Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ТАЙНЫЕ ЗНАКИ ЭПОХИ СРЕДНЕЙ БРОНЗЫ

Кандидат исторических наук Ольга БРИЛЕВА.

Специалисты Института археологии РАН проанализировали тысячи катакомб (подземных гробниц) эпохи средней бронзы (II тыс. до н.э.) Кавказа. Учёные пришли к выводу, что положение погребённого в катакомбе указывает на его социальный статус. Об этом же говорит и расположение самой катакомбы в кургане, в частности её нахождение относительно центра кургана и остальных катакомб.

Чтобы разобраться в иерархии погребений кавказских кочевников, живших во II тысячелетии до н.э., археологи классифицировали катакомбы по трём основным параметрам: общая конфигурация, расположение входа в могилу и общий вид вертикального профиля катакомбы (учитывались высота и наклон).

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Впервые учёные подвергли классификации катакомбные погребения эпохи средней бронзы Кавказа в 1976 году. Тогда советский археолог С. Н. Братченко (Ростовский областной музей краеведения) выделил Т- и М-образные катакомбы, в 1989 году М. В. Андреева из Института археологии РАН выделила катакомбы со смещёнными камерами. В 2007 году Н. И. Шишлина добавила к ним Г-, И-, Ш-образные катакомбы.

Теперь сотрудник Института археологии РАН А. Н. Гей предложил рассматривать не только форму катакомбы, но и её положение как в кургане, так и относительно других катакомб. Кроме того, он обратил особое внимание на положение костяка в погребении. Чаще всего центральным погребением в кургане с катакомбами является погребение эпохи энеолита (VI—V тыс. до н.э.). Подзахоронения с катакомбами, расположенными по кругу, были сделаны гораздо позже (II тыс. до н.э.). Катакомбы образовывали внутреннее и внешнее кольца захоронений (интересно, что трёхкатакомбных колец ни разу не было обнаружено).

Расположение погребённых в катакомбе А. Н. Гей предложил описывать схемой, согласно которой два человека лежат параллельно друг другу и один — поперёк у них в ногах. Скорее всего, эта схема отражает место погребённых в кочевой повозке при жизни и косвенным образом их социальный статус. В одной катакомбе хоронили от одного до трёх человек. Столько же человек могло поместиться в одну повозку. В этом случае всех погребённых можно разделить на три группы: человек правого колеса, человек левого колеса, поперечный человек.

Часто встречаются катакомбы, в которых один погребённый лежит с краю, при этом оставлено большое пустующее пространство — они получили название асимметричных. Скорее всего, асимметричные катакомбы отражают схему обряда и представлений о загробном мире. Эти сооружения могли использоваться как для отражения социального положения погребённых, так и для резервирования места для других людей или повозки.

Любопытно, что такое расположение скелетов в погребениях разных форм встречается во многих археологических культурах того времени: в культуре Злота в Западной Польше; в еланинской культуре в Восточном Алтае; в микенских шахтных гробницах; в бретонских насыпях и других.

Французский исследователь Жорж Дюмезиль (Georges Dumézil) в первой половине XX века обратил внимание на троичность структуры общества, которая, согласно его исследованиям, появилась в Индии в эпоху Варны (II тысячелетие до н.э.). Он предположил, что предки ариев могли перенести традиции профессиональной специализации в троичность общественных структур в рамках семейной (родовой) специализации. Возможно, выделенная А. Н. Гейем схема — отражение этой троичности общества и формирующихся общественных институтов.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Вести из институтов, лабораторий, экспедиций»