Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Наука и жизнь в начале XX века. Апрель 2013 № 4

Наша первая железная дорога

Четвёртого апреля текущего года исполнится 75-летие начала правильного паровозного сообщения на первой русской железной дороге между С.-Петербургом и Царским Селом. Длина Царскосельской линии не превышала 25 вёрст, общая же длина всех линий в России теперь доходит до 65 000 вёрст! Более того, за этот короткий период паровое сообщение успело достичь полноты своего расцвета и в ближайшем будущем должно уступить место электрической тяге.

Полотно дороги, начатое постройкой 1 мая 1836 года, было закончено в сентябре. Велась постройка Францем Герстнером, чехом. Курьёзно, что при таком ничтожном протяжении дороги за её постройкой наблюдали, не считая Герстнера, 18 инженеров. Дорогу строило 3900 рабочих и солдат.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Когда Царскосельская дорога была окончена, оказалось, что заказанные за границей паровозы ещё не прибыли, так что сперва движение производилось конной тягой. В октябре прибыл первый паровоз и состоялось торжественное открытие дороги. Но понадобилось ещё почти полгода, пока установилось правильное сообщение. Первое время находили невыгодным применять паровоз, если желающих ехать собиралось менее 40 человек, и тогда впрягали в вагон лошадей.

При открытии с трудом удалось убрать публику с полотна дороги, чтобы пустить поезд. Окрестные заборы и крыши были усеяны жадной до зрелищ толпой.

Вагоны более походили на омнибусы. Для «чистой публики», не желавшей смешиваться с обычными смертными, вместо вагонов ставили в поезд открытые платформы, вроде теперешних товарных, и на них устанавливали собственные экипажи пассажиров. Для предохранения от катастроф вскоре начали ставить между паровозом и пассажирскими вагонами вагон с соломенными тюфяками.

«Природа и люди», 1913 г.

Купить PDF
Журнал добавлен в корзину.
Оформить заказ


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Сто лет назад»