Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Собрать золото таланта

Н. Кудрявцев, чл.-кор. РАН. Беседу ведёт специальный корреспондент журнала «Наука и жизнь» Ольга Белоконева.

Московский физико-технический институт (МФТИ) более чем полвека готовит специалистов высочайшего уровня, работающих в самых престижных научных центрах России и зарубежья. Помимо научной и образовательной деятельности сотрудники МФТИ занимаются с одарёнными школьниками. На базе Физтеха готовятся национальные сборные для участия в международных олимпиадах по математике, физике и в соревнованиях юниоров по естествознанию. О международном школьном олимпийском движении рассказывает ректор МФТИ, член-корреспондент РАН председатель оргкомитета всероссийской олимпиады школьников Николай Николаевич Кудрявцев.

— Николай Николаевич, почему именно в МФТИ осуществляется подготовка претендентов в национальную сборную?

— На международном уровне проводятся олимпиады школьников по восьми различным предметам. Во всех этих олимпиадах Россия принимает участие. Математики, физики и юниоры (они участвуют в соревнованиях по математике, физике и химии) проходят подготовку на Физтехе; две команды, химиков и географов, — в МГУ, команду по информатике готовят МИФИ и ЛИТМО (Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики). С астрономами работает Петербургский университет, а за биологов отвечает Московский государственный областной университет.

Если «олимпийцы» тренируются на Физтехе, это не означает, что с ребятами работают только наши преподаватели. Оргкомитет предметных олимпиад — это команда, в которую входят специалисты из разных вузов. Интересно, что все председатели оргкомитета всероссийских олимпиад были физиками: академик Исаак Константинович Кикоин; директор Института физики твёрдого тела РАН, вице-президент РАН Юрий Андреевич Осипьян; член-корреспондент РАН ректор МФТИ Николай Васильевич Карлов.

В тех вузах, где работали наиболее активные энтузиасты, и стали заниматься подготовкой сначала всесоюзных, а затем международных олимпиад школьников. Поэтому с конца 1980-х годов команда по физике и математике оказалась у нас, юниорами мы занимаемся с 2004 года.

— То есть всё держалось и держится на энтузиастах?

— В 1990-е годы всё держалось на энтузиастах. Проблем было много: наши преподаватели сами искали спонсоров поездки, покупали форму. В октябре 2004 года к нам приехал новый министр образования Андрей Александрович Фурсенко. На встречу собрались руководители всех восьми олимпийских команд. С этого момента всё изменилось. Мы уже не решаем вопросы привлечения денег от спонсоров: в министерстве есть оператор, который занимается всей организационной работой. Сейчас участники команд получают специальные президентские гранты для поддержки талантливой молодёжи. Так что Фурсенко очень нас тогда поддержал. У него, как я понимаю, установка — делать ставку на лидеров. Поэтому наша деятельность оказалась созвучна его внутренним убеждениям.

— Как отбирают кандидатов в национальную сборную?

— Участников международной команды отбирают по результатам всероссийской олимпиады. Попадают они туда после четырёх туров: школьного, городского, областного и, наконец, всероссийского. С победителями всероссийской олимпиады проводятся два сбора: один — зимой, другой — летом. На зимние сборы обычно приезжают до 30 победителей всероссийских олимпиад по одному предмету, а команда формируется из четырёх—шести человек.

На Физтехе мы отвели ребятам специальное помещение для занятий. Для физиков создали силами студентов —победителей олимпиад прошлых лет базу для подготовки к экспериментальному туру.

— Расскажите об успехах международных команд физиков и математиков.

— По командному зачёту российские сборные почти никогда не выходят из десятки лидеров. Соревнования, как и на спортивной олимпиаде, проводятся в личном зачёте. Задания ранжируются по очкам, определяются границы «золота», «серебра». «Золотых» победителей бывает несколько, так же как и «серебряных». Командный зачёт определяется неофициально. Математики в этом году выступили успешно, заняв второе место — четыре «золота» и одно «серебро». Физики оказались на десятом месте: у них — одна золотая, две серебряные и две бронзовые медали. Стабильно сильно выступают химики и информатики, да и все остальные команды.

— В чём вы видите значение олимпиад школьников?

— Прежде всего — в популяризации соответствующих предметов. В первом туре олимпиад в этом году участвовали 7 миллионов 850 тысяч школьников. В заключительном туре этой пирамиды — приблизительно 5000 участников. По всем предметам бывает около двух с половиной тысяч победителей и призёров на всю страну.

— Победители международных олимпиад приобретают какие-то льготы?

— Они уже их имеют как победители всероссийских олимпиад. Любой вуз России по профилю олимпиады должен их принять без экзаменов. А международных льгот у них нет. Международная олимпиада — это не борьба за студенческий билет. Это соревнование, спорт.

— А что можно сказать об участниках из других стран?

— Сейчас резко рванули вперёд страны восточного региона. Наши руководители и тренеры говорят, что надо было бы ещё по недельке добавить к сборам. Китайцы отрывают детей от школы на полгода. Для них это — профессиональный спорт.

— Правильно ли это?

— Я против такой гонки. Нужна ли победа любой ценой? Всё-таки мы имеем дело с молодыми людьми, с несформировавшейся ещё психикой. Наша система подготовки гуманнее по отношению к ребятам.

В прошлом году победителей международных олимпиад принимал президент Дмитрий Медведев. Хочется, чтобы интеллектуалы потом заняли достойное место в нашем обществе, реализовали свой потенциал. Дмитрий Анатольевич обратил внимание на этот аспект. Надо, чтобы интеллектуальный потенциал наших победителей нарастал, а не растворялся в рутине. Вот это действительно важно.

— Хотелось бы ещё узнать об олимпиаде, которая проводится на Физтехе.

— Она называется «олимпиада по прикладной математике и физике». Сейчас, когда приём идёт по результатам ЕГЭ, каждый вуз тем не менее продолжает искать своего абитуриента. И вузовские олимпиады дают такую возможность. Скажем, наша физика и физика на физфаке МГУ несколько отличаются. Здесь она — более прикладная, там — более фундаментальная. Это отражается и в задачах. Задачи по математике на Физтехе тоже имеют большую практическую направленность. И соответственно физтеховские олимпиады привлекают школьников, которым наш подход по душе.

Олимпиады для школьников мы проводим уже лет пятнадцать, наши сотрудники выезжают в областные центры. В этом году мы проводили выездные олимпиады, по-моему, в 34 городах России и в Киеве.

— Многие вузы жалуются, что в последние годы уровень абитуриентов и соответственно студентов сильно снизился. Каково ваше мнение?

— Дело не в уровне. Школьники глупее не становятся, просто произошло перераспределение интеллектуальных сил. У абитуриентов появилось больше возможностей. Если раньше лучшие выпускники шли в точные науки, то сейчас у них появились и другие возможности своей реализации. Всем известно, что высокой популярностью пользуются и экономика и юриспруденция.

— А после введения ЕГЭ что-то изменилось?

— На мой взгляд, особенность ЕГЭ — единственность попытки, что создаёт стрессовую ситуацию. Я не рассматриваю случаи коррупции. Кстати, сейчас, когда мы принимаем по результатам не только своей, но и олимпиад других вузов, оказалось, что баллам ЕГЭ больше веры, чем баллам олимпиад. Победителей и призёров олимпиад вдруг стало слишком много, а они номинируются 100 баллами при поступлении. А сколько 100-балльников ЕГЭ? Всего два-три десятка по предмету на всю страну.

На самом деле для нашего института ЕГЭ очень важен. Талантливые дети рассыпаны по стране как золото. Система приёма на Физтехе очень сильно отличается от системы других вузов. Основу приёма составляют одарённые школьники из регионов, мы их отовсюду собираем. В 1990-е годы, когда люди по финансовым причинам не могли отправить ребёнка учиться в Москву, мы наблюдали сужение географического ареала поступающих — он ограничивался центральной частью России. ЕГЭ позволяет расширить географию наших абитуриентов.

— Физтех часто сравнивают с Массачусетским технологическим институтом (MIT). Занимаются ли там одарёнными школьниками? Есть ли за рубежом вузы, отвечающие за подготовку команд?

— Я знаю, что в Америке процесс отбора более индивидуализирован. MIT этим специально не занимается. Считается, что каждый — сам кузнец своего счастья. У нас же исторически привита система наставничества. И я считаю, что это правильно.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Проблемы образования»