БАРБАРИСОВА РОДНЯ

М. ШАЛАВЕЕНЕ. Фото автора.

Барбарис обыкновенный.
Цветет джефферсония сомнительная.
Такая нарядная листва у горянки красной.
Забавен весенний проросток подофилла.
Цветок подофилла щитовидного застенчиво свисает под парой листьев.

Знакомые и любимые многими садоводами барбарисы - привлекательные и не требующие многих хлопот кустарники с листвой разных окрасов. Но в семействе барбарисовых есть растения, увидев которые впервые никогда не подумаешь об их родстве с привычным барбарисом. Это не кустарники, а травянистые многолетники, предпочитающие расти в тени листопадных деревьев, способные пребывать десятки лет на одном месте, если им достаточно влаги, а почва рыхлая и плодородная. Они имеют отменное здоровье, и их избегают вредители.

Среди этих растений - джефферсония сомнительная (Jeffersonia dubia), цветущая ранней весной, в разгар цветения печеночниц, примул, пролесок и пушкиний. Вписываясь в этот веселый хоровод, она отличается редким лиловым оттенком долго сохраняющихся цветков (таким цветом могут похвастаться, пожалуй, лишь некоторые сорта дельфиниумов и ирисов) и пурпуром только что проросшей после зимы листвы. К лету аккуратный невысокий кустик зеленеет, но не теряет привлекательности, хотя вполне может укрыться под разросшимися листьями хост или широкими вайями папоротников.

В той же садовой компании прекрасно чувствуют себя горянки (Epimedium), их сердцевидные листья на тонких, но очень прочных "ножках" образуют ажурные кустики, размеренно покачивающиеся от дуновений ветра. Большинство горянок даже зимуют с листвой, сохраняя до следующего сезона запасы питания для новой поросли, которая появляется уже после цветения, на стыке весны и лета. Цветки этих растений не спутаешь ни с чем, хотя они и разнятся по цвету (белые, лимонные, розовые, красные, лиловые) и немного по форме в зависимости от вида и сорта. Чтобы горянки хорошо росли, их не следует слишком обильно поливать, а на зиму укрыть листовым опадом, который весной лучше и не убирать.

В моем саду живет еще один родственник барбариса - подофилл (Podophyllum). Это растение росло в том же виде, как мы знаем его сейчас, задолго до появления на Земле людей, во времена царствования динозавров, древовидных папоротников и гигантских хвощей. Ботаники считают его одним из первых цветковых растений на нашей планете. Кажется, весь облик подофилла говорит о древнем происхождении, настолько оригинально выглядит любой из его двух видов с самой ранней весны до поздних осенних холодов.

Особенно забавны весенние проростки подофилла. Растения быстро растут, и к началу лета на светлых ровных стеблях расправляются "зонтики" глянцевых листьев. У подофиллов щитовидного (P. peltatum) и Эмода (P. emodii) не только доли листа различаются по форме, но и цветки располагаются по разные стороны "зонтиков". У первого белоснежный цветок на тонкой ножке застенчиво свисает головкой вниз под парой листьев, а у второго - горделиво красуется над одиночной пластинкой листа, плотно к нему прилегая. В подходящих условиях (наличие насекомых-опылителей) у подофиллов завязываются и ягоды - этакие крупные "сливы", к осени окрашивающиеся в вызывающе красный цвет, который обязан насторожить птиц и зверей, поскольку косточка в ягоде для них ядовита. Но благодаря наличию активных веществ высокой концентрации подофилл считается растением лекарственным, и препараты из него используются в официальной медицине.

Сейчас мне уже трудно представить свой сад без этих необыкновенных родственников обыкновенного барбариса.

Другие статьи из рубрики «Ваши растения»