ЧИТАЙТЕ РОМАНЫ! В ЖИЗНИ ПРИГОДИТСЯ

В материалах рубрики использованы сообщения следующих изданий: «Economist», «Focus» и «New Scientist» (Англия), «Bild der Wissenschaft» (Германия), «Research.eu» (Европейский союз), «Gemini» (Норвегия), «Smithsonian» (США), «Ça m’interesse» и «Recherche» (Франция), а также сообщения агентств печати и информация из интернета.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Среди книг. Фото Юрия Фролова.

Издавна считалось, что чтение художественной литературы полезно для молодёжи, так как знакомит её с «правилами игры» в реальном мире. Группа канадских психологов из университета Торонто недавно выдвинула идею: так же как обучение на авиационном тренажёре позволяет усовершенствовать навыки будущего пилота, хороший роман служит «симулятором жизни», тренирует навыки жизни в обществе. При этом текст выступает как «обучающая программа», а роль тренажёра выполняет мозг читателя.

Для проверки этой гипотезы психологи провели эксперимент. Сначала отобрали группу добровольцев и проверили, насколько они знакомы с художественной литературой. Для этого каждому дали список известных писателей, в который были вставлены и фамилии, не имеющие отношения к литературе, и попросили испытуемых отметить знакомых им авторов. По количеству правильных ответов и ошибок можно судить о том, насколько человек начитан.

После этого приступили непосредственно к тестам. Первый из них напоминал психологический тест, опубликованный несколько лет назад в «Науке и жизни» (№ 9, 2004 г.). Испытуемому давали набор фотографий, на которых показаны только глаза людей, и по этой узкой полоске лица надо было сказать, какие чувства и эмоции испытывал человек, чьи глаза сфотографированы.

Во втором тесте участникам опыта показывали короткие немые видеоролики с участием двух-трёх персонажей, и надо было определить, что происходит и в каких отношениях между собой находятся заснятые люди, то есть оба теста проверяют умение жить в обществе и взаимодействовать с людьми.

Оказалось, что любители чтения значительно лучше, чем малознакомые с беллетристикой, определяют настроение человека по глазам и несколько лучше понимают без слов взаимоотношения между людьми.

В другом эксперименте 166 подопытных субъектов случайным образом разделили на две группы и одной дали прочитать рассказ Чехова «Дама с собачкой» (разумеется, в переводе), а другой — текст такой же длины, с изложением тех же происходящих в рассказе событий, но в «документальном» стиле. Подробные психологические обследования до и после чтения показали, что прочтение чеховского рассказа несколько изменило личность читателей. Каждый из них временно стал чем-то эмоционально похож на того или иного персонажа рассказа. Читавшие изложение психологически не изменились.

Это всего лишь прочтение одного рассказа, а тот, кто регулярно читает художественную литературу (желательно, конечно, уровня Чехова!), наверняка меняет свою личность, считают авторы исследования. Писатели специально или интуитивно стараются заставить читателя идентифицировать себя с тем или иным героем, это и приводит к некоторому изменению психики читателя. Романы, новеллы, повести, рассказы, поэмы, драмы, а в детстве — и сказки учат нас жизни, проигрывая на «компьютере» нашего мозга всевозможные жизненные ситуации.

Другие статьи из рубрики «О чем пишут научно- популярные журналы мира»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее