Ящерица с повадками собаки

Светлана Котелкова. Фото Игоря Константинова и Евгении Соловьёвой.

Если бы кому-нибудь вдруг пришло в голову провести конкурс на самые выразительные глаза в мире рептилий, то Гран-при, несомненно, достался бы этому существу. Ибо взгляд его способен растопить душу даже тех, кто не причисляет себя к любителям холоднокровной живности. Перед его взором устоит разве что человек с каменным сердцем. Это у других ящериц просто органы зрения, а у него — две антрацитовые бездны, мерцающие в темноте то гранатовым, то изумрудным блеском и наблюдающие за миром столь внимательно и столь осмысленно, что иногда кажется… Стоп, хватит лирики, а то так и до стихов недалеко.

Сцинковый геккон Кайзерлинга(Teratoscincus scincus Keyserlingii). Кажется, его огромные выразительные глаза смотрят на мир вполне осмысленно. Фото: Andrey S. Gardner (Creative Commons Attribution 3.0 Unported).
Туловище сцинкового геккона покрыто чешуйками наподобие рыбьих. Спинка, как правило, неброских тонов с бурыми пятнами и тёмной полосой по бокам, хвост мышино-серый, брюшко белое.
Стойка и походка сцинкового геккона роднят его с собакой.
Строение пальцев позволяет сцинковому геккону бегать по очень рыхлому песку, не проваливаясь.

Итак, хочу представить вашему вниманию одну из самых очаровательных ящериц семейства гекконов — сцинкового геккона (Teratoscincus scincus). Его название происходит от греческого skinkos — египетская ящерица. Хотя, будь моя воля, я бы назвала этого геккона не сцинковым, а собачьим — очень уж чёткие ассоциации с «другом человека» возникают, когда наблюдаешь за этой ящерицей.

Во-первых, его походка. Никаких стелющихся движений, никакого переваливания с боку на бок — только исполненные чувства собственного достоинства шажки на выпрямленных лапках. Во-вторых, его стойка. Вспомните, как стоят собаки на выставке. Так вот, сцинковый геккон стоит точно так же: безупречная линия спины, чуть понижающаяся к задним лапам и плавно переходящая в идеально ровный, задорно приподнятый хвост, всё те же выпрямленные лапки и гордо поднятая голова — не ящерица, а модель для скульптора или фотографа. Хоть и небольшая: максимальный размер самцов — 11 см, самочек — до 10 см, да ещё хвост сантиметров пять.

Окраска сцинковых гекконов под стать их стати. Природа в очередной раз проявила хороший вкус, выбрав для этих ящериц неброскую, выдержанную в элегантных тонах цветовую гамму. Туловище может быть желтоватым, бледно-зелёным или кремовым, оно покрыто замысловатым узором из коричневых или бурых пятен с продольной почти чёрной полоской по бокам. Брюшко чисто-белое, шея желтоватая, хвост мышино-серый, иногда с отливом в голубизну. Чешуйки на голове похожи на маленькие зёрна, а на теле — закругляются и ложатся друг на друга наподобие черепицы и словно облиты воском. Отличить самца от самки только по окраске практически невозможно, зато у самцов более массивный костяк и довольно крупная голова, а под хвостом — хорошо заметные припухлости.

Строение пальцев у сцинковых гекконов таково, что они, в отличие от гекконов многих других видов, увы, не умеют держаться на гладких поверхностях. Впрочем, сцинкачи не сильно от этого страдают. Главное, у них есть окаймляющая пальцы чешуйчатая бахрома, которая предоставляет им прекрасную возможность бегать по песку без риска провалиться. Для гекконов это жизненно важно, потому что обитают они в основном в песчаных пустынях и полупустынях, хотя довольно часто встречаются и на глинистых, щебнистых, а также на такырных (засоленных) почвах.

Все Teratoscincus scincus делятся на три подвида, которые распространены в Средней Азии, Казахстане, в Восточном Иране, Северном Афганистане, Пакистане и некоторых областях Китая. На территории СНГ обитает только один вид — Т.s.scin-cus, встречающийся также и в других странах. В Туркмении этих гекконов так много, что их относят к фоновым видам. Люди, побывавшие там впервые, описывают целые «россыпи» глаз гекконов, сверкающих, как изумруды, в темноте ночи в свете фонарика.

Сцинковые гекконы предпочитают жить на закреплённых и полузакреплённых песках. Они выкапывают в песке наклонные норы чуть ли не в метр глубиной, непременно доходящие до влажного слоя. Иногда используют уже готовые норки насекомых или грызунов либо небольшие пещерки и другие укрытия, которые несложно найти и на более твёрдых почвах.

В норках гекконы проводят почти весь световой день, а на поверхность выходят лишь с наступлением сумерек. В норке же они откладывают яйца, линяют и зимуют. С наступлением темноты ящерицы покидают свои убежища и отправляются на охоту, стараясь особо не удаляться от дома и соблюдая границы личных охотничьих угодий. Питаются в основном небольшими жуками и другими насекомыми, а также мелкими паукообразными и мокрицами.

В повадках этих ящериц есть одна примечательная особенность: испугавшись, они начинают довольно громко трещать хвостом, наподобие гремучей змеи. Звук этот получается в результате трения друг о друга чешуек, покрывающих хвост. Треск служит для отпугивания врагов и предупреждения сородичей о возможной опасности. Надо заметить, что хвост у сцинковых гекконов необычайно ломкий и они легко расстаются с ним при любой попытке схватить животное за эту часть тела. Сброшенный хвост некоторое время как бы продолжает жить своей жизнью, извиваясь, треща и тем самым обескураживая врага. Со временем у гекконов вырастает новый хвост, ничуть не хуже прежнего, только чуть более короткий. Примерно то же самое происходит и с внешними покровами: они настолько нежны, что при неаккуратном обращении у вас в руках может оказаться не только хвост этой ящерки, но и целый лоскут кожи. Впрочем, и кожа геккона регенерирует довольно быстро, и новая практически не отличается от старой.

В неволе сцинковых гекконов содержат семьями в составе одного самца и двух—четырёх самок. Селить вместе нескольких самцов не стоит, так как со временем они непременно начнут делить территорию, а это — постоянный стресс. Для семьи нужен террариум горизонтального типа — лазать эти ящерки не очень любят, даже если им предоставить такую возможность. Я неоднократно ставила своим сцинкачам всякие радующие глаз коряжки и куски ракушечника, но ни разу ящерицы не проявили к ним интереса. В лучшем случае просто вырывали под ними норку, в худшем — не обращали на них никакого внимания.

Самый подходящий грунт для террариума — песок, его насыпают на дно слоем не менее 10 см. Чем больше слой, тем гекконам интереснее. Влажность в террариуме должна быть очень невысокой, но самый нижний слой грунта всегда надо держать увлажнённым. Для этой цели можно использовать обычную трубочку для коктейля. Её втыкают в песок до дна где-нибудь в неприметном месте террариума и пару раз в неделю заливают в неё небольшое количество воды. Этого вполне хватает, чтобы поддерживать нижний слой песка в увлажнённом состоянии. По вечерам весь террариум, включая грунт, нужно слегка опрыскивать отстоянной водой комнатной температуры.

В террариуме должно быть несколько укрытий. Это может быть что угодно: половинка керамического цветочного горшка или кокосового ореха, полый кусок ствола дерева или просто кусок коры… Сейчас в зоомагазинах можно найти массу готовых укрытий для рептилий, так что правильное обустройство террариума — не проблема. Желательно иметь как минимум два укрытия: одно — в тёплом углу, около лампы обогрева, другое — в прохладном. Гекконы сами разберутся, где им в данный момент комфортнее.

Дневная температура в террариуме должна быть порядка 27°С, под лампой обогрева — около 35°С; ночью температура может опускаться до 20—22°С. Лучше всего использовать для обогрева зеркальные лампы накаливания, потому что они дают более узкий направленный пучок света по сравнению с обычными лампами и, следовательно, с их помощью легче создать в террариуме нужную температуру. Желательно установить в террариуме и ультрафиолетовую лампу для пустынных рептилий, которую надо включать на весь световой день. Довольно часто рекомендуют обогревать террариум снизу, и это правильно. Но совершенно необязательно покупать для этой цели довольно дорогие термокабели и греющие коврики. Вполне достаточно положить под лампу обогрева плоский камень. За день он нагреется настолько, что будет отдавать тепло почти полночи. Так что, если вашим гекконам захочется погреть свой животик, они смогут это сделать, устроившись на тёплом камне. В террариуме обязательно должна быть невысокая поилка, всегда до краёв наполненная чистой отстоянной водой.

В неволе сцинковых гекконов обычно кормят сверчками, тараканами, мучными червями и другими мелкими насекомыми. Сверчки считаются наиболее полноценным кормом, поэтому именно на них правильнее всего делать упор при составлении рациона. Не могу объяснить, по какой причине, но мои сцинкачи вот уже несколько лет упорно предпочитают мучного червя всем другим видам кормов. Так что не удивляйтесь, если и ваши ящерицы выберут какой-то один вид корма, а остальные будут просто игнорировать. В любом случае всех кормовых насекомых перед «подачей на стол» следует слегка «припудрить» минеральной добавкой для рептилий, а раз в неделю — ещё и витаминами. Больше других в минеральной подкормке, особенно в кальции, нуждаются беременные самки и молодняк. Постоянное добавление подкормки в рацион — залог здоровья взрослых особей и правильного развития малышей.

Молодых ящериц нужно кормить каждый день, взрослых — можно чуть реже. Хотя я всех своих гекконов, независимо от возраста, кормлю ежедневно и до сих пор не заметила у них никаких признаков ожирения, снижения аппетита или потери активности. В сутки они в среднем получают по три-четыре мучника каждый. Причём я даю им как личинок, так и самих жуков. И то и другое поедается с большим удовольствием, хрустом, а иногда даже с чавканьем.

Половозрелыми сцинковые гекконы становятся примерно в полтора года, и начиная с этого возраста им полезно ежегодно устраивать зимний период покоя. Это нужно для стимуляции размножения, да и просто для хорошего самочувствия. Покой устраивают так: в течение двух-трёх недель постепенно сокращают световой день и понижают среднюю температуру в террариуме, а когда период освещения снизится до шести часов, гекконов перестают кормить. Их следует содержать в таком режиме ещё неделю, а потом поместить в фанерный или деревянный зимовальный ящик с вентиляционными отверстиями, заполненный примерно наполовину или на две трети объёма чуть влажным сфагнумом. Ящик устанавливают в помещение с температурой 12—15°С. Раз в неделю его необходимо открывать, чтобы проконтролировать состояние гекконов и проверить уровень влажности. При необходимости сфагнум опрыскивают водой в одном из углов. Можно поставить в зимовальный ящик небольшую поилку.

Обычно зимний отдых гекконов длится 1,5—2 месяца, но, если у вас возникли подозрения, что животные плохо его переносят, лучше прервать «зимовку» досрочно. Не рекомендуется отправлять на отдых слабых или недостаточно упитанных ящериц, поскольку в этот период они не получают пищу. В любом случае выводить гекконов из «зимовки» нужно так же постепенно, как и готовить к ней. Иными словами, вы делаете всё то же самое, но в обратном порядке.

При обильной кормёжке гекконы за две-три недели приходят в свою обычную форму, после чего начинают задумываться о продолжении рода. Примерно через полтора месяца после спаривания самка откладывает одно-два яйца в одну из нор или в помещённую в террариум специальную ёмкость с влажным грунтом. Отложенные яйца надо аккуратно забрать и поместить в инкубатор. (Технология инкубации яиц сцинковых гекконов мало чем отличается от таковой у других видов ящериц.) За один сезон самка обычно делает две-три кладки. На правильно подобранных кормах и добавках, в хороших условиях молодые сцинковые гекконы вырастают крепкими, здоровыми и доживают до 10 лет, а то и до 12.

В последнее время сцинковые гекконы совершенно незаслуженно потеряли свою былую популярность, и сейчас их практически не осталось в коллекциях. С одной стороны, это можно объяснить появлением на зоорынке других, куда более экзотических, видов рептилий. Да и неожиданно развившуюся в разных областях нашей жизни гигантоманию тоже нельзя сбрасывать со счетов. Например, среди змей наибольшей популярностью сейчас пользуются питоны, среди ящериц — игуаны. С другой стороны, большинство людей, заводя дома рептилию, как правило, хотят с ней общаться — взять на руки, потискать, пустить погулять по дивану, покормить с рук, ну и всё в таком духе. Со сцинкачами такие номера не проходят — не любят они этого. Или просто не понимают. Рептилии в принципе созданы не для того, чтобы развлекать нас, а уж гекконы тем более.

Не стану лукавить — я и сама периодически предпринимаю попытки тактильного контакта со своими сцинкачами. Иногда опускаю руку в террариум, кладу её на грунт ладонью вверх и начинаю их звать — почему-то «цыпа-цыпа!», кстати, именно так я зову их перед кормлением. И непременно кто-то из троих подходит, пробует языком мой палец и забирается на руку. Так мы и общаемся: я, стоя в полусогнутом состоянии с рукой, лежащей на тёплом песке, и геккон, совершенно по-собачьи склонив набок голову и до невозможности внимательно глядя мне прямо в глаза. Минуты две-три, не больше. Но нам этого хватает. Потом он, ещё раз едва ощутимо «клюнув» меня носом в ладонь, уходит по своим ящеричным делам, я — по своим человечьим, в очередной раз решив, что, при всей моей любви к змеям и амфибиям, пусть хотя бы из одного террариума на меня будут смотреть три-четыре пары любопытных угольных глаз с гранатовым блеском.

Другие статьи из рубрики «О братьях наших меньших»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее