Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Разговорчики за рулём

В материалах рубрики использованы сообщения следующих журналов: «Economist» и «New Scientist» (Великобритания), «Mental Floss», «Popular Science», «Science News» и «Smithsonian» (США), «Science et Vie Junior» (Франция).

Уже с 90-х годов прошлого века, когда начали распространяться сотовые телефоны, стало ясно, что разговор по телефону за рулём опасен (см. «Наука и жизнь» № 8, 2012 г., статья «Ясно как дважды два»). Так, в 1997 году канадские исследователи проанализировали время звонков, сделанных сотнями водителей, попавших в аварии и катастрофы. Оказалось, что разговор в движении повышает опасность столкновения в четыре раза. Тот же результат получен в Австралии в 2005 году, когда опрашивали водителей, попавших после аварии в реанимацию. Причём использование гарнитуры «хендс-фри» не спасает положение.

Эксперименты, проведённые в 2002 году испанскими специалистами по безопасности движения, показали, что разговор через «хендс-фри» во время движения сужает поле зрения водителя, затрудняет чтение показаний приборов, замедляет принятие решений, ослабляет контроль за скоростью…

Дэвид Стейер, нейрофизиолог из университета Юты (США), провёл опыты на 32 водителях, находящихся за рулём в потоке городского движения. Их просили слушать радио, разговаривать с пассажиром, использовать обычный сотовый телефон, «хендс-фри» или посылать СМС через имеющуюся в смартфоне программу, которая автоматически переводит диктуемые слова в текст и отправляет его. Радио мешало водителям меньше всего, а диктовка СМС — больше всего. Три способа разговора отвлекают внимание водителя примерно в равной степени. Падает его внимание к потенциальным опасностям на дороге, он реже смотрит в зеркала заднего вида, менее внимательно следит за пешеходами на переходе.

Психологи объясняют это тем, что во время разговора с невидимым собеседником мы невольно представляем себе его образ. Прослушивание радио этого не требует, так как слушатель не взаимодействует с дикторами и ведущими. Причём воображать облик телефонного собеседника тем труднее, чем дальше он находится. Клиффорд Насс из Стэнфордского университета провёл эксперимент: он просил опытных водителей, усаженных за тренажёр, разговаривать по мобильнику с одним и тем же человеком, но в одном случае им сообщали, что звонок местный, а в другом — что звонок междугородний. Во втором случае вождение затруднялось сильнее.

Опасно и то, что многие водители молодого поколения так привязаны к цифровым гаджетам, что не могут потерпеть до остановки, чтобы поговорить с друзьями или послать СМС. А некоторые подсознательно воспринимают вид через ветровое стекло как картинку на мониторе во время компьютерной игры, не вполне осознавая, что в этой игре у них только одна жизнь.

Набор и отправка СМС, как показали австралийские учёные, в четыре раза учащают отвлечение от дороги. Исследование водителей-дальнобойщиков, проведённое в США, обнаружило, что отправка СМС увеличивает у них риск аварии в 23 раза. Недаром в 41 штате США отправлять и читать СМС за рулём запрещено, а по оценкам, с этими занятиями в США ежегодно связано более ста тысяч ДТП. И тем не менее недавно проведённый опрос показал, что более 40% американских старшеклассников не соблюдают новый закон.

По американской статистике, владелец смартфона бросает взгляд на его экран в среднем каждые шесть минут, а всего проводит в общении с ним 124 минуты в сутки. Главное — чтобы эти минуты не приходились на время вождения автомобиля.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «О чем пишут научно- популярные журналы мира»