Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Самолёт весом с авто

Татьяна Зимина.

Новая модификация пилотируемого сверхлёгкого самолёта Solar Impulse HB-SIB, работающего исключительно на солнечных батареях, должна быть готова к концу 2013 года. Улучшенная модель станет ещё легче и мощнее своего предшественника Solar Impulse HB-SIА, совершившего первые международные перелёты из Швейцарии в Бельгию и из Бельгии во Францию ещё летом 2011 года.

Инициаторами проекта Solar Impulse в 2010 году стали два энтузиаста из Швейцарии — Бертран Пикар (см. «Наука и жизнь» № 6, 1999 г.) и Андре Боршберг. В основе их идеи было желание показать, что самолёт с размахом крыльев 63,4 м (как у аэробуса А-340), может летать, используя лишь энергию солнца. Идею поддержали Европейское космическое агентство, Швейцарский федеральный технологический институт и немецкий химический концерн «Байер», которые занялись разработкой новых технологий и материалов для такого аэроплана.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Сейчас работу четырёх электрических моторов самолёта обеспечивают 12 тысяч фотоэлементов, установленных на поверхности крыльев воздушного судна. Для ночных полётов солнечная энергия накапливается в течение дня в литиевых батареях общим весом 400 кг. Всего же самолёт весит, как средний автомобиль — 1600 кг.

Размах крыльев нового самолёта HB-SIB увеличится до 80 м, а предельная высота полёта — до 12 000 м. Чтобы аэроплан мог подниматься на подобные высоты, количество фотоэлементов на его крыльях вырастет до 26 тысяч, одновременно и ёмкость литиевых батарей станет больше. С увеличением размеров вес машины практически не изменится. Конструкторы планируют использовать новые, более лёгкие материалы. В результате станут легче крылья и кабина пилота, вес которой не должен превышать 20 кг.

Дополнительно повысится прочность обшивки летательного аппарата, болтов и других металлических соединений. Ведь в новых условиях полёта самолёту придётся выдерживать перепад температур от минус 50 до плюс 50оС. Для этого в волоконноуглеродные композиты — пластики, упрочнённые углеродными волокнами, — использовавшиеся в первой модели самолёта, введены углеродные нанотрубки. Однако, по признанию разработчиков, им предстоит ещё решить проблему расширения нового композитного материала при повышенных температурах.

Полёты на больших высотах требуют и улучшения теплоизоляции кабины пилота, крыльев самолёта и обшивки капота двигательного отсека. Для этого разработана полиуретановая пена, обладающая значительно лучшей теплоизоляцией по сравнению со стандартной благодаря сокращению в ней размера пор на 40%.

Ветровое «стекло» кабины тоже претерпит изменения. Сейчас оно состоит из двух лёгких прозрачных полимерных плёнок с воздушной подушкой между ними, но такая конструкция имеет серьёзный недостаток: при падении наружной температуры «стёкла» запотевают. Поэтому разработчики предлагают заменить её на массивную панель из модифицированного поликарбоната — высокотехнологичного прозрачного противоударного пластика, стойкого к перепадам температур. Состав и структура улучшенного материала не раскрываются.

Будущий аэроплан, как предполагается, облетит земной шар в пять этапов. Произойдёт это в 2015 году. Полётное время по плану составит 20 дней, пять-шесть из которых уйдут на пересечение Тихого океана и два-три — Атлантического. Всего, с учётом посадок (перерывов в полёте), воздушное путешествие продлится три-четыре месяца. В октябре нынешнего года успешно прошли испытания гондолы мотора, рассчитанной на 2000 часов полёта — это вдвое большее время, чем требуется для облёта земного шара.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Вести из институтов, лабораторий, экспедиций»