Портал функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ШКОЛА ГО: КОНКУРС ИГРОВЫХ ЗАДАЧ

Илл. 1.
Илл. 2.
Илл. 3.
Илл. 4.
Илл. 5.
Илл. 6.
Илл. 7.
Илл. 8.
Илл. 9.
Илл. 10.

Спустя 30 лет после первой серии публикаций «Школы го» в журнале (см. «Наука и жизнь» №№ 8—11, 1975 г.) редакция решила провести новый конкурс решений задач по го. В конкурсе будут предложены задачи различной степени сложности, поэтому принять участие в нем смогут как начинающие, так и вполне опытные игроки. Наиболее активные и успешные из них будут премированы различными призами, среди которых литература по го, комплекты для игры, компьютерные диски и т.д. Правила игры были опубликованы в номере 9 журнала «Наука и жизнь» за 2005 год.

Вести конкурс задач, сопровождая его комментариями, будут профессионал 1-го дана, 6-кратный чемпион Европы Александр Динерштейн и активный популяризатор и ветеран любительского го Александр Битман (в прошлом шахматный мастер, один из авторов программы «Каисса»).

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Конкурс состоит из 6 заданий, в каждое из которых включено 10 задач. Последние три задачи каждого задания имеют повышенную сложность. Ответы будут публиковаться через номер.

Решения следует высылать в адрес редакции не позднее следующего месяца после выхода очередного номера. В решении задачи нужно указать либо один из предложенных вариантов ответа, либо, при необходимости, последовательность ходов. В этом случае нужно использовать нотацию наподобие шахматной. В 1-м ходе следует указать цвет, а далее только сами ходы строчными буквами. Например, Ч.d4, f3, d6, d2, c3, j2.

ТЕМА РАЗДЕЛА: борьба групп за выживание

Прежде всего хотелось бы напомнить несколько основных правил:

1. Группа с двумя и более «глазами» (изолированным пространством в окружении камней одного цвета и, возможно, края доски) не может быть съедена.

2. Группа с «глазом», как правило, сильнее группы без «глаза».

3. Можно построить сэки (обоюдную жизнь в ситуации пата) только между группами одного вида (группа с «глазом» против группы с «глазом», «безглазая» против «безглазой»).

4. Начинайте борьбу за съедение группы с заполнения внешних степеней свободы.

5. При борьбе в углах критическими точками часто являются пункты 2—1 или 2—2.

ЗАДАЧИ

1. Группы черных и белых находятся в полном окружении.

Чья группа будет взята в плен?

(Иллюстрация 1)

Варианты ответов:

А. Черная группа погибает.

Б. Белая группа погибает.

В. Жизнь группы зависит от очереди хода.

2. Белая группа не может быть снята с доски — она построила два «глаза».

А вот можно ли убить группу черных?

(Иллюстрация 2)

Варианты ответов:

А. Черная группа не может быть спасена.

Б. Черная группа выживает, если черные играют первыми.

В. Черная группа спасается вне зависимости от очереди хода.

3. Группы черных и белых находятся в окружении.

Каждая из них не имеет двух «глаз». Кто кого съест?

(Иллюстрация 3)

Варианты ответов:

А. Черные съедают белых.

Б. Белые съедают черных.

В. Съедает тот, кто начинает добивать первым.

4. Черные отмеченным ходом успели занять критическую точку и лишили белых возможности построить два «глаза». Началась борьба между «одноглазой» группой белых и «безглазой» группой черных.

Ход белых. Смогут ли они съесть группу соперника?

(Иллюстрация 4)

Варианты ответов:

А. Да, смогут. Надо начинать с заполнения внутренних (т.е. общих) степеней свободы.

Б. Да, смогут. Надо начинать с заполнения внешних степеней свободы.

В. Белые могут играть в другом месте, так как группа черных уже мертва.

Г. Белые могут играть в другом месте, так как обе группы живут в сэки.

5. Идет борьба между отрезанными группами в углу.

Ход белых. Какой ход позволит им убить группу соперника?

(Иллюстрация 5)

6. Ход белых. У черных семь степеней свободы, у белых — четыре.

Кажется, что положение белых безнадежно.

(Иллюстрация 6)

Укажите их следующий ход и окончательный исход сражения.

А. Белые съедают группу соперника.

Б. Обе группы живут в сэки.

В. Черные съедают белых.

7. Ход черных. Вспомнив правила в начале раздела, помогите черным выиграть борьбу с белой группой. Покажите следующий ход черных и укажите номера правил, которыми вы руководствовались.

(Иллюстрация 7)

8. Ход белых. Группа белых в углу имеет всего лишь три степени свободы.

Примените тэсудзи (искусная тактическая операция), который помог бы вам сократить степени свободы черной группы.

(Иллюстрация 8)

В ответе — не менее 11 ходов.

9. Это достаточно сложная задача, содержащая в себе тэсудзи.

Ход черных. Укажите способ съедения отмеченных камней.

(Иллюстрация 9)

Ответ — не менее 7 ходов.

10. Ход черных. Группа черных в углу имеет 3 степени свободы. Группа белых — 4. Помогите черным нарастить степень при помощи тэсудзи и выиграть борьбу.

(Иллюстрация 10)

Укажите первые три хода варианта.

БЮРО СПРАВОК

Го — одна из древнейших, дошедших до нас интеллектуальных игр, интерес к которой со временем только возрастает (см. «Наука и жизнь» № 9, 2005 г.). Исключительно простые правила го порождают игру необычайной сложности и глубины. Недаром знаток интеллектуальных игр шахматный чемпион Э. Ласкер, столкнувшись с го, оценил ее как «космическую игру, игру будущего».

В го каждый человек может найти и проявить себя в полной мере. Для одних партия в го — это радостный и одновременно мучительный творческий процесс, для других — бескомпромиссная борьба, проверяющая волю и силу духа, для третьих — ритуальное действие и почти медитация.

Интерес к го во многом связан с тем, что это единственная игра, для которой пока не удается создать компьютерную программу, играющую хотя бы на уровне среднего любителя. Если же говорить об эмоциональном восприятии, то го завораживает, очаровывает и безнадежно влюбляет в себя каждого, кто, терпеливо пройдя стадию обучения, сыграл хотя бы раз партию на большой доске с настоящим мастером игры.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Логические игры. Головоломки»