№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Мавзолей древнетюркского властителя

Хурен-Алагийн Хангайсайхан. Авиационный метеорологический центр в Улан-Баторе, Монголия.

Одежда, изображённая на настенных рисунках в мавзолее, характерна для тюркского этноса.
Терракотовые фигурки людей и животных.

Совместная археологическая экспедиция Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилёва (Казахстан) и Института истории при Академии наук Монголии, проводившая раскопки кургана на территории Центральной Монголии, обнаружила гробницу древних кочевников. Подземный мавзолей, построенный в VII веке в 210 километрах западнее Улан-Батора, на возвышенности Майхан-Уул, принадлежал одному из каганов (великих ханов).

Памятник, окружённый глубоким арыком, разделён на три камеры. В основной располагалось само захоронение. Гробница с прахом покойного, предположительно, стояла на деревянной колеснице. Сохранились престол, корона, украшенная золотыми монетами, ремень кагана, флаг, золотые уздечки, посуда. В двух других камерах найдены настенная роспись и фигурки людей и животных размером около 30 сантиметров, изображающие процесс погребения. Терракотовые фигурки располагались в несколько рядов: в первом — статуэтки женщин в нарядных одеждах, затем — музыканты на лошадях, вслед за ними — фигурки пеших людей с флагами. Любопытно, что в числе «участников процессии» были и фигурки собак. Остовы статуэток сделаны из железа, из-за коррозии которого немного пострадала терракота, тем не менее натуральные краски, использованные для росписи фигурок, сохранили свою яркость. В камерах с фигурками археологи также нашли золотые сосуды, монеты и украшения. Монеты были завёрнуты в роскошный шёлк, расписанный сусальным золотом. Эта находка очень важна: до сих пор предполагали, что сусальное золото — изобретение более поздних времён.

Археологи утверждают, что обнаруженный мавзолей — весьма ценный исторический объект, меняющий представления о происхождении тюрков, их истории V—IX веков и культуре. «Считалось, что подобные мавзолеи — удел китайской или согдийской культуры, но не тюркской. Памятник построен до появления в этом регионе китайцев и согдицев, возможно, под их влиянием, но тюрками. Об этом говорят стенная роспись, статуэтки, повозка, изделия из золота — всё это элементы тюркской культуры. По изображениям на стенах и статуэткам можно восстановить одежду тюркского народа VII века, — говорит научный сотрудник Института археологии РАН Ольга Брилева. — О памятнике было известно последние 10 лет, но к его раскопкам приступили только после того, как подобрали специальную неразрушающую методику, которая позволила аккуратно его исследовать, не повреждая. Раскопки вели вдоль стен коридоров, найденных в кургане. Получилась спираль с дверями, ведущими к захоронениям».

В ходе археологических работ обнаружили тела грабителя и его собаки, которых засыпало землёй в момент грабежа. «Такие случаи встречаются. Например, при раскопках скифского кургана близ села Новозаведенное в Ставропольском крае нашли лаз и тело грабителя, уже выходившего, видимо, с добычей из кургана, — при нём были все ценные находки. По оружию грабителя удалось отнести к сарматам. Во всех ограбленных скифских курганах в определённом месте обязательно лежит череп собаки, а грабительский ход всегда копали с южной стороны к центру», — рассказывает Ольга Брилева.

Кроме археологов деревянными предметами, найденными в гробнице, заинтересовались климатологи. На основе изучения ширины годичных колец дерева, из которого сделаны эти предметы, они надеются реконструировать климат VII века: был он засушливым или влажным, насколько тёплыми и солнечными были в те времена летние сезоны. Авиационный метеорологический центр в Улан-Баторе, где предполагается провести это исследование, уже имеет подобный опыт — он располагает данными колебаний засухи и увлажнённости Монголии за последние 150—250 лет, полученными на основе изучения годичного прироста деревьев.

Кабинет Правительства Монголии принял решение о взятии места находки под государственную охрану. Уже установлены границы охранной зоны, где скоро начнётся полевая реставрация памятника.

Другие статьи из рубрики «Вести из институтов, лабораторий, экспедиций»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее