Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ШКОЛА ГО: КОНКУРС ИГРОВЫХ ЗАДАЧ

Спустя 30 лет после первой серии публикаций «Школы го» в журнале (см. «Наука и жизнь» №№ 8—11, 1975 г.) редакция решила провести новый конкурс решений задач по го. В конкурсе будут предложены задачи различной степени сложности, поэтому принять участие в нем смогут как начинающие, так и вполне опытные игроки. Наиболее активные и успешные из них будут премированы различными призами, среди которых литература по го, комплекты для игры, компьютерные диски и т.д. Правила игры были опубликованы в номере 9 журнала «Наука и жизнь» за 2005 год.

Вести конкурс задач, сопровождая его комментариями, будут профессионал 1-го дана, 6-кратный чемпион Европы Александр Динерштейн и активный популяризатор и ветеран любительского го Александр Битман (в прошлом шахматный мастер, один из авторов программы «Каисса»).

Конкурс состоит из 6 заданий, в каждое из которых включено 10 задач. Последние три задачи каждого задания имеют повышенную сложность. Ответы будут публиковаться через номер.

Решения следует высылать в адрес редакции не позднее следующего месяца после выхода очередного номера. В решении задачи нужно указать либо один из предложенных вариантов ответа, либо, при необходимости, последовательность ходов. В этом случае нужно использовать нотацию наподобие шахматной. В 1-м ходе следует указать цвет, а далее только сами ходы строчными буквами. Например, Ч.d4, f3, d6, d2, c3, j2.

ТЕМА РАЗДЕЛА: борьба групп за выживание

Прежде всего хотелось бы напомнить несколько основных правил:

1. Группа с двумя и более «глазами» (изолированным пространством в окружении камней одного цвета и, возможно, края доски) не может быть съедена.

2. Группа с «глазом», как правило, сильнее группы без «глаза».

3. Можно построить сэки (обоюдную жизнь в ситуации пата) только между группами одного вида (группа с «глазом» против группы с «глазом», «безглазая» против «безглазой»).

4. Начинайте борьбу за съедение группы с заполнения внешних степеней свободы.

5. При борьбе в углах критическими точками часто являются пункты 2—1 или 2—2.

ЗАДАЧИ

1. Группы черных и белых находятся в полном окружении.

Чья группа будет взята в плен?

(Иллюстрация 1)

Варианты ответов:

А. Черная группа погибает.

Б. Белая группа погибает.

В. Жизнь группы зависит от очереди хода.

2. Белая группа не может быть снята с доски — она построила два «глаза».

А вот можно ли убить группу черных?

(Иллюстрация 2)

Варианты ответов:

А. Черная группа не может быть спасена.

Б. Черная группа выживает, если черные играют первыми.

В. Черная группа спасается вне зависимости от очереди хода.

3. Группы черных и белых находятся в окружении.

Каждая из них не имеет двух «глаз». Кто кого съест?

(Иллюстрация 3)

Варианты ответов:

А. Черные съедают белых.

Б. Белые съедают черных.

В. Съедает тот, кто начинает добивать первым.

4. Черные отмеченным ходом успели занять критическую точку и лишили белых возможности построить два «глаза». Началась борьба между «одноглазой» группой белых и «безглазой» группой черных.

Ход белых. Смогут ли они съесть группу соперника?

(Иллюстрация 4)

Варианты ответов:

А. Да, смогут. Надо начинать с заполнения внутренних (т.е. общих) степеней свободы.

Б. Да, смогут. Надо начинать с заполнения внешних степеней свободы.

В. Белые могут играть в другом месте, так как группа черных уже мертва.

Г. Белые могут играть в другом месте, так как обе группы живут в сэки.

5. Идет борьба между отрезанными группами в углу.

Ход белых. Какой ход позволит им убить группу соперника?

(Иллюстрация 5)

6. Ход белых. У черных семь степеней свободы, у белых — четыре.

Кажется, что положение белых безнадежно.

(Иллюстрация 6)

Укажите их следующий ход и окончательный исход сражения.

А. Белые съедают группу соперника.

Б. Обе группы живут в сэки.

В. Черные съедают белых.

7. Ход черных. Вспомнив правила в начале раздела, помогите черным выиграть борьбу с белой группой. Покажите следующий ход черных и укажите номера правил, которыми вы руководствовались.

(Иллюстрация 7)

8. Ход белых. Группа белых в углу имеет всего лишь три степени свободы.

Примените тэсудзи (искусная тактическая операция), который помог бы вам сократить степени свободы черной группы.

(Иллюстрация 8)

В ответе — не менее 11 ходов.

9. Это достаточно сложная задача, содержащая в себе тэсудзи.

Ход черных. Укажите способ съедения отмеченных камней.

(Иллюстрация 9)

Ответ — не менее 7 ходов.

10. Ход черных. Группа черных в углу имеет 3 степени свободы. Группа белых — 4. Помогите черным нарастить степень при помощи тэсудзи и выиграть борьбу.

(Иллюстрация 10)

Укажите первые три хода варианта.

БЮРО СПРАВОК

Го — одна из древнейших, дошедших до нас интеллектуальных игр, интерес к которой со временем только возрастает (см. «Наука и жизнь» № 9, 2005 г.). Исключительно простые правила го порождают игру необычайной сложности и глубины. Недаром знаток интеллектуальных игр шахматный чемпион Э. Ласкер, столкнувшись с го, оценил ее как «космическую игру, игру будущего».

В го каждый человек может найти и проявить себя в полной мере. Для одних партия в го — это радостный и одновременно мучительный творческий процесс, для других — бескомпромиссная борьба, проверяющая волю и силу духа, для третьих — ритуальное действие и почти медитация.

Интерес к го во многом связан с тем, что это единственная игра, для которой пока не удается создать компьютерную программу, играющую хотя бы на уровне среднего любителя. Если же говорить об эмоциональном восприятии, то го завораживает, очаровывает и безнадежно влюбляет в себя каждого, кто, терпеливо пройдя стадию обучения, сыграл хотя бы раз партию на большой доске с настоящим мастером игры.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Логические игры. Головоломки»