ПЕРВАЯ РОССИЙСКАЯ ОБСЕРВАТОРИЯ

Т. МОИСЕЕВА (Санкт-Петербург).

Почти три столетия отражается в водах Невы здание Кунсткамеры, первого российского общедоступного музея. Петр I основал его для собирания и исследования раритетов. Сейчас в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого собрано более одного миллиона экспонатов, рассказывающих о многообразии культур народов Старого и Нового Света. Строили Кунсткамеру в 1718-1728 годах по проекту Г. И. Матарнови архитекторы Н. Ф. Гербель, Г. Киавери и М. Г. Земцов. С первых дней существования музея в его башне расположилась астрономическая обсерватория.

Здание Кунсткамеры. Современный вид.
Первая астрономическая обсерватория Российской академии наук. Роспись на сводах выполнена художником Ф.Рихтером в 1820-1830 годах. Над входом в каждый павильон изображены "путти", демонстрирующие различные астрономические инструменты.
Южный павильон астрономической обсерватории. В экспозиции видны телескопы XVIII века и латунная армиллярная сфера К. Пассемана (наглядная модель Солнечной системы), изготовленная в 1769 году в Париже, - редкий экземпляр в музейных собраниях.
Илл. 1. Восточный павильон первой астрономической обсерватории.
Кабинет ученого-энциклопедиста XVIII века.
Портрет М. В. Ломоносова, работавшего в здании Кунсткамеры, написан в 1787 году художником Л. С. Миропольским по заказу президента Академии наук Е. Р. Дашковой.
Стол химика с материалами из раскопок первой научной химической лаборатории России, основанной М. В. Ломоносовым на 2-й линии Васильевского острова. Фрагмент новой экспозиции "М. В. Ломоносов и Академия наук XVIII века".
Западный павильон обсерватории с наиболее ранними астрономическими инструментами.
Илл. 2. На переднем плане Зерцало работы скульптора Н. П. Павлова.

К астрономии как к науке в России стали проявлять интерес лишь в эпоху Петра I, хотя ориентироваться по Солнцу и звездам умели на Руси еще в древности. Астрономическими наблюдениями занимались несколько сподвижников царя - Якоб Вильям Брюс, Феофан Прокопович, Александр Данилович Меншиков. Все они имели домашние обсерватории, где бывал и Петр I, сам увлекавшийся астрономией. Еще во время своего первого заграничного путешествия царь посетил наиболее известные в Европе обсерватории, где вел астрономические наблюдения. Тогда же он приобрел несколько книг по астрономии, которые по его приказу перевели на русский язык. Император понимал значение астрономии для развития Российского государства и считал необходимым создание государственной обсерватории.

Учреждая в 1724 году Академию наук, Петр I предварительно провел переговоры с зарубежными учеными. Одним из первых приглашенных был французский астроном Жозеф Николя Делиль (1688-1768). Петр I встретился с ним в Париже в 1717 году во время своего второго путешествия в Европу. Делиль предложил развернутую программу работ. В нее входили, в частности, "основание в Петербурге астрономической обсервато рии и организация на ней систематических наблюдений, одновременных с наблюдениями на других обсерваториях Европы". Петр I торопил французского астронома, но тот приехал только в 1726 году, уже после смерти императора. Вместе с ним прибыли жена, младший брат и механик Пьер Виньон (умер в 1734 году). Ученый привез из Франции астрономические инструменты и необходимое оборудование. Он сразу приступил к наблюдениям и энергично включился в создание обсерватории, которую предполагалось разместить в башне здания Кунсткамеры.

В это время здание еще строилось. Делиль, познакомившись с чертежами архитектора Гаэтано Киавери, счел их неподходящими "с точки зрения наблюдений", предложив свой проект центральной части здания. Он и был осуществлен с небольшими отступлениями. На маленькой башенке, венчающей здание, вместо задуманного Делилем флюгера установили армиллярную сферу (схема строения Солнечной системы), предложенную П. Виньоном и им же изготовленную. Именно в таком виде башня, существовавшая до пожара 1747 года, запечатлена на гравюрах XVIII века.

В путеводителе "Палаты Санкт-Петербургской Императорской Академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры" (1741) помещена гравюра "План башни для астрономических обсерваций", а в изданном в том же году каталоге "Musei Imperialis Petropotitani" есть составленный профессором астрономии Готфридом Гейнсиусом (1709-1769) перечень всех инструментов, находившихся в обсерватории до пожара. Подробную опись оставил и основатель обсерватории Делиль. Эти материалы помогли реконструировать помещения и оборудование обсерватории, которая размещалась в верхних этажах башни, над Большим Готторпским глобусом (о нем речь впереди).

