Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Москиты моря - торпедные катеры

3. Н. Перля

На севере нашей страны, у берегов Баренцева моря стерегут наши герои-моряки вражеские транспорты с войсками и оружием, идущие в белофинские порты. Терпеливо, настойчиво несут свою боевую вахту и артиллеристы береговой обороны и команды сторожевых кораблей. Трудно врагу укрыться от их бдительности. Так и на этот раз, как ни скрывался под покровом ночи фашистский транспорт и его охрана— сторожевой корабль и несколько катеров, — все же советские наблюдатели обнаружили эти суда. Навстречу врагу вышли два торпедных катера. Командир капитан-лейтенант Куксенко применил военную хитрость. Он подвел свои катеры к неприятельскому берегу и лишь оттуда повернул их навстречу приближающемуся транспорту. Ведь там, на транспорте, никак не ждут, что советские катеры могут появиться со стороны финских берегов. А чтобы нападение вышло и вовсе внезапным, Куксенко приказал приглушить моторы на катерах. Было сделано все возможное, чтобы замаскироваться, чтобы скрыть от врага присутствие советских катеров.

Вот уже только несколько кабельтовых отделяет вражеские корабли от наших катеров, а транспорт и его охранение спокойно, не подозревая опасности, подвигаются вперед. И все же Куксенко не нападает, он идет на еще большее сближение с врагом. Это грозит смертельной опасностью для Куксенко и его боевых товарищей. Но зато будут точно обеспечены точность и смертоносность удара по врагу. До противника осталось только 500—600 м, когда раздалась спокойная команда и первая торпеда понеслась к фашистскому транспорту. Взрыв возвестил о том, что советские минеры не промахнулись, и тут же вторая торпеда понеслась на врага, чтобы добить его — транспорт пошел ко дну. В это же время второй катер пол командой младшего лейтенанта Шабалина атаковал сторожевой корабль противника, — снова торпеды попали в цель. На наши катеры, уходившие к своим берегам, напали катеры фашистского охранения. Смелый отпор заставил неприятеля прекратить преследование и скрыться.

Так советские моряки-торпедисты разгромили на много более сильного противника, еще раз оставили врага на суше без снабжения и этим помогли частям Красной Армии.

* * *

Так же сражаются и защищают родные берега торпедные катеры у морских подступов к нашей родине на Балтике и Черноморье. Эти небольшие боевые кораблики жалят врага внезапно, точно и очень больно, поэтому и прозваны они „москитами". В американском флоте изображение москита на торпеде служит эмблемой для моряков из команд торпедных катеров.

Эти малые боевые корабли в настоящее время широко применяются во всех флотах и служат для обороны берегов, конвоирования транспортов и для внезапных нападений па боевые корабли противника.

Длина катера в разных конструкциях колеблется от 18 до 25—28 м. Основы устройства и вооружения судна показаны на рисунке, где дан разрез судна. Мощность моторов в последних американских конструкциях доходит до 4500 л. с. Такая сила увлекает катер вперед со скоростью до 110 км в час. В конструкции катеров широко использован алюминий для верхних надстроек, баков с горючим, трубопроводов, фундаментных плит под моторы. Деревянные части изготовлены из фанеры. Катеры вооружены четырьмя торпедными аппаратами, расположенными по два вдоль бортов, и четырьмя пулеметами во вращающихся башнях. Команда состоит из восьми матросов и одного офицера.

Но у читателя может встать, на первый взгляд, справедливый вопрос: зачем понадобились для этих целей торпедные катеры? Ведь во флотах имеются и быстрые эсминцы и подводные лодки.

Причина появления торпедных катеров заключается в том, что за последние десятилетия размеры эсминцев очень выросли. Эти корабли сохранили и даже увеличили скорость хода, но потеряли свое другое, более важное достоинство — малую видимость. Эсминец уже не может приблизиться к врагу незамеченным; даже ночью ему трудно выполнить такую операцию.

Подводная лодка страдает другим недостатком. Этот корабль двигается относительно медленно даже на поверхности. Подводная лодка не может догнать идущий полным ходом боевой корабль неприятеля или участвовать в атаке, требующей быстрого маневрирования.

Так получилось, что два ценных боевых качества, необходимых для успешной торпедной атаки — скорость и скрытность, оказались разделенными между эсминцем и подводной лодкой. Поэтому стало необходимым создание нового вида боевого корабля, который сочетал бы в себе и большую скорость и, но возможности, малую видимость. Так появился торпедный катер. В свое время наш знаменитый адмирал ученый-моряк С. О. Макаров еще в 1877 г. первый предложил и применил катеры для внезапных минных атак и предсказал им большую боевую роль в морской войне.

Новейшие мощные, в то же время компактные двигатели сообщили торпедным катерам большую скорость, чем у эсминцев, а сравнительно малые размеры самого катера делают его малозаметным, особенно ночью, в сумерки или во время тумана. И, наконец, если даже такой „москит" замечен, не так легко попасть в него из корабельных орудий: суденышко действительно напоминает крылатую точку, молнию на воде. Неопытному человеку трудно распознать несущийся по воде торпедный катер; непривычные глаза замечают вздыбленный нос без кормы, вместо кормы бурун из пены, а сзади — пенистый след. Так выглядит торпедный катер во время атаки. Моряки на катере — особенные люди. Смелость и энергия, беззаветная преданность своему боевому долгу, тонкое знание своего маленького корабля и его главного орудия — торпеды, точность и решительность во всех действиях — вот качества бойца па катере. Таковы люди на советских торпедных катерах. Их бесстрашие, высокие боевые качества и безграничная любовь к родине делают то, что советские воды превращаются в могилу для вражеских боевых кораблей и транспортов.


Случайная статья