Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ПОСЛЕ ДИНОЗАВРОВ НА ЗЕМЛЕ ПРАВИЛИ ГРИБЫ

В материалах рубрики использованы сообщения следующих изданий: "New Scientist" (Англия), "Morgenwelt" и "VDI-Nachrichten" (Германия), "Marine Pollution Bulletin", "Psychological Science", "The New York Times"(США), "Зa m'interesse" и "Science et Vie" (Франция), а также информация из Интернета.

Насколько известно, вымирание динозавров 65 миллионов лет назад вызвано падением астероида, оставившего кратер диаметром 180 километров на полуострове Юкатан и в море у его берегов. Астероид врезался в Землю со скоростью, в 40 раз превышавшей скорость звука. Поднятая ударом пыль, дым и сажа от возникших лесных пожаров закрыли Землю от солнечных лучей, погибла растительность, живущая фотосинтезом, за ней - животные, питавшиеся растениями, а потом и хищники.

Шведские и новозеландские палеонтологи во многих районах Земли нашли тонкий, четырехмиллиметровый слой угля, оставленный этой катастрофой. В слое угля найдено множество спор грибов и остатков их мицелия. Видимо, грибы, не обладающие фотосинтезом и потому не нуждающиеся в солнечном свете, размножились тогда по всей Земле, питаясь остатками отмерших растений и животных. Выше находится слой толщиной 60 сантиметров, в котором обнаружены остатки восстанавливающейся растительности. Первыми после глобальной катастрофы появились папоротники, затем - более высокоразвитые растения, включая деревья. Процесс восстановления занял, судя по толщине этого слоя, от нескольких десятков до нескольких сотен лет.