Химия — наука олимпийская

А. Гладилин, докт. хим. наук. Беседу ведёт О. Белоконева

Предметные олимпиады школьников позволяют молодым людям, интересующимся науками, продемонстрировать свои лучшие качества: эрудицию, творческое начало, умение мыслить логически, способность быстро овладевать новыми знаниями. Главным организатором химических олимпиад высшего уровня в России выступает химический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова. Об особенностях проведения Всероссийских и Международных химических олимпиад рассказывает заместитель председателя методической комиссии международных Менделеевских олимпиад, руководитель сборной команды России на Международных химических олимпиадах, в прошлом председатель Методической комиссии Всероссийских химических олимпиад, профессор химического факультета МГУ, доктор химических наук Александр Гладилин. Беседу ведёт корреспондент журнала «Наука и жизнь» кандидат химических наук Ольга Белоконева.

Школьница из США — участница экспериментального тура Международной химической олимпиады 2007 года в Москве.
Научные руководители сборной России профессора химического факультета МГУ Александр Гладилин (слева) и Вадим Ерёмин (второй справа) с победителями 40-й Международной химической олимпиады в Венгрии, 2008 год.
Нобелевский лауреат Гарольд Крото, открывший фуллерены, награждает победителя Международной химической олимпиады 2009 года Олега Сальникова из Новосибирска. Фото Вадима Ерёмина.

— Среди химических олимпиад высшего уровня выделяются три — Всероссийская, международная Менделеевская и Международная олимпиады. В чём особенности организации и проведения Всероссийской химической олимпиады?

— Оргкомитет Всероссийской химической олимпиады находится на химфаке МГУ. Главный её организатор — декан химического факультета МГУ академик Валерий Васильевич Лунин. В подготовке олимпиады активное участие принимают доцент Ольга Валентиновна Архангельская и помощник декана Игорь Александрович Тюльков.

Главная отличительная черта Всероссийской химической олимпиады в том, что между собой соревнуются школьники–одногодки, обучающиеся в одном и том же классе. Зачёт ведётся раздельно для учеников 9-го, 10-го и 11-го классов. В то же время в Менделеевской и Международной химических олимпиадах никакого разделения на классы нет: все участники соревнуются друг с другом. Всероссийская олимпиада проводится в три тура: два теоретических и один экспериментальный. Первый теоретический тур — обязательный. Его цель — проверить базовые знания школьников и их навыки в решении задач. Второй — также теоретический, но уже по выбору.

Завершающий этап соревнования — экспериментальный тур. Как правило, задания этого тура на Всероссийской олимпиаде уступают по сложности заданиям теоретических туров, что связано с большими затратами на подготовку и проведение практических задач. Тем не менее он позволяет выявить участников с устойчивыми навыками экспериментальной работы. Зачастую умение работать в лаборатории оказывается слабым местом российских участников Международных олимпиад.

— Александр Кириллович, как изменился уровень подготовки школьников к Всероссийским химическим олимпиадам за последние годы? Связан ли он с общим уровнем химической подготовки в российских школах?

— Общий уровень участников олимпиад в последние годы стабильно высок. Это ведь элита, некая верхушка айсберга. Уровень участников олимпиады, конечно, определяется общим уровнем образования, но в этой зависимости есть некоторая задержка. Подготовить несколько десятков школьников — задача более посильная, чем поднять уровень химического образования по всей стране. Высококвалифицированные преподаватели-энтузиасты готовят сильных ребят. Из основных центров подготовки химиков-олимпийцев могу назвать Новосибирск, Барнаул. Из Нижнего Новгорода приезжает меньше победителей, чем раньше. Раз в три-четыре года сильные юные химики приезжают из Казани, Вологды, Санкт-Петербурга. Победителей химических олимпиад из Москвы не так много, как можно было бы ожидать, — в основном это учащиеся лицея 1303.

— Что представляет собой международная Менделеевская химическая олимпиада и чем она отличается от Всероссийской и Международной?

— Химическое образовательное сообщество сохранило всесоюзную Менделеевскую химическую олимпиаду, которая теперь называется международной Менделеевской. Насколько мне известно, химия — единственный предмет, по которому продолжает проводиться Всесоюзная олимпиада школьников. В этом особая заслуга нашего декана, Валерия Васильевича Лунина. Если бы он этим не занимался лично, Менделеевской олимпиады просто не было бы.

Сегодня Менделеевская олимпиада вышла за пределы границ бывшего Советского Союза, последние несколько лет в ней участвуют команды Румынии и Болгарии. Иногда приезжают македонцы — команда одного турецкого лицея. В общей сложности — около 90 человек.

— Как проводится международная Менделеевская олимпиада? Кто её организатор?

— Центральный оргкомитет Менделеевской олимпиады также находится на химфаке МГУ. Олимпиады всегда проводятся при участии центрального и местного оргкомитетов. Задачи Менделеевской олимпиады готовит методическая комиссия в Москве, которую возглавляет профессор Валентин Георгиевич Ненайденко. Организацией и проведением олимпиады непосредственно занимаются заместитель декана химического факультета МГУ профессор Николай Егорович Кузьменко и доцент Оксана Николаевна Рыжова. В комиссию входят представители разных стран: России, Украины, Республики Беларусь, Казахстана.

— Какие задания выполняют школьники? Какова их сложность?

— Менделеевская олимпиада проходит в три тура. Практический тур сложнее, чем на Всероссийской олимпиаде, но всё же чуть проще, чем на Международной. Это связано с тем, что не всегда у принимающей стороны имеется достаточная экспериментальная база. Среди задач по аналитической химии — титрование, качественный анализ. Иногда участники проводят серьёзный органический синтез, делают тонкослойную хроматографию. С точки зрения организации и инфраструктуры следует отметить экспериментальные туры в Ереване и Минске, которые проводились на базе химических факультетов университетов. А вот в Узбекистане и Туркменистане практический тур проходил в спортзалах школ, органический синтез в таких условиях поставить невозможно. Думаю, что на Менделеевской олимпиаде этого года, которая пройдёт в Баку с 27 апреля по 4 мая, всё будет организовано на высшем уровне.

— Советского Союза нет уже почти 20 лет. Молодое поколение из некоторых стран СНГ совсем не умеет говорить по-русски. Наверное, теперь все задания Менделеевской олимпиады приходится переводить на английский?

— Изначально рабочим языком международной Менделеевской олимпиады был русский. Сохранение русского языка как средства общения химиков на постсоветском пространстве — одна из основных задач олимпиады, поскольку значительная часть научной и учебной литературы в странах-участницах со времён Советского Союза издавалась на русском языке. В последние годы наряду с русским всё активнее используется английский язык. Участникам предлагаются задания на двух языках, при этом руководители ряда команд переводят задания ещё и на родной язык.

— Победители Менделеевской олимпиады имеют какие-либо льготы при поступлении в вузы?

— Их зачисляют на химфак МГУ и в другие профильные химические вузы России без экзаменов, как и победителей Всероссийской олимпиады. Это относится не только к гражданам России и СНГ. Победители из Болгарии, Румынии, стран Балтии также получают это льготное право.

— Из каких стран обычно приезжают золотые медалисты?

— В Менделеевской олимпиаде постоянные лидеры — Россия, Украина, Беларусь. Это первый эшелон. В последнее время довольно часто «делегирует» одного представителя в золотые медалисты Румыния. Результаты участников из других стран менее стабильны.

— Давайте перейдём к Международным олимпиадам. В чём их отличие от Менделеевской и Всероссийской олимпиад?

— Международная олимпиада в значительной степени отличается от Менделеевской и от Всероссийской. В ней участвуют около 70 стран, каждая из которых может отправить на олимпиаду четырёх участников. Обычно в соревновании принимают участие около 260 человек. Комплект заданий готовит местный научный комитет. Поэтому задачи год от года разного уровня и на разные темы. У Международной олимпиады есть программа, которая периодически модифицируется. Координирует этот процесс Международный оргкомитет, в котором традиционно присутствует представитель России. В настоящее время это научный руководитель сборной России профессор химического факультета МГУ Вадим Владимирович Ерёмин.

Задания олимпиады базируются на тренировочном комплекте, который включает около 35 теоретических задач и от 5 до 10 экспериментальных. Тренировочные задания выставляются на веб-сайте организаторов за полгода до олимпиады, которая обычно проходит в июле. На основе этого комплекта и проводится подготовка школьников. В России сборную команду формируют по результатам заключительного этапа Всероссийской олимпиады. Примерно половина из 12—18 претендентов представляет выпускной класс, остальные — десятиклассники. Гении из 9-го класса пробиваются редко. Участвовать в Международной химической олимпиаде могут школьники до 20 лет. Такой «преклонный» возраст связан с особенностями образовательной системы в Европе. Поэтому зачастую наши 16-летние ребята соревнуются с 19-летними европейцами.

Дважды Международная олимпиада проводилась в нашей стране на базе химфака МГУ — в 1996 и 2007 годах. Возможно, если будет принято решение на правительственном уровне, Международная химическая олимпиада 2013 года снова пройдёт у нас. А в этом, 2010 году олимпиаду принимает Токио.

— Кто занимается подготовкой команды к Международной химической олимпиаде школьников?

— Сборы претендентов на участие в Международной олимпиаде проводятся в течение двух недель в Москве на базе химфака МГУ в начале июня. Со школьниками работают самые лучшие специалисты в каждой из анонсированных организаторами областей. На наш взгляд, это является залогом успешной подготовки. Если задача по ЯМР (ядерному магнитному резонансу. — Прим. ред.), то подключают специалистов по ЯМР, если требуется расшифровать масс-спектр, мы приглашаем специалистов в этой области. Следует отметить, что подготовкой претендентов на участие в Международной олимпиаде занимаются не только преподаватели химического факультета МГУ, но и победители олимпиад предыдущих лет: Илья Глебов, Александр Белов, Алексей Зейфман.

— Каковы успехи нашей команды на международных химических соревнованиях?

— Россия обычно успешно выступает на Международных олимпиадах — три-четыре «золота» из четырёх возможных. Правда, в 2005—2006 годах у нас было всего по одной золотой медали, причём у одного и того же участника. Но эти награды стоят особняком: обе получил Алексей Зейфман, заканчивающий сейчас химфак МГУ. Дважды абсолютно первый в мире — случай уникальный.

— Победители Международной химической олимпиады имеют какие-либо преимущества перед обычными абитуриентами?

— В большинстве случаев на олимпиаду едет без пяти минут студент, которому никакие льготы уже не требуются. Тем не менее за годы работы со сборной командой России я могу припомнить лишь два-три случая, когда школьник решал, что попадание в команду — это предел мечтаний и дальше можно расслабиться и просто наслаждаться пребыванием в другой, зачастую экзотической стране. Я пришёл к выводу, что до вершин олимпиадного движения добираются (за редким исключением) люди с огромной внутренней мотивацией. Заставить себя «пахать» изо дня в день, когда твои одноклассники замечательно проводят досуг, могут только исключительно целеустремлённые люди.

Редакция благодарит профессора химического факультета МГУ Вадима Владимировича Ерёмина за предоставленные фотоматериалы и информацию о результатах Всероссийской химической олимпиады 2010 года в Казани.

***

В марте 2010 года в Казани прошла Всероссийская химическая олимпиада, в которой приняли участие 220 школьников. Абсолютное первое место занял Кирилл Суховерхов из Барнаула. Лучшим из десятиклассников был Игорь Плохих из Курска. А девятиклассник Илья Устинович из Магнитогорска набрал 220 баллов из 250 возможных, что само по себе — результат уникальный. Среди победителей олимпиады 2010 года — представители Челябинска, Санкт-Петербурга, Вологды, Камчатки, Курска, Белгорода, Кировской области, Барнаула, Новосибирска, Магнитогорска, Москвы, Пензенской области.

Другие статьи из рубрики «Проблемы образования»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее