Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Банкноты рассказывают. Укоренение Большого

Кандидат архитектуры Татьяна Кудрявцева.

Выпущенные в обращение в 1997 году купюры (билеты Банка России) подчинены общему замыслу — показать отдельные города России «от Москвы до самых до окраин», «вспомнить», что есть на карте нашей страны Хабаровск, Ярославль, Архангельск, Красноярск, Великий Новгород. Ну и, конечно, Москва и Санкт-Петербург. Предполагалось, что эта акция отзовётся у россиян чувством гордости за свою малую родину. Но гордиться некоторым пришлось недолго: оказалось, что мелкие купюры невыгодны, поэтому «списали» пять рублей с изображениями памятных мест Великого Новгорода, доживает свой век и «красноярская» десятка. На смену им пришёл утяжеляющий карманы металл. Так деньги превращаются в «мелочь». Сегодня самыми мелкими стали у нас купюры 50 и 100 рублей. Первая посвящена Санкт-Петербургу, вторая — Москве. На московской купюре (100 рублей) изображён Большой театр, включённый в список особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Это культовое место: каждый, кто впервые приезжает в Москву, стремится попасть в Кремль и в Большой. Последние шесть лет Москва жила без Большого театра. В июле 2005 года он был закрыт на реконструкцию. И вот в октябре 2011 года должна состояться встреча театра со своими зрителями. Предыдущие материалы подборки «Банкноты рассказывают» об объектах, изображённых на современных российских купюрах, см. «Наука и жизнь» № 1, 2008 г., № 12, 2008 г. и № 3, 2010 г.

Оперные театры стали появляться в Европе в конце XVII века, Москва же довольствовалась спектаклями заезжих антрепренёров. Музыкальный театр был необходим городу, и Московский губернский прокурор князь П. В. Урусов обязался построить «на свой счёт в пять лет… театр со всеми принадлежностями, каменный, с таким внешним убранством, чтобы он городу мог служить украшением…»

Урусов взял в компаньоны известного театрального предпринимателя Менкола Медокса (Михаила Маддокса). Совладельцы приобрели у князя Лобанова-Ростовского на Большой Петровской улице в приходе церкви Спаса на Копиях остов сгоревшего дома, который перестроили в театральное здание. Первый спектакль, состоявшийся в декабре 1780 года, символизировал рождение труппы Большого театра. Тогда в театре было 13 музыкантов, балетмейстер, 28 танцоров и актрис. (В современном Большом театре численность труппы и обслуживающего персонала достигла 2000 человек.)

22 октября 1805 года перед представлением «Днепровской русалки» в театре вспыхнул пожар. Потом несколько лет здание стояло с обгоревшими стенами. Решение о реконструкции Большого театра было принято в 1813 году. Процессом создания театра и респектабельной площади перед ним руководил выдающийся архитектор Осип Иванович Бове. Здание театра завершало композиционную ось пространства и своим классическим фасадом с известной всему миру колесницей Аполлона утвердилось как одно из лучших произведений эпохи русского классицизма.

Морозным днём 11 марта 1853 года в театре начался очередной пожар. Двое суток москвичи боролись с пламенем, а останки здания тлели ещё около недели.

Восстановление театра после пожара поручили петербургскому архитектору, создателю Мариинки, Альберту Катериновичу Кавосу. Архитектор увеличил высоту, изменил пропорции и переработал архитектурный декор здания. В целом же по образу и плану новый театр был близок строению Бове. Его также украшала квадрига, созданная известным скульптором Петром Клодтом.Здание не только надстроили, но и расширили внутри, чтобы разместить уже 600 зрителей. Для постановок нового репертуара усложнили театральную механику.

В советское время Большой театр выдержал несколько крупных ремонтов и внутренних перестроек. Многочисленные переделки, увеличивающиеся нагрузки на стены и фундаменты, быстро меняющаяся театральная машинерия привели к тому, что театру срочно требовалась реконструкция.

В руки реставраторов театр попал в 2005 году почти в аварийном состоянии. После снятия нескольких слоёв штукатурки обнаружилось, что несущие стены от фундамента до кровли пронизаны трещинами, фундамент опускался столь неравномерно, что существовала реальная опасность обрушения здания театра.

Перед реставраторами и архитекторами, принимавшими участие в реконструкции, стояли две задачи: сохранить Большой театр в его подлинном виде, как архитектурный памятник, и одновременно сделать его более современным и комфортным для зрителей.

Во всём мире принято соотношение площадей зрительской и сценической частей современного оперного театра как 1:4, то есть сцена должна быть в четыре раза больше зрительного зала. В Большом исторически сложилось соотношение 1:1.

Сильно изменились за прошедшее столетие строительные нормы и правила, которые регламентируют пожарную и санитарную безопасность сооружений.

При расширении внутреннего пространства внешний вид Большого должен оставаться в неприкосновенности. Сохранить надо было и знаменитый зрительный зал с уникальной росписью плафона, выполненной в 1856 году академиком живописи Алексеем Титовым на тему «Аполлон и музы» и поновлённой академиком живописи Павлом Кориным. Девять юных прекрасных дочерей Зевса и Мнемозины вот уже 150 лет ведут хоровод вокруг центральной части плафона, где располагается огромная сияющая люстра, таинственно меркнущая с первыми аккордами музыки.

Блистательное градостроительное решение сыграло злую шутку с Большим театром: находясь в окружении исторических памятников, он не может пристраивать дополнительные площади. Единственной возможностью расширения театра стало освоение подземного пространства.

Для того чтобы сделать минимальным неравномерное оседание старых фундаментов и стен театра, стабилизировать вновь положенные под фундаментами конструкции для защиты и тех и других от внешнего воздействия и, прежде всего, от вод, которыми пропитаны слои грунта близ реки Неглинной, фундаменты Большого театра охватили «стеной в грунте», опустившейся примерно на 24 м ниже уровня мостовой. Стена входит в известняковую геологическую плиту, создавая надёжный защитный периметр. (О том, как используется «стена в грунте», см. «Наука и жизнь» № 7, 1995, с. 7—11.) На уровне фундамента театра под несущими стенами находится мощная переходная плита (ростверк) — своего рода «стол», на котором покоится историческое здание. Затем по сторонам исторических стен вниз от ростверковой плиты методом задавливания установлены ряды свай, упирающихся в известняковый слой. Таким образом, вся нагрузка от исторического несущего остова театра передаётся на абсолютно надёжное основание. Это исключает в дальнейшем какие-либо деформации, связанные с неравномерностью оседания оснований и фундаментов.

После создания «стены в грунте» и подведения под переходную плиту свай задавливания проведена поэтапная выборка грунта с заменой его внутренним каркасом и дисками перекрытий методом «сверху — вниз». На нижнем уровне создана мощная фундаментная плита, от неё вверх по осям исторических стен возведены новые подземные железобетонные несущие стены, принимающие на себя вес наземной части здания. После передачи нагрузки на подземные стены и превращения части свай в бетонированные колонны лишние сваи удалены.

Освоение подземного пространства происходит внутри всего периметра внешней «стены в грунте»: под Копьевским переулком, под сценической частью театра и под Театральной площадью в зоне между главной колоннадой и сквером, а также под продольными восточным и западным крыльями театрального здания. Заглубление не предусматривается под наиболее ценной исторической частью театра — его зрительным залом, главным вестибюлем и колоннадой с портиком. Подземные уровни соединяются с другими зданиями, используемыми Большим театром.

В подземном пространстве созданы просторные вестибюли, фойе с гардеробами, буфетами для зрителей, санузлами и блоком помещений для персонала, обслуживающего вход-выход зрителей.

Подземное фойе полукольцом охватывает новый концертно-репетиционный зал Большого театра, рассчитанный на 330 зрителей.

Здесь впервые можно объединить оркестр с хором. Днём — главный репетиционный зал театра, а вечером — ещё один концертный зал Москвы.

Сцена — сердце любого театра. Режиссура и сценография современного оперного театра используют тяжёлые жёсткие декорации, представляющие собой, как правило, многометровые пространственные конструкции, которые собирают отнюдь не всегда в стенах самого театра. Для современного оперного театра огромное значение имеет возможность быстрой смены декораций на планшете сцены. Делать это можно только при наличии боковых «карманов» и арьерсцены (задняя часть сцены), из которых выдвигаются сменные «накатные фуры» с декорациями. В реконструированных европейских театрах, таких как Венская или Баварская опера, боковые «карманы» и арьерсцена, равные по площади самой сцене, были пристроены тем или иным способом к существующим историческим театрам. Положение Большого исключает возможность не только «карманов», но даже «полукарманов».

Большой театр получил после реконструкции полную арьерсцену, равную по площади главной сцене (22 × 21 м), с накатными фурами оперного игрового планшета и балетного пола. Под арьерсценой размещаются два уровня склада декорационных контейнеров международных габаритов.

После появления подземных помещений и расширения сценической зоны площадь театра увеличилась в два раза — с 40 тыс. до 80 тыс. м2.

Фотоматериалы предоставлены Группой «Сумма» — генеральным подрядчиком реставрации и реконструкции Большого театра.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Отечество. Страницы истории»

Детальное описание иллюстрации

Экспликация помещений Большого театра: 1 — зрительный зал; 2 — сцена; 3 — арьерсцена; 4 — большой репетиционный зал; 5 — подземный репетиционно-концертный зал; 6 — балетный зал; 7 — трюм сцены; 8 — гараж балетного пола; 9 — склад контейнеров; 10 — склад объёмных декораций; 11 — главный подъёмник; 12 — трюм сцены; 13 — верхняя механизация сцены; 14, 15 — коридор фойе 4-го яруса с буфетами и экспозиционным залом; 16 — белое фойе; 17 — люстровая камера (техническое помещение над декой зрительного зала); 18 — амфитеатр Большого репетиционного зала; 19 — диммерная; 20 — камера статического давления; 21 — главное фойе; 22 — оркестровая яма; 23 — подъёмник оркестровой ямы; 24 — технологическое помещение.
Новые помещения Большого театра, расположенные под Театральной площадью, уходят под землю на шестиэтажную глубину. Подземный концертный зал состоит из пяти основных и трёх вспомогательных платформ, с помощью которых создаются сцена и зрительный зал. В случае необходимости все платформы можно поднять вверх до уровня фойе.
Украшения зрительного зала, выполненные из папье-маше, покрыты листочками сусального золота 960-й пробы (толщина листочков колеблется от 0,1 до 0,25 микрона, тоньше человеческого волоса). Золочение выполнено с использованием старинных техник, фактически утраченных в советское время. Мастеров, владеющих искусством золочения, пришлось собирать по всей России.
Из-за многочисленных переделок, происходивших в театре в XX веке, была значительно утрачена легендарная акустика. Архитектор Кавос оборудовал зрительный зал как музыкальный инструмент: плафон-дека выполнен из деревянных щитов, полы из дерева, деревом были облицованы и каменные стены. Акустические панели из резонансной ели в процессе эксплуатации частично были утрачены и заменены фанерой. Реставраторы изготовили резонансные панели такие же, как во времена Кавоса. По мнению специалистов, акустика вернулась в зрительный зал.
Императорское фойе, переименованное в 1921 году в Бетховенский зал, украшают изготовленные в XIX веке уникальные панно, потребовавшие основательной реставрации. Стены зала заново обтянуты изготовленной по старинным образцам двухслойной тканью. В России сохранилась единственная мастерская, где смогли изготовить такую ткань.
Северный фасад. Все крупные конструкции завезены в театр до того, как строители приступили к восстановлению северного фасада, подвергшегося реконструкции (остальные фасады неприкосновенны). Северная стена оборудована специальными воротами для разгрузки контейнеров с декорациями.
В 1965 году под кровлей театра была оборудована верхняя сцена — репетиционный зал, повторяющий основную сцену и оркестровую яму. При реконструкции зала для репетиций балетных спектаклей был заказан в Англии специальный шумопоглощающий балетный пол «Арлекин».