В помещениях четвертого этажа находилась так называемая нижняя обсерватория, расположившаяся на линии Петербургского меридиана. Среди инструментов выделялся большой настенный английский секстант радиусом 5 футов, полученный из собрания Я. В. Брюса. (Секстантом в свое время пользовался выдающийся астроном, директор Гринвичской обсерватории Эдмунд Галлей (1656-1742) при составлении каталога звезд.) В обсерватории находились также: несколько маятниковых часов, привезенных из Франции Делилем, большой небесный глобус, квадрант, принадлежавший Петру I, 28 небесных карт из каталога английского астронома Дж. Флемстида (1646-1719), зрительная труба, изготовленная по проекту И. Ньютона, различные метеорологические приборы, как стационарные, так и переносные.

Над нижней располагалась средняя обсерватория, где была обозначена "полуденная линия", установлен большой гномон для определения полуденной высоты Солнца. Здесь находились также маятниковые часы и переносные инструменты: зрительные трубы, квадранты, большой циркуль и меры длины, в частности образцовая линейка в 3 французских фута.

В верхней обсерватории, самом маленьком помещении, была оборудована камера-обскура для наблюдений солнечных затмений.

Ученые, работавшие в обсерватории, пользовались всевозможными приборами из императорского кабинета Петра I и из физического кабинета Академии наук.

Делилю удалось подключить к работе в обсерватории талантливых молодых ученых, начинавших свою научную деятельность в Петербургской академии: Л. Эйлера, Г. В. Крафта, Х. Н. Винсгейма, Ф. Х. Майера, Г. Гейнсиуса и других. Они впоследствии проявили себя не только в астрономии, но и в математике, физике, географии, геодезии, метеорологии, метрологии.

В стенах обсерватории зародились отечественные геодезия и география. Под руководством Делиля была определена величина градуса меридиана, по которому велась планировка города, уточнялись координаты некоторых пунктов страны. Уточненные координаты наносились на карты, вошедшие в первый Атлас России, изданный в 1745 году. Карты разрабатывались в обсерватории, здесь же они и хранились.

В здании Кунсткамеры развивалась и российская метеорология. Были налажены постоянные метеороло гические наблюдения, для которых использовались барометры, термометры с различными шкалами, гигрометры, приборы для определения направления ветра.

Здесь же была организована отечественная служба времени. С 1735 года с башни Кунсткамеры в полдень стал подаваться световой сигнал на Адмиралтейство, откуда производился пушечный выстрел.

В Кунсткамере в XVIII веке находилось самое большое в России количество часов различной конструкции, в частности первые астрономические часы. Наряду с механическими часами работы французских мастеров хранились и солнечные часы. Сравнение хода часов контролировал руководитель обсерватории. Под его же началом были выверены различные инструменты, определены их ошибки, что позволило в дальнейшем получать более точные результаты измерений.

Во время пожара в 1747 году сгорела деревянная башня и погибли почти все инструменты.

Незадолго до этого, в начале 1747 года, Делиль покинул Петербург, передав все дела по обсерватории академику Х. Н. Винсгейму (1694-1751). Насколько было в его силах, Х. Н. Винсгейм через год частично восстановил обсерваторию и продолжил наблюдения. Окончательно обсерваторию отстроили в 1760-1766 годы, но без верхней части. В таком виде здание Кунсткамеры простояло до 1947 года.

После смерти Винсгейма руководителем обсерватории назначен приглашенный из Германии Августин Нафанаил Гришов (до 1726-1760). Он приложил немало усилий для восполнения погибшего оборудования. По его заказам лучшие астрономические инструменты приобретались в Англии, Франции, Германии, немало потрудились и мастера академических мастерских. К концу XVIII столетия обсерваторию оснастили лучшими по тому времени инструментами, аналогичными тем, что использовались в Стокгольмской, Парижской, Берлинской и других европейских обсерваториях.

В 1839 году открылась обсерватория в Пулково, а обсерватория в Кунсткамере стала учебной при университете. В этом качестве она оставалась до начала ХХ века, затем на многие годы была забыта. И лишь в настоящее время в Кунсткамере начались работы по воссозданию первой государственной обсерватории России со всеми научными направлениями и службами, появление и развитие которых относится к XVIII веку.

Подписи к иллюстрациям

Илл. 1. Меридианный круг (угломерный инструмент), изготовленный в начале XIX века в мастерской Т. Эртеля (Германия), расположен на линии первого Петербургского меридиана (снимок в середине). Опоры Меридианного круга выполнены из мраморных колонн старого Исаакиевского собора.

Илл. 2. Зерцало - символ законности Российской империи. Увенчанная двуглавым орлом треугольная призма, на сторонах которой были наклеены печатные экземпляры петровских указов, выставлял ась во всех государственных учреждениях России со времен Петра I до февраля 1917 года.

Другие статьи из рубрики «Музей»