человек еще в глубокой древности совершал трансокеанские плавания.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Они были первыми»

Детальное описание иллюстрации

? Финикийское торговое судно. Многочисленные археологические находки: печати, вырезанные из камня, глиняные амулеты, обломки мраморных барельефов, рисунки иа стенах гробниц — дали возможность реконструировать суда, которые в далекой древности бороздили Средиземное море.
? На картах северной части Индийского океана обозначены короткими стрелками океанские течения, светлыми — направление муссонных ветров, жирными линиями — возможные маршруты древних судов. На первой карте — зимний сезон; на второй — летний. Цифрами обозначены маршруты: 1 — маршрут «Тигриса» в треугольнике древних цивилизаций; 2 — вероятный маршрут протоиндийцев на Мадагаскар; 3 — вероятный путь индонезийских мореходов (возможен во все сезоны); 4 — вероятный маршрут Синдбада-морехода из Аравии в Китай. На первой карте внизу — «Тигрис», на второй карте — «Сохар» (реконструкция старинного арабского парусника), на нем Тим Северин повторил путь легендарного Синдбада-морехода.
? Экваториальная и северная части Атлантического океана. Короткими стрелками обозначены океанские течения, светлыми — направление преобладающих ветров, жирными линиями — возможные маршруты древних судов. Цифрами обозначены маршруты: 1 — маршрут норманнов; 2 — маршрут Тима Северина на лодке «Брендан»; 3 и 4 — маршруты Тура Хейердала на «Ра-2» и А. Бомбара на «Еретике»; 5 — предположительный маршрут западноафриканских пирог. На карте изображены суда: вверху — такое, на каких плавали древние скандинавы; внизу — камышовое судно «Ра-2» (реконструкция древнеегипетского судна, на котором интернациональный экипаж во главе с Туром Хейердалом пересек Атлантический океан).
? На карте Тихого океана обозначены короткими стрелками океанские течения, светлыми — направление преобладающих ветров, жирными линиями — возможные маршруты древних судов. Цифрами обозначены маршруты: 1 — маршрут джонки Б. Плетта; 2 — гипотетический маршрут переселенцев из Юго-Восточной Азии в Полинезию (по Т. Хейердалу); 3 — маршрут испанских каравелл под командованием Сааведры; 4 и 5 — маршруты плотов «Бальсас»; 6 — маршрут плота «Кон-Тики»; 7 — вероятный путь к острову Пасхи. На карте вверху — восточная джонка, внизу — древнеперуанский бальсовый плот.