Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Ноев ковчег XXI века

Татьяна Зимина.

Пока одни борются с потеплением климата, ограничивая всеми возможными способами поступление парниковых газов в атмосферу, другие пытаются приспособиться к новым условиям жизни на Земле. Пессимистичный прогноз климатологов скорого затопления больших площадей суши из-за таяния ледников заставил вспомнить идеи писателей-фантастов о переселении жителей Земли прямо в океан.

Концепция плавающих городов, представленная на выставке НТТМ в Москве (автор — выпускник Московского государственного строительного университета Станислав Кочеряев), оказалась детальным описанием жизнеустройства «общества на воде» — от городской архитектуры и применяемых строительных материалов до технических решений энергетического обеспечения, производства сельхозпродукции, промышленных и рекреационных зон, транспортного сообщения.

«Первые идеи плавающих городских образований у архитекторов возникли ещё в середине прошлого века. Можно вспомнить, например, идеи японских архитекторов-метаболистов или нашего современника бельгийского архитектора Венсана Кальбо (Vincent Callebaut) с его проектом LilyPad — но это были лишь красивые картинки», — считает автор разработки.

В основе предложенной концепции лежит идея автономного, экологически чистого города с развитой инфраструктурой и населением 25 тысяч человек. Город представляет собой некий понтон, несущий на себе все нагрузки: вышележащие — от находящихся на нём зданий и сооружений и нижележащие — от цистерн с воздухом, создающих давление, необходимое для поддержания структуры на плаву. В качестве строительных материалов для понтона могут служить композиты — углепластик, стеклопластик и другие полимерные материалы. Их преимущества — лёгкость и прочность, статическая и динамическая выносливость, химическая и радиационная стойкость и практически нулевой коэффициент линейного расширения.

При выборе местоположения будущего города должны учитываться безопасность и другие благоприятные факторы региона. Это могут быть различные гавани и неглубокие акватории, однако не исключаются и менее спокойные места. Для защиты города от штормов и его стабилизации предлагается использовать различные инженерные решения: волнорезные устройства, защитные стены и т.д. В случае расположения города в «неспокойных» районах жёсткую фиксацию города на месте, по аналогии со строительством нефтяных платформ, предлагается осуществлять с помощью опорных ног с опорными кессонами или прочных тросов.

Каждый плавающий город будет иметь своё узкое предназначение — образовательное, медицинское, военное. Морские поселения должны находиться на безопасном расстоянии друг от друга, но достаточно близко — для быстрого и дешёвого транспортного сообщения.

Размеры городов на воде могут быть разными в зависимости от их основного назначения, числа проживающих там жителей и местоположения. В регионах, где часто бывают штормы и сильные ветра или же наблюдается повышенная сей-смическая активность (способная привести к развитию цунами), воображение молодого инженера нарисовало крупные, тяжёлые и прочные каркасные структуры диаметром примерно 5 км с невысокой застройкой, чтобы исключить возникновение «парусности». Дополнительно для предотвращения разрушения зданий при различных природных катаклизмах предлагается использовать различные компенсаторные устройства. В относительно спокойных местах предпочтительнее лёгкие и дешёвые конструкции из труб, требующие меньшего расхода материалов. Часть помещений, а также общественный транспорт можно размещать под водой.

Оптимальная форма городов на воде — круглая. В этом случае все нагрузки распределяются радиально, что повышает устойчивость структуры и делает удобной транспортировку города (в случае необходимости) с помощью буксиров.

Но откуда брать питьевую воду? Её предполагается получать опреснением морской воды, а также собирая атмосферные осадки. Источник энергии должен быть экологически чистым, возобновляемым, дешёвым и с высоким кпд. «Этим условиям удовлетворяет энергия океана (моря). На сегодня уже есть целый ряд достойных технических решений. Морская энергетика за последние годы привлекла к себе большие инвестиции и активно развивается в Великобритании и других морских державах. Самые известные и крупные проекты — установки THAWT, BioPower, BioWAVE и, конечно, Oyster. Сеть таких электростанций может обладать мощностью в один гигаватт — таков примерный расход электроэнергии миллиона частных домов», — утверждает автор «Ноева ковчега XXI века».


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Вести из институтов, лабораторий, экспедиций»