Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ТОПОЛИНЫЕ РЕКИ, КЛЕНОВЫЕ НЕБЕСА

О. КАСАТКИНА. Фото В. Пирожкова.

Картины Ольги Александровны Касаткиной "написаны" особыми "красками" - луговыми, полевыми, лесными, садовыми и огородными. Теми, что мы порой топчем ногами. По профессии Ольга Александровна учитель, преподает физику и астрономию в школе № 5 г. Мытищи Московской области (педагогический стаж - пятьдесят лет!), а по натуре - лирик. Любит поэзию, природу. И много лет увлеченно занимается флористикой. Она с удовольствием согласилась рассказать читателям "Науки и жизни", как "рисует" свои пейзажи.

Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды,
Благословляю я свободу
И голубые небеса!

....................
О, если б мог всю жизнь смешать я,
Всю душу вместе с вами слить,
О, если б мог в мои объятья
Я вас, враги, друзья и братья,
И всю природу заключить!

Эти строки А. К. Толстого очень созвучны моей душе. Природа всегда меня восхищает и манит.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Лет тридцать назад я увидела на одной из выставок композиции из засушенных растений. Они так мне понравились, что захотелось попробовать себя в этом творчестве. Записалась в секцию флористики московского городского клуба "Природа и творчество", в которой состою и по сей день.

Для создания композиций и живописных картин флористы используют засушенные растения: листья деревьев, полевых, болотных, садовых, огородных растений, лепестки цветов, стебельки злаков и т. п.

Собирают растения с ранней весны до поздней осени, обязательно в солнечную погоду (если будут намочены росой или дождем - испортятся при сушке). Одни хороши тогда, когда им день-другой от роду, другие, когда уже отцвели и изменили цвет. Листья с куста или дерева предпочтительнее нижние, на тонком черешке (толстый замедляет сушку).

Собранный материал сортируют: крупные растения с мясистыми листьями и толстыми стеблями, требующие больше времени для засушивания, складывают в одну стопку, мелкие и тонкие - в другую. Затем однородные по размеру и толщине листья, цветы раскладывают на газете, накрывают двумя-тремя газетами, сверху кладут еще ряд растений, снова накрывают газетами и т. д. Все это придавливают тяжелым прессом. Время от времени необходимо менять влажные газеты на сухие.

Горячая сушка утюгом годится только для оберток кукурузных початков и стеблей злаков, из которых получается отличная соломка.

Высушенные растения перекладывают бумагой и хранят в папках. Чем разнообразнее их цветовая гамма и форма, тем интереснее с ними работать.

Основной принцип флористики - никакого подкрашивания. Да оно и не требуется. Природа наделила растения таким богатством красок, каких не купишь ни в одном магазине. Поразительно, как изысканны и разнообразны оттенки листьев клена, мать-и-мачехи, боярышника, осины!

На дворе октябрь. Значит, вы еще успеете собрать и засушить осенние цветы и листья.

Для начала освойте простые приемы. Попробуйте, например, сделать поздравительную открытку. Согните пополам ватман размером 20 ґ 20 сантиметров. Уложите "краски" на лицевую сторону открытки так, чтобы из листьев, стебельков и цветов получилась красивая композиция. Приклейте их клеем ПВА, равномерно смазав всю поверхность растения. Клей не должен быть очень жидким.

Следующее задание посложнее. Создайте фон из листьев одного растения, но разных оттенков, наклеивая их на тонкий оргалит (он не даст вашей работе покоробиться). На этом фоне расположите композицию: букет цветов или что-то абстрактное.

Когда добьетесь совершенства в технике, можно приступать к пейзажу. Но прежде желательно почитать книгу для начинающего художника, чтобы иметь представление о холодной и теплой палитре, о воздушной и пространственной перспективе и т. п.

Работа получится, если вы вложите в нее свою душу, переживания, творческое воображение. Вас должно посетить вдохновение.

Сюжеты для своих картин я нахожу в родном Подмосковье. Когда вижу красивые пейзажи, долго любуюсь ими, стараюсь запомнить.

Дома создаю эскиз на бумаге, раскладываю "краски" на столе и заполняю ими участок за участком. Если получилось то, что хотела, переношу композицию на основу - оргалит и закрепляю клеем.

Начинаю с изображения неба. Оно определяет цветовую гамму воздуха, полей, лугов, деревьев. Если небо зимнее, беру, например, серебристый тополь, если весеннее - американский клен. Для летнего неба подходят обертки кукурузных початков, тончайший слой бересты. Как-то в березовых дровах мне попался замечательный кусок коры. В нем сочетались все краски неба при заходе солнца. И это было так поэтично!

Воздух, легкий, прозрачный и подвижный, великолепно передают нежные лепестки цветов. Когда нужно показать, что в туманной дымке вдали виднеется лес, использую внешние листья капусты с фиолетовым оттенком.

Землю "рисую" листьями бежево-коричневой гаммы с зелеными вкраплениями.

Чтобы добиться перспективы, удаленные предметы на земле обычно делаю серо-фиолетовыми с неясными очертаниями, а те, что на переднем плане, наоборот, яркими и четкими.

Для изображения листвы на деревьях использую изъеденные гусеницами листья лопуха, калины, конского щавеля, мать-и-мачехи.

Огонь передаю шелковистыми лепестками тюльпанов, а речку - потемневшими обертками кукурузных початков или листьями серебристого тополя. Если в речке отражается небо - в ход идут обертки с цветоноса чеснока.

Готовой картине даю просохнуть, затем вставляю в рамку под стекло.

Буду рада, если мой опыт окажется полезным.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Мир увлечений»