Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Проблема для Ноя

В материалах рубрики использованы сообщения следующих журналов: «New Scientist» (Англия), «Bild der Wissenschaft» и «Geo» (Германия), «Mental Floss», «Psychology Today», «Smithsonian» и «Utne Reader» (США), «Science et Vie» и «Sciences et Avenir» (Франция).

Вообразите себя на месте Ноя: кого брать в ковчег, водоизмещение которого из-за нехватки выделенных средств оказалось меньше запланированного? А потоп уже идёт: по некоторым данным, ежечасно вымирает от одного до трёх видов животных. Опасность нависла над 25% млекопитающих и 41% амфибий. Проблему рассматривает французский журнал «Science et Vie».

Кого спасать? Те виды, которые нравятся большинству людей? Симпатичных панду и коалу или неприятных жаб и змей? Возможны разные подходы. Средств и сил на всех в любом случае не хватит.

Самых уникальных? Тогда надо озаботиться судьбой некоторых древнейших представителей животного царства, чудом доживших до наших дней. Например, целаканта (вылов которого до сих пор не запрещён), мечехвоста — родственника вымерших ракоскорпионов и трилобитов, или утконоса, причудливо сочетающего признаки млекопитающих и птиц.

Виды, ключевые для экосистемы? Если они исчезнут, радикально изменится экосистема. Так, в Йеллоустонском парке  (США) истребили волков. Размножились их жертвы — копытные, питающиеся растениями. В результате сильно изменились флора заповедника и даже его характерные ландшафты. Ключевым может быть не обязательно крупный и заметный вид, но и, например, скромное насекомое.

Виды, в нашем сознании что-либо символизирующие? Белоголового орлана с герба США (двуглавый орёл, по-видимому, уже вымер)? Льва? Тигра? Журавлей? Слонов? Носорогов? Галапагосских черепах? Немаловажно и то, что человек больше склонен психологически отождествлять себя («влезать в шкуру») с млекопитающими или с крупными птицами, чем, например, с пресмыкающимися или рыбами.

Родственные человеку по своему происхождению или поведению? Это, конечно, в первую очередь человекообразные обезьяны, но и, например, дельфины.

Самых полезных для человека? Это не только находящиеся уже на грани исчезновения некоторые промысловые виды рыб (треска, сельдь, осетровые), но и такие виды, которые могут послужить медицине. Так, в 1980 году в Австралии обнаружили лягушку, которая вынашивает свою икру в желудке, причём икра не переваривается. Учёные поняли, что она, видимо, содержит какое-то вещество, которое могло бы стать лекарством от язвы желудка. Увы, когда через год они, вооружённые аналитической аппаратурой и реактивами, вернулись на место, уже не удалось найти ни одного экземпляра удивительной амфибии. В сумме научная медицина использует сейчас вещества, вырабатываемые 25 видами животных. А сколько ещё не найдено?

Многие виды вымирают без участия человека, под действием естественных процессов, как вымерли, например, динозавры или менее знакомые широкой публике аммониты и белемниты. Надо ли спасать и виды, естественный срок жизни которых подошёл к концу, и как определить, какие виды вымирают просто потому, что пришёл их срок умереть?

Встаёт и такой вопрос: по какому праву человек, всего лишь один из видов животных, притом, скорее, вредный для биосферы и планеты в целом, будет решать, кому жить, а кому умереть?

Словом, вопросов больше, чем ответов.