Боудикка, или тень Клеопатры

Андрей Балабуха.

Мятеж не может кончиться удачей,
В противном случае его зовут иначе.

Джон Харрингтон, XVII век (перевод С. Я. Маршака)

Гай Юлий Цезарь (100—44 гг. до н.э.) был первым покорителем Британского острова. Римский бюст.
Фрагмент сохранившейся стены римского Веруламия, взятого восставшими под водительством Боудикки.
На карте-схеме Британии показано, где селились племена иценов.
Император Нерон (37—68 гг. н.э.). При нём продолжалось покорение Альбиона. Гипсовый слепок с древнеримского мраморного бюста, находящегося в Британском музее.
Древние римляне строили в завоёванных землях такие мощные укрепления, которые и две тысячи лет спустя производят впечатление. Адрианов вал — не просто каменная стена. В это римское оборонительное укрепление на севере британской провинции входило шестнадца
Кельт. Реконструкция головы так называемого человека из Линдоу, найденного в торфяном болоте в английском графстве Чешир в 1984 году. По мнению учёных, сей типичный кельт умер около 100 года н. э.
Памятник Боудикке, воздвигнутый близ Вестминстера.

Во всём виноват Цезарь

В отличие от прадедов-гимназистов нынешние школьники латыни не изучают и потому не зубрят «Gallia est omnis divisa in partis tres…»*, с чего веками начиналось для всех школяров овладение языком гордых граждан Вечного города.

Однако о том, что Цезарь покорил Галлию и написал по этому случаю бессмертные «Записки о Галльской войне», знает едва ли не всякий: беглого упоминания об этом и по сей день не успели ещё удалить из учебников по истории Древнего мира.

Кельтские племена галлов уже к 600 году до н.э. населяли всю территорию современной Франции, а спустя двести лет их полчища вторглись в Северную Италию, где основали город Милан, а затем двинулись на юг и три года спустя захватили Рим. Покинули они его лишь за огромный по тем временам выкуп. Отсюда и пошла вражда между римлянами и галлами.

Рим рос, набирал могущество, и во второй половине I века до н.э. южная Галлия уже стала римским доминионом — первой «провинцией» за пределами Италии (восточная её часть и по сей день сохраняет по этому случаю название Прованс). И вознамерился Рим совершить ещё одно героическое деяние — присоединить к империи Британию. О подлинном покорении Альбиона речь, правда, не шла. Задумывалась лишь большая карательная экспедиция с целью наказать бриттов за помощь, которую они недавно оказали материковому племени венетов.

Выслав вперёд отряд для рекогносцировки, в ночь на 26 августа 55 года до н.э. Цезарь отплыл с двумя легионами из Portus Itius (современная Булонь) и следующим утром высадился на британском берегу. Пытавшиеся помешать ему бритты были отброшены. Цезарь поспешил отправить в Рим реляцию: «Вся Британия покорена». Действительности это никоим образом не соответствовало, но отвечало политическим задачам самого полководца. А тем временем его эмиссар, романизированный галл Коммий, вёл дипломатические переговоры с местными царями, и часть их признала власть Рима.

Летом следующего года Цезарь вновь отправился в Британию — на этот раз с пятью легионами пехоты, двумя тысячами кавалерии на восьмистах кораблях. Оставив небольшой отряд для прикрытия флота, с остальными силами Цезарь двинулся в глубь страны. Возглавивший сопротивление бриттов царь Кассивелаун попытался остановить римлян, но был разбит, а столицу его взяли штурмом. Когда он запросил мира, Цезарь взыскал с побеждённых внушительную контрибуцию и, не оставив в Британии никакого гарнизона, вернулся на материк.

Казалось бы, обе британские кампании Цезаря — лишь незначительный эпизод, да и на протяжении следующего века римлянам было не до Богом забытых островов. Однако это не означало, будто Британия и Рим ничего друг о друге не ведали. Знать Британии нередко бывала в Вечном городе, а римские торговцы селились в Южной Англии, где первобытные поселения местных жителей под влиянием римлян постепенно превращались в настоящие города. Более того, племенные вожди всё чаще использовали римлян в своих междоусобицах, упуская из виду, что оттуда, куда ступила нога легионера, римляне просто так никогда не уходят.

Так, в середине тридцатых годов новой эры подданные низложили и изгнали правительницу племени бригантов Картиманду. Та попросила помощи у римлян. Отчего же нет? Из Галлии в её владения тут же был переброшен легион (кстати, во времена сменившего Цезаря Октавиана Августа и его преемника Тиберия легион насчитывал уже 6100 человек пехоты и 726 всадников, а не 4200 пехотинцев и 300 кавалеристов, как при Цезаре, — сила немалая). Завершивший дело легион обратно передислоцировать как-то забыли. И когда император Клавдий приказал наконец завоевать Британию, поручив это в 43 году сорокатысячной армии Авла Плавтия, её встречали этот легион и местные союзники, надеявшиеся решить свои усобицы с помощью пришельцев.

Комментарии к статье

* «Вся Галлия разделяется на три части…» (первые слова «Записок о Галльской войне» Юлия Цезаря).

Другие статьи из рубрики «Страны и народы»

Детальное описание иллюстрации

Древние римляне строили в завоёванных землях такие мощные укрепления, которые и две тысячи лет спустя производят впечатление. Адрианов вал — не просто каменная стена. В это римское оборонительное укрепление на севере британской провинции входило шестнадцать крепостей. Кроме того, на расстоянии римской мили друг от друга располагались укреплённые форты, где несли службу гарнизоны (наиболее знаменитыми были Честер и Хаустидс). Каждый участок между фортами дополнительно усиливался парой сторожевых башен, делившей его на три равные части. Адрианов вал, несмотря на частичное разрушение и позднейшие перестройки, выдержал проверку временем.
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее