Ген биржевика и воина

В материалах рубрики использованы сообщения следующих изданий: «BBC Knowledge» (Англия), «Bild der Wissenschaft», «Mare» и «Psychologie Heute» (Германия), «Gemini» (Норвегия), «USA Today» и «The Week» (США), «Ça m’interesse», «La Recherche», «Science et Vie», «Science et Vie Junior» и «Sciences et Avenir» (Франция), а также информация из интернета.

Строение моноаминоксидазы человека. На рисунке молекула фермента прикреплена к мембране митохондрии (двойная черта внизу).

Уже несколько лет известно, что одна из форм гена, называемого МАО-А, свойственна людям агрессивным. Этот ген заставляет клетки вырабатывать фермент моноамин-оксидазу, который разлагает такие важные, влияющие на всю физиологию человека вещества, как серотонин, адреналин и дофамин. Вариант гена МАО-А-L свойствен людям, которые агрессивнее других реагируют на всякие обиды и провокации. Этот вариант даже прозвали «ген воина».

Генетики из Калифорнийского технологического института (США) недавно обнаружили, что носители этого гена ещё и склонны к рискованным финансовым решениям. Разница, правда, невелика: люди с вариантом гена МАО-А-L выбирают денежный риск в 41% случаев, а с другим вариантом — МАО-А-Н — в 36% случаев. Но в банковском или биржевом деле даже маленький процент колоссально умножается, когда речь идёт об очень крупных денежных потоках. Ещё интереснее тот факт, что генетические любители риска чаще, чем люди с МАО-А-Н, выигрывают, когда принимают рискованные финансовые решения.

Не начнут ли вскоре банки, инвестиционные фирмы и страховые компании анализировать геном претендующих на рабочее место? Вряд ли. Действие названных генов не абсолютно, а вероятностно, и поведение человека, в том числе финансовое, определяется далеко не только наличием или отсутствием какого-то гена. Кроме того, некоторые страны уже озаботились возможной генетической дискриминацией при приёме на работу. В США ещё в 2008 году принят Закон против дискриминации по генетической информации, запрещающий использовать данные о генах при приёме на работу, повышении в должности или увольнении. В Англии закон запрещает работодателям требовать от поступающих на работу сдавать какие-либо генетические анализы.

Между тем в Швейцарии уже возникла фирма, предлагающая за 99 евро определить, есть ли у вас «ген воина». Если есть и вы относитесь к европейской расе, скорее всего, как утверждает фирма, среди ваших отдалённых предков были известные своей воинственностью викинги.