Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ПЕРЕУЛКИ МЕЖДУ УЛИЦАМИ МЯСНИЦКАЯ И ПОКРОВКА

В. СОРОКИН, почетный член Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, член общества "Старая Москва".

КРИВОКОЛЕННЫЙ ПЕРЕУЛОК

При радиально-кольцевой планировке Москвы переулки стали тропами, соединяющими между собой дороги-улицы. В начале ХХ века в Москве было 404 улицы и 936 переулков и проездов.

Кривоколенный переулок - не совсем обычный. Уходя от Мясницкой улицы, он круто поворачивает влево, образуя "кривое колено", становится параллельным Мясницкой. Затем еще один поворот, и, неожиданно обрываясь, переулок доходит лишь до Архангельского переулка, а на Покровку можно пройти по Потаповскому переулку. Кривоколенный переулок делился на три части: Кривое колено - в начале; затем Кривой, Коломенский - по соседнему подворью; его продолжение называлось Шуваловским, затем - Банковским переулком, а конец - Котельниковским. О владениях, лицевые фасады которых обращены к Мясницкой улице, а тыловые - в Кривоколенный переулок, рассказано в статье о Мясницкой улице (см. "Наука и жизнь" № 10, 2000 г., и № 11, 2000 г.).

Левая сторона

1. Угловое владение. Из архивных данных известно, что в XVIII веке была цирюльня грузина Макара Сидорова, а потом казенный питейный дом "Кривое колено". В XIX-XX веках - мелкие магазины, мастерские, конторы. Дом не сохранился.

3. В начале XVIII века это владение, входившее в большой участок, лежащий от Мясницкой улицы до поворота Кривоколенного переулка налево, принадлежало "иноземцу" Вахромею (Варфоломею) Петровичу Меллеру, голландскому купцу, торговавшему с середины XVII века в Архангельске, а потом ставшему владельцем железных заводов в Боровском уезде. При детях Меллера один из участков приобрел генерал-поручик Михаил Ефимович Ласунский, а после его смерти домовладе ние перешло к его жене, дочери графа Федора Андреевича Апраксина. Их предки были родственниками царя Федора Алексеевича.

В 1803 году домовладение приобретает Владимир Петрович Веневитинов, отставной гвардии прапорщик, отец будущего известного поэта Дмитрия Владимировича Веневитинова. После смерти главы семьи в 1811 году владение переходит к его жене Анне Николаевне (урожденной княгине Оболенской). (Веневитиновы владели и стоявшим напротив домом № 4.) Дом построен в конце XVIII века и тогда был двухэтажным, а угловая его часть, выходившая в переулок, имела зал с ротондой. В начале 1870 года строение приобретает владелец соседнего имения Ананов. Дом надстраивается третьим этажом и оформляется декором эпохи эклектики. В 1910-х годах в доме располагались фотоателье С. М. Шаталова, типолитография М. А. Микельсона, затем - типография товарищества "Н. Л. Казецкий". В 1920-х годах дом занимает "Уралхим" - Московский трест, объединявший уральские заводы химической промышленности. Здесь можно было купить кальцинированную соду, купоросы, кислоты. В доме находились редакции журналов "Горный" и "Нефтяное хозяйство".

5. В этой части владения, выходившего на Мясницкую улицу и в Банковский переулок, в 1860-х годах находились типография и словолитня В. Семена, перешедшая к фирме "Бочаров и Ко". В доме размещались популярные медицинские заведения: глазная лечебница доктора Эммануила Богдановича Еше, а потом - известная лорингологическая лечебница Михаила Абрамовича Фронштейна (отца известного уролога академика Р. М. Фронштейна). В 1890 году сюда переехало Общество для содействия русскому торговому мореходству, членом которого состоял и известный шведский полярный исследователь стокгольмский академик Норденшельд. Кухмейстерс кая Ивана Степановича Можейко в годы НЭПа превратилась в "Банковскую столовую".

В 1920-х годах ВСНХ здесь разместило "Групповое объединение Озерковской хлопчатобумажной фабрики". Находившаяся в доме Библиотека советской нефтяной промышленности с книжным фондом в 5 тысяч томов имела читальный зал.

7. Угловое владение, в середине XVIII века принадлежавшее графу А. С. Строганову, поражало великолепным садом с прудами и постройками. В конце XVIII века здесь разместился Московский ассигнационный банк. Двухэтажные здания, выходившие в переулок, были сломаны в июне 1905 года, и началось строительство многоэтажного доходного дома для Строгановского художественного училища по проекту Ф. О. Шехтеля.

9. В этом владении, во дворе, до нашего времени сохранились древние палаты, одна часть которых относится к XVII веку, а другая - к XVIII. Древняя часть палат со сводами позднее была надстроена деревянным этажом для жилья, затем дерево заменили камнем. Под штукатуркой сохранились следы строительного обрамления из профильного кирпича. О владельцах палат известно только с начала XVIII века, когда их занимала некая Пелагея Петрова, а потом владельцы неоднократно менялись. В 1812 году, во время московского пожара, постройки уцелели. В начале 1890-х годов владение с палатами и поздними строениями принадлежало известному московскому врачу доктору медицины Михаилу Аркадьевичу Лунцу, специалисту по внутренним и нервным болезням, члену Общества невропатологии и психиатрии, работавшему в 1-й Градской больнице и принимавшему пациентов в своем доме.

Старинные палаты, расположенные во дворе, служили квартирой и приемной для больных. Флигель, выходивший в переулок, сдавался под казенную винную лавку. На его месте в 1910 году построен шестиэтажный доходный дом по проекту архитекторов Б. М. Великовского и А. Н. Милюкова. Древние сводчатые палаты, стоящие во дворе владения, были сохранены. В новом доме работали врачебный пункт доктора Лунца и магазин аптекарских товаров "Кирхнер Р. и Ко".

10. Владение принадлежало Осипу Алексеевичу Соловьеву (1676-1747), сыну архангельского купца. Первоначально Осип служил дворецким в доме Меншикова. Петр I, нередко посещавший этот дом, приметил расторопного и умного дворецкого и назначил его директором Архангельской таможни, а потом - коммерческим агентом в Голландии, где вскоре был основан банкирский дом. Осипу Алексеевичу и его двум братьям в 1727 году за полезную деятельность присвоено звание баронов.

По описи московских дворов, сделанной в 1760 году, владельцем усадьбы значится содержатель Ярославской полотняной и прочих мануфактур и фабрик Алексей Иванович Затрапезный. В 1773 году владение перешло к Савве Яковлевичу Собакину, родоначальнику новой ветви дворян Яковлевых. По семейным преданиям, он происходил из мещан города Осташкова Тверской губернии и прибыл в Северную столицу пешком "с полтиной в кармане и родительским благословением". Попав в артель, где торговали продуктами вразнос с лотков, Савка Собакин в погоне за заработком стал ходить по улицам и предлагать продукты. Однажды императрица Елизавета Петровна, находясь на балконе, заметила проходившего мимо симпатичного продавца, рекламировавшего свой товар звонким, певучим голосом. "Какой прекрасный голос!" - воскликнула императрица и приказала придворному немедленно привести к ней этого молодца.

С той поры голосистый и сметливый парень был взят поставщиком припасов для императорс кой кухни. Некоторые вельможи, желая угодить императрице, поручали ему снабжение своих кухонь. Понравился Савка и князю Григорию Потемкину, который отдал Собакину поставку продуктов для армии. Записавшись в купечество, Савва Яковлевич взял на откуп таможню в Риге и нажил миллионы, а в 1762 году Савва Яковлев (а не Собакин) "за особые оказанные услуги" был возведен в потомственные дворяне. В 1764 году он купил Ярославскую большую мануфактуру, а затем начал скупать на Урале горные заводы: у Прокофия Демидова, у графа Воронцова; скупил и построил 22 завода, сделался самым крупным русским заводчиком. Свою дочь Анну выдал замуж за Александра Ивановича Боташева, владельца железоделательного и паруснополотняных заводов. Правнук Собакина, Иван Яковлевич Яковлев, был партнером А. С. Пушкина в карточной игре.

Ампирный особняк на участке владения появился при Прасковье Алексеевне Крюковой. В 1885 году архитектор Ф. Ф. Вознесенский расширил особняк пристройкой справа по Архангельскому переулку. В 1884 году владение приобретает Софья Маврикиевна Фролова, купчиха, муж которой, Павел Алексеевич Фролов, вел торговлю золотыми и серебряными изделиями.

В 1888 году особняк Фроловых снимает художник Василий Дмитриевич Поленов с женой Натальей Васильевной (урожденной Якунчиковой) и младшей сестрой Еленой Дмитриевной Поленовой (1850-1898), тоже художницей. В семье Поленовых регулярно устраивались "рисовальные вечера", в которых участвовали М. А. Врубель, А. Я. Головин, С. В. Иванов, А. Е. Архипов. Сюда приходили художники М. В. Нестеров, И. С. Остроухов, искусствоведы Н. И. Романов и С. С. Голоушев (Сергей Глаголь). Ученик В. Д. Поленова художник Леонид Осипович Пастернак (отец поэта) вспоминал: "Стоило хоть раз побывать в гостеприимном доме Поленова в Кривоколенном переулке и, помимо общей атмосферы и при помощи преданного друга и помощницы - жены его Натальи Васильевны, хоть раз увидеть старушку мать его, сидевшую всегда за рукодельем и принимавшую живое участие в оживленных беседах за вечерним чаем, после наших рисовальных вечеров, чтобы безошибочно представить себе дух и направление, какое должна была дать эта среда творчеству Поленова".

Елена Дмитриевна Поленова работала в Абрамцевских художественных мастерских. Она известна как автор жанровых картин ("Детская", "Прачка" и др.), иллюстраций к сказкам и книгам для детей ("Сынко-Филипко", "Белая уточка", "Война грибов", "Дедко Морозко", "Иванушка-дурачок" и др.). Благодаря ее деятельности сохранены и введены в научный оборот памятники русского народного творчества. Во время многочисленных поездок по Подмосковью, Поволжью и Северу она зарисовывала памятники архитектуры, крестьянскую утварь, мебель, образцы вышивок, записывала сказки, потешки, прибаутки. Семья Поленовых уехала из этого дома в 1893 году. Тогда дом представлял собой двухэтажный каменный особняк с рустованными стенами первого этажа и широкими карнизами над первым и вторым этажами. Поленовы снимали весь особняк.

Позднее дом стал пятиэтажным. На уровне четвертого и пятого этажей имеются несколько эркеров. Окна второго, третьего и четвертого этажей декорированы сандриками. Входы, ведущие в жилые помещения, находятся во дворе.

В феврале 1902 года этот дом приобрел гражданин Северо-Американских Штатов Александр Вениаминович Бари за 150 тысяч рублей (ранее он арендовал этот дом у Фроловых). Инженер А. В. Бари владел котельным заводом в Москве близ Симонова монастыря и конторой, принимавшей заказы на строительство доменных печей, мостов и различного оборудования для фабрик и заводов и находившейся на Мясницкой улице. Дочь Бари Ольга Александровна (1879-1964) брала уроки живописи у Леонида Пастернака, с семьей которого дружила всю жизнь. С 1907 года Ольга регулярно участвовала в выставках "Мира искусства" и московских Салонов. Потом занималась в основном преподаванием живописи. Ее произведения - пейзажи, портреты, натюрморты - выставлялись на выставке во время празднования 800-летия Москвы и уже после смерти художницы, в 1980 году, на Кузнецком мосту. Последняя выставка состоялась в апреле 1996 года в муниципальном выставочном зале "Ковчег".

В 1922 году в доме на втором этаже получил квартиру выдающийся ученый, инженер-изоб ретатель, почетный академик АН СССР Владимир Григорьевич Шухов (1853-1939) (см. "Наука и жизнь" № 4, 1968 г.). Шухов окончил Московское техническое училище, с 1880-го работал главным инженером строительной конторы А. В. Бари. Создал проект сооружения московского водопровода (1887), опубликовал работы: "Насосы", "Нефтепроводы", "Стропила". По проектам В. Г. Шухова в Москве возведены дебаркадеры, перекрытия у ряда вокзалов, магазинов.

После 1917 года московский завод конторы А. В. Бари был преобразован в завод "Парострой и котлотурбина". На этом предприятии В. Г. Шухов, избранный рабочими в состав правления, проработал тринадцать лет. В 1922 году он спроектировал гиперболоидную многоярусную башню для радиовещания высотой 150 метров. На доме, в котором В. Г. Шухов жил до 1936 года, установлена мемориальная доска.

Правая сторона

2. Эта начальная часть переулка в XVII веке называлась Коломенским по находившемуся здесь архиерейскому подворью, которое потом перешло к Тульскому подворью. Выходившие в переулок помещения сдавались в аренду. В конце XIX века здесь была лечебница для животных. В начале ХХ века - кухмистерские Шарапова, а потом - Плотицына, а также пивная, которая после 1917 года стала носить скромное название "Уголок". Тогда появились здесь галантерейные и другие магазины.

4. Это владение известно из архивных данных с 1730-х годов. Одна часть его принадлежала Екатерине Герасимовне Сытиной, вдове бригадира Кирилла Карповича, а потом его сыну, секунд-майору Карпу. Другая часть - Вахромею Вахромеевичу Меллеру, владельцу железоделательных заводов. В 1761 году первое владение и часть второго приобретает доктор и штаб-физик медицинской конторы Василий Яковлевич Гевит за 1,5 тысячи рублей. Вскоре у Гевита владение купил за 7,5 тысячи рублей граф Михаил Федорович Апраксин, а затем владелицей становится Наталья Федоровна Ласунская, жена генерал-майора Михаила Ефимовича Ласунского. В 1803 году это владение и владение, находящееся на противоположной стороне (дом № 3), приобретает секунд-майор Владимир Петрович Веневитинов (1777-1814). Фамилия указывает на то, что ее обладатели были связаны с городом Венёвом, а оттуда их родоначальник Терений (Терех) Веневитинов, "атаман Воронежских детей и боярских", пожалованный в 1622 году землями, переселился в Воронежский уезд.

Женой Владимира Петровича Веневитинова была Анна Николаевна (урожденная княгиня Оболенская) (1782-1841). Их дети: Дмитрий, выдающийся поэт, родившийся в этом доме 14 (26) сентября 1805 года; Алексей (1806-1872), воспитанник Московского университета, сотрудник московского архива Министерства иностранных дел, "архивный юноша", впоследствии сенатор; Софья (1808-1877), с 1830 года замужем за штаб-ротмистром, впоследствии надворным советником, графом Егором Евграфовичем Комаровским (1803-1875). Анна Николаевна увлекалась литературой, музыкой, театром, и в дом заглядывали как местные, так и заезжие представители этих видов искусств. Учителем музыки был московский композитор и пианист Иосиф Иосифович Геништа, написавший романсы на стихотворения Пушкина "Погасло дневное светило", "Черная шаль" и др. Дмитрий Веневитинов в 1822 году стал вольнослушателем Московского университе та. В основанном в 1823 году "Обществе любомудров" он был секретарем. Участники кружка часто собирались в этом доме. В 1824 году Дмитрий становится сотрудником архива Коллегии иностранных дел. В доме Веневитиновых одно время жил философ А. С. Хомяков.

25 сентября 1826 года в доме Веневитинова Пушкин читал "Бориса Годунова". Восторженные отзывы заставили повторить чтение. Собралось около сорока человек знакомых и друзей поэта. Успех был ошеломляющим. М. П. Погодин рассказывал: "...Мы все просто как будто обеспамятовали. Кого бросало в жар, кого в озноб. Волосы поднимались дыбом. Не стало сил выдерживать. Один вдруг вскочит с места, другой вскрикнет. У кого на глазах слезы, у кого улыбка на губах... О, какое удивительное то было утро, оставившее следы на всю жизнь!" Возвратившийся домой Погодин записал в своем дневнике: "Вот истина на сцене. Пушкин! ты будешь синонимом нашей литературы. - Какие покорения!" 13 октября Пушкин снова был на вечере у Веневитиновых. А. С. Хомяков читал "Ермака". Переехав в Петербург на службу, Дмитрий Веневитинов простудился, потом занемог нервической горячкой и слег. Друзья, дежурившие у больного, надели умирающему на палец перстень, подаренный ему при отъезде из Москвы княгиней Зинаидой Волконской, в которую он был влюблен. Этот бронзовый перстень из раскопок Геркуланума должен был служить поэту талисманом, хранить от бед и несчастий. Поэт с ним не расставался. Перстню поэт посвятил два стихотворения. 15 марта 1827 года Веневитинова не стало. Он был похоронен в Москве на кладбище Симонова монастыря. В советское время в связи со строительством Дома культуры в Симонове кладбище ликвидировали, прах Дмитрия Веневитинова перезахоронен 22 июля 1930 года на Новодевичьем кладбище, а перстень из захоронения передан в Литературный музей. Невольно вспоминаешь пророческие строки, посвященные заветному перстню:

"Века промчатся, и быть может,
Что кто-нибудь мой прах
встревожит
И в нем тебя отроет вновь".

В 1839 году владельцем дома стал Федор Мартынович Гольцгауер, купец, агент страхового общества от огня "Саламандра".

С 1869 до 1917 года владение принадлежало купеческой семье Фроловых, имевшей торговлю ювелирными изделиями под маркой "Д. П. и М. Фроловы". Перед 1917 годом последним владельцем дома был купец Слиосберг, который решил его сломать и на этом месте построить большой доходный дом. К счастью, этого не случилось. 12 (24) октября 1926 года в той же самой комнате, где сто лет назад Пушкин читал "Бориса Годунова", Общество любителей российской словесности провело заседание, на котором выступили известные пушкинисты и актеры. Дом отмечен двумя памятными досками из красного гранита с бронзовыми барельефами Д. В. Веневитинова и А. С. Пушкина.

После 1917 года бывший дом Веневитиновых приспособили под квартиры. В одной из них с 1928 по 1934 год жила семья Александра Аркадьевича Галича (1918-1977), драматурга, поэта, автора и исполнителя собственных песен.

2/6. Это угловое владение при соединении двух переулков долго таило в себе интересный архитектурный объект, связанный и с историей русской литературы. Старинное здание с большой палатой на первом этаже, имевшей коробовые своды, в 1920-х годах заинтересовало краеведов "Старой Москвы". Москвовед Николай Петрович Чулков провел изыскание по выявлению хозяев домов, находившихся в этих владениях, а в 1983 году мастерская № 13 "Моспроект-2" под руководством архитектора-реставратора И. П. Рубена внесла дополнение к архивным исследованиям. После изучения Актовых книг Москвы оказалось, что в конце XVII века этими палатами владела некая семья Милославских, одна из самых близких к царскому двору. Из документов, хранящихся в Архиве древних актов, удалось узнать, что "1722 г. сентября 16 дня капитан Василий Иванович Приклонский продал жене Арцибашева владение, что было в межах за окольничим Ларионом Семеновичем Милославским, а ныне за кн. Петром Александровичем Юсуповым. В 1725 году на этом месте находились четыре владения, потом они перешли к армянину Игнатию Шериману (Шериманяну), потом - к Вахромею Петровичу Мелест и другим. Территория бывшей усадьбы Милославских в 1730 году продана содержателю железных заводов Меллеру". В 1780-х годах ими владела княгиня Е. А. Несвицкая, затем - русские купцы П. Уваров, М. Брюшков, А. Выков, В. Мосягин, в 1826 году от М. А. Салтыковой владение переходит к Ивану Акимовичу Лазареву, а потом входит в состав территории Лазаревского учебного заведения. В находившейся здесь типографии Лазаревского учебного заведения в 1830-х годах напечатаны отдельными книгами произведения поэта Александра Полежаева: "Стихотворения", "Эрпели и Чир-Юрт", "Кальян".

8/1. Об этом доме будет рассказано в разделе "Армянский переулок".

10. Архитектурный комплекс "Голицынские палаты" состоит из двух длинных боковых флигелей с коробовыми сводами конца XVI - начала XVIII века и главного корпуса. В начале XVII века в документах указывалось, что здесь находился двор обер-гофмаршала Левальда. В 1737-1742 годах владельцем усадьбы был князь Иван Алексеевич Урусов, а в 1745-1751 годах - содержатель шелковой фабрики Семен Мыльников. Потом владение принадлежало семье коллежского советника Михаила Семеновича Чебышева, его дочери, княгине Екатерине Михайловне Голицыной, и ее мужу, князю Павлу Федоровичу Голицыну. Князь Павел Федорович Голицын имел коллекцию минералов, которую высоко оценил известный ученый агроном и автор воспоминаний А. Т. Болотов, посетивший дом Голицына. По некоторым архивным данным, владение потом принадлежало Мине Лазаревичу Лазареву, затем - архитекторному помощнику Екиму Малютину; отставному майору Жилети; сдавшему экзамен на доктора словесных наук доктору Иосифу Владимировичу Карасу (в обиходе жители называли его Карасевым). В 1835 году владение числится за женой Караса Марией Филипповной, урожденной д'Оррер, дочерью эмигранта (брат ее был воспитателем у Веневитиновых). В 1850-1860 годы владение принадлежит Павлу Ивановичу Савостьянову. Последние домовладельцы - потомки почетных граждан Цыплаковых. Они оборудовали меблированные комнаты.

В домовладении были музыкальная школа К. О. Бабушки (давались уроки игры на скрипке), типография Николая Ивановича Куманина, старейшины Немецкого клуба и члена Благотвори тельного попечительства о тюрьмах. Здесь жили: Иван Николаевич Холмогоров, профессор Лазаревского института; ученый химик Московского университета Иван Петрович Жольцинский; архитекторы Ипполит Ипполитович Дюмулен и Георгий Константинович Олтаржевский, построивший в Москве более 10 жилых доходных домов.

В части домовладения до 1909 года размещалось отделение для приходящих больных Евангелической больницы, которую возглавлял А. К. Пихлау. В 1909 году была проведена перепланировка помещений меблированных комнат для размещения типографии и переплетной мастерской Торгового дома Д. А. Чернышева и Н. С. Кобелькова. В ней с осени 1914 года работал поэт С. А. Есенин, он стал одним из организаторов журнала "Друг народа" и опубликовал в нем свое стихотворение "Узоры". В 1920-х годах эта типография стала 6-й типографи ей "Красный Октябрь".

12. Нынешняя территория этого владения сто лет назад состояла из двух самостоятельных участков, известных с начала XVIII столетия. Южное владение до 1745 года принадлежало Якову Павловичу Вестову, представителю богатой купеческой семьи английского происхождения, члены которой были известны при дворе Петра I. Во второй половине XVII века Вестовы торговали с Англией через Архангельск, имели торговые суда и склады. Следующая владелица до 1780 года - Авдотья Семеновна Исаева, вдова действительного статского советника Ильи Ивановича Исаева, происходившего из гостиной сотни, известной со второй половины XVII века. Сам И. И. Исаев указом Петра I в 1712-1721 годах назначен президентом Рижского магистрата. Владел суконными фабриками и поставлял сукно в казну для нужд армии. После него владение переходит в 1780 году (и находится до 1796 года) к Андрею Ивановичу Набокову, члену Коллегии иностранных дел, затем - к Ивану (Джону) Рихардовичу Пекерсгилю, уроженцу графства Йорк, нарвскому купцу. Вскоре он это владение продает и приобретает соседнее, большей площади (№№ 14 и 16). Семья Пекерсгилей вела торговые дела в Москве до 1917 года. Захоронения членов этой семьи сохранились на Введенском кладбище. С 1805 года более пятидесяти лет держала в своих руках владение № 12 семья московского купца Михаила Михайловича Котельникова (1768-1832).

В 1865-1874 годах владение находится у московского купца 1-й гильдии Алексея Григорьевича Кольчугина. Потом дом занимает санкт-петербургский купец 3-й гильдии Алексей Васильевич Попов с семьей. В начале 1880-х годов владение приобретает Владимир Карлович Феррейн (1834-1918), химик, фармацевт, владелец крупной фармацевтической фирмы. По наследству ему досталась от отца Старо-Никольская аптека, основанная в 1832 году. В. К. Феррейн получил дворянство, был членом Московской городской думы. В 1892 году к Феррейну переходит и соседнее, северное, владение. В 1748-1762 годах оно принадлежало подполковнику Петру Васильевичу Головину (1702-1751), участнику Крымского похода.

В 1782 году северное владение приобретается для прибывшего из Германии в Россию Ивана (Григорьевича, Егоровича) Шварца. Молва о "Древней Российской Библиотеке", издаваемой Николаем Ивановичем Новиковым, проникла в европейские научные центры, и Шварц, будучи масоном-просветителем, "пламенно" захотел познакомиться с Новиковым. Прибыв в Россию, он становится профессором Московского университета и входит в окружение Новикова и его друзей. По их инициативе в университете был открыт студенческий кружок "Собрание университетских питомцев". При активном участии Шварца создано и "Дружеское ученое общество", из которого в 1784 году образовалась "Типографическая компания". В приобретении владения для Шварца принимали участие известные товарищи по масонству И. В. Лопухин, И. П. Тургенев и др. В доме Шварца стали жить как члены кружка Новикова, так и студенты университета. Среди них поэт Семен Сергеевич Бобров, писатель Максим Иванович Невзоров, впоследствии начальник университетской типографии и издатель журнала "Друг юношества". Судя по "Ведомостям", где опубликован список прихожан церкви Троицы и Евпла, в доме Шварца жили более десяти студентов, пишущие и печатающи еся, такие, как Алексей Лисицын, Андрей Колоколов, Василий Колокольников.

Приехавший в Москву молодой Николай Карамзин познакомился с Н. И. Новиковым, стал брать уроки у профессора И. М. Шадена и слушать лекции в Московском университете; вскоре он стал членом "Дружеского ученого общества" и поселился в доме этого общества, принадлежавшем Шварцу. В "благословенном жилище у Чистых прудов", как называл этот дом Карамзин, он провел четыре года. "Много бумаги мною перемарано", - впоследствии вспоминал он. В этом доме Карамзин сошелся с молодым талантливым поэтом-переводчиком А. А. Петровым. "Он не был ни богат, ни знатен - он был человек благородный по душе своей", - вспоминал писатель о своем друге. Вместе с ним Карамзин редактировал издаваемый Новиковым журнал "Детское чтение для сердца и разума". В мае 1789 года Карамзин уехал путешествовать за границу, а возвратившись осенью 1790 года, приступил к изданию "Московского журнала". После смерти И. Шварца в феврале 1784 года домом ведала его вдова Наталья Ильинична.

Старший внук этой семьи Павел Иванович за заслуги своего деда по университету в 1836 году был пожалован потомственным дворянским дипломом. Павел Иванович Шварц известен своими трудами по садоводству, в 1838-1840 годах издавал "Журнал российского садоводства". Его сын Николай - инженер путей сообщения в Туле, а внук Александр Николаевич Шварц (1848-1914) - воспитанник Московского университета, а потом профессор античной литературы. Александр Шварц стал сенатором, в 1908-1910 годах - министром народного просвещения ("скверное дело возложили на мои плечи" - говорил он тогда), а потом - членом Государственного совета.

В 1796 году этот дом покупает семья купцов Подкатовых. С 1823 года в течение тридцати лет владение принадлежит служащему Московского почтамта дворянину Петру Васильевичу Сабанееву, предком которого был Кутлу-Магомет, в святом крещении Федор Ишкевич, сын Ишкея Сабанеева, татарина из Романовского уезда. Его потомки в XIX-XX веках стали выдающимися учеными.

Леонид Павлович Сабанеев (1844-1898) - видный зоолог, занимался изучением русской охотничьей фауны, издавал журналы "Природа", "Природа и охота", автор известной книги "Рыбы России", выдержавшей многие издания. Брат Леонида Павловича Александр Сабанеев (1843-1923) был химиком, профессором Московского университета, пионером в исследованиях неорганических соединений. Его любимый ученик, будущий профессор химии Александр Николаевич Несмеянов стал академиком, ректором Московского университета.

В 1860-1870-х годах хозяином дома был купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин Василий Никифорович Коротков. В сводчатых помещениях подвала дома размещались кузница и печи его фабрики металлических изделий. Здесь можно было заказать водопроводные трубы, насосы и даже главы и кресты для церквей из меди, покрытые золотом. В конце 1880-х годах владение приобретает потомственный почетный гражданин, сын вологодского городского головы Христофор Семенович Леденцов, учредитель Леденцовской богадельни, основатель Общества содействия успехам опытных наук и их практических применений. Созданное им общество оказывало огромную помощь многим ученым, в том числе И. П. Павлову, П. Н. Лебедеву, Н. Е. Жуковскому. Девиз общества: "Наука, Труд, Любовь, Довольство". Х. С. Леденцов считал науку "средством, ведущим к возможному благу человечества", когда можно "при наименьшем капитале принести возможно большую пользу населению".

Познакомившись с владельцем соседнего участка Владимиром Карловичем Феррейном (1834-1918), Леденцов оценил огромную пользу его деятельности в области расширения фармацевтической науки. На объединенном участке в начале 1892 года по проекту архитектора А. Э. Эриксона для фармацевтической фирмы "В. К. Феррейн" начали возводить огромный комплекс зданий, в котором разместились пять хорошо оборудованных лабораторий и склады со служебными помещениями.

14. Угловое владение с 30-х годов XVIII века и почти до XIX века принадлежало князю Якову Петровичу Долгорукову, а потом его жене Анне Михайловне, урожденной Аргамаковой. Усадьба с двухэтажными палатами находилась в глубине участка, а хозяйственный двор выходил в соседний, Архангельский, переулок. В 1809 году владение принадлежит английскому купцу Ивану Пикерсгилю. В пожар 1812 года строение - трехэтажный дом - уцелело. В 1841 году владение числится за вдовой Лукерьей Ивановной Пельдор с детьми. Ее сын Роман стал московским купцом, и через него из заграницы можно было выписывать разные машины: паровые, прядильные, ткацкие, лесопильные, печатные и др. В 1850-х годах владение принадлежало уже купцу Иордану, а потом банкиру Ахенбаху. В период 1860-1910-х годов усадьба стала объединяться с соседним, южным, участком (по Архангельскому пер., дома №№ 7 и 9), строятся дома по проекту архитектора И. Благовещенского. В 1898 году владение принадлежит Московскому торговому банку. Часть территории по переулку перешла к дому № 14, к Евгению Александровичу Скальскому, для которого в 1912 году архитектор И. Г. Кондратенко возводит семиэтажное здание с эркерами и балконами.

Соседняя часть территории (угол Архангельского пер., 11/16) перешла к купцу Н. К. Силуанову, который в 1911 году на своем участке воздвигает многоэтажный дом по проекту архитектора А. Н. Зелигсона.

В 1921 году в доме разместилась редакция первого советского ежемесячного литературно-художественного журнала "Красная Новь". Главным редактором до 1927 года был А. К. Воронский, а первым редактором литературно-художественного отдела - М. Горький. В журнале публиковали свои произведения В. В. Маяковский, И. Э. Бабель, С. А. Есенин, А. Н. Толстой, Эдуард Багрицкий и др. Последний номер журнала вышел в августе 1942 года. Здесь же помещалось издательство "Круг", выпускавшее художественную литературу, секретарем был писатель Борис Андреевич Губер (1903-1937), автор известного сборника рассказов "Шарашкина контора" и других произведений, отражавших главным образом жизнь деревни эпохи НЭПа и первых лет коллективизации сельского хозяйства.

В доме жили: Лев Владимирович Березовский (1896-1960), виолончелист, заслуженный артист республики, мастер выразительной певучей игры; физик академик Артемий Исаакович Алиханян, работавший в области физики атомного ядра и космических лучей; профессор дерматологии Артемий Павлович Иордан; находились известные в 1920-х годах художественные мастерские.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «По Москве исторической